Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 05:39, курсовая работа
Цель работы. Выяснить, насколько важна физическая культура для студента, как она влияет на физическое совершенство и как отражается на здоровье.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
-выявление основных частей физической культуры
- определить составляющие здорового образа жизни студент, и влияет физическая культура на здоровье
- влияет физическая культура на системы организма студента
- определение средств физической культуры, обеспечивающих устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 4
2 СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
2.1 Физическая рекреация 6
2.2 Лечебная физическая культура 6
2.3 Спорт 7
2.4 Адаптивная физическая культура 7
2.5 Физическое воспитание 8
3 СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ К УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 10
4 ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. 15
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ 15
4.1 Понятие здоровья 15
4.2 Понятие здорового образа жизни 17
4.3 Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет Экономики и Права
Специальность 080105 «Финансы и Кредит»
Кафедра: Физической культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Физическая культура»
на тему:
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ,
КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО
СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНЯ ЗДОРОВЬЯ
СТУДЕНТОВ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Студент
группа 311 ______________________ Э. Р. Меджидова
подпись
______________________
дата
Научный руководитель
к. пед. н., доцент ______________________ Л. В. Федотова
подпись
______________________
дата
Хабаровск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 4
2 СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
2.1 Физическая рекреация 6
2.2 Лечебная физическая культура 6
2.3 Спорт 7
2.4 Адаптивная физическая культура 7
2.5 Физическое воспитание 8
3 СРЕДСТВА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ
К УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 1
4 ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. 15
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ 15
4.1 Понятие здоровья 15
4.2 Понятие здорового образа жизни 17
4.3 Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
Актуальность темы. Актуальность проблемы воспитания личной физической культуры у школьников и студентов очевидна. Об этом говорят и интенсивные научные поиски в этом направлении, которые стали проводиться в последние годы. Однако педагогическая наука и практика по-прежнему нуждаются в интеграционно-методологических и конкретно-концептуальных исследованиях этой проблемы.
Анализ изученных источников и литературы по проблемам физического и физкультурного воспитания учащейся молодежи показал, что проблема личной физической культуры в современной науке базируется на содержательных характеристиках физической культуры общества и раскрывается с позиций более высокого уровня теории культуры. В специальной литературе "культурой" называют как определенные виды деятельности человека (общества), так и средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты, представляющие ценность для личности и общества. Человек по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель
Цель работы. Выяснить, насколько важна физическая культура для студента, как она влияет на физическое совершенство и как отражается на здоровье.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
-выявление основных частей физической культуры
- определить
составляющие здорового образа
жизни студент, и влияет
- влияет
физическая культура на
- определение средств физической культуры, обеспечивающих устойчивость к умственной и физической работоспособности
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни
Понятие
«культура» можно определить как
степень раскрытия
Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч (всеобщее военное обучение) провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин «физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.[10]
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения — Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки, проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.
Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека[10].
Каждый
из компонентов физической культуры
имеет известную
Массовая физическая культура
Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.
Рекреация (лат. — recreatio, буквально — восстановление) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — это двигательно-активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.
Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.
Спорт в
традиционном выражении «физкультура
и спорт» вынесен не только за рамки
физкультуры в узком понимании
этого термина, но и за рамки физической
культуры в широком смысле, так
как включает в себя также непосредственно
не связанные с культурой
Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.
Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.
В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».
Цель
физического воспитания достигается
в решении взаимосвязанных
К оздоровительным
и развивающим задачам
2.гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
3.всестороннее развитие физических и психических качеств;
4.обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.
Считается,
что для выполнения этих задач
общее время учебно-
Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура состоит из взаимосвязанных частей, таких как массовая физическая культура, физическая рекреация,
лечебная физическая культура, спорт, адаптивная физическая культура, физическое воспитание.
Основное средство физической культуры — физические упражнения.(см.рис.1) Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные занятия разнообразными физическими упражнениям, большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей.
В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.
Рисунок 1