Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:09, реферат
Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, действуют и в сфере физической культуры и спорта. Экономика физической культуры и спорта является конкретной отраслевой дисциплиной. Она имеет свой предмет изучения, решает свои специфические задачи.
Экономика физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина……………………………………………………………….……….3
Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства………………………………………………………………………….7
Экономические отношения в сфере физической культуры и спорта…………………………………………………………………………….9
1.4 Механизм современной экономики………………………………….14
В современном обществе основными формами собственности на средства производства являются государственная и частная. Кроме того, существует собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Экономика ФКиС учитывает специфичность экономических отношений, возникающих в связи с наличием различных форм собственности и их переплетением. Например, управление физкультуры и спорта на любом предприятии, имеет чаще всего государственную (спортивные сооружения), профсоюзную (средства из бюджета профсоюзов) и личной собственностью (оплата абонементов). При использовании этих видов собственности учитывается их различный юридический статус.
Государственная собственность включает находящиеся в ведении Федерального агентства по ФКиС спортсооружения, предприятия, изготавливающие спортивный инвентарь и т.п. Агентство заботится о сохранности и приумножении государственной собственности, об её использовании для занятий физической культурой и спортом всеми членами общества.
Ведущая роль государственной
собственности открывает
Государственное руководство
физкультурным движением
На муниципальные
Большинство спортивных сооружений
является собственностью государственных
предприятий и организаций, подчинены
различным министерствам и
В оперативном управлении общественных организаций профсоюзов, ДСО, РОСТО находятся, помимо спортивных сооружений производственные предприятия, административные здания, учебно-спортивные и туристические базы и т.д.
Согласно уставу ДСО профсоюзов, их имущество могут пользоваться все физкультурники и спортсмены, являющиеся членами ДСО. ОНИ имеют право заниматься в спортивных секциях и командах, участвовать во всех мероприятиях, проводимых ДСО: спортивных соревнованиях, праздниках, спартакиадах, обучаться на курсах, учебно-тренировочных сборах, в спортивных школах. Члены ДСО бесплатно пользуются спортивными сооружениями, оборудованием, инвентарем.
Существование разных форм
общественной собственности обусловливает
многообразие форм управления физкультурными
организациями: через Федеральное
агентство, спорткомитеты и отраслевые
ведомства; через профсоюзы и
другие общественные организации; через
смешанную государственно-
Многообразие форм управления физкультурными организациями порождает ведомственную разобщенность в использовании спортивных соружений, их неравномерное распределение между отраслями и производственными объединениями.
За последние годы сложилась
неодинаковая насыщенность физкультурных
организаций спортивными
Неодинаковое количество спортивных сооружений наблюдается в рамках одного и того же района. Крупные предприятия, располагая большими накоплениями, создают сеть спортивных сооружений. Так как не все имеют такие возможности, возникает «спортивное неравенство» производственных коллективов одного и того же района: одни имеют в избытке спортивные сооружения, что приводит к их неполному использованию, другие же испытывают острую нехватку, что ограничивает возможности развития у них физической культуры и спорта.
Ведомственная разобщенность, разделяющая физкультурников на «своих» u «чужих», затрудняет проведение общих мероприятий для населения, проживающего в одном районе. Она, как правило, ведет к различиям в порядке и размерах финансирования и материально-технического снабжения. В итоге возникает неравномерное размещение спортивных сооружений, разная степень обеспеченности ими населения.
Для ликвидации недостатков в сфере физической культуры и спорта, вызванных подобной разобщенностью, необходимо совершенствовать экономические отношения.
Фундаментальная проблема экономической теории - проблема регулирования действий участников производства. Процветание экономики в любой стране - всегда результат согласованных действий производителей, тогда как кризис - результат их антагонизма.
Оптимальный механизм регулирования - вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.
Первый подход получил название" классического ", согласно которому максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость "классического" подхода, ибо такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы и социальный антагонизм.
Сторонники противоположного ("социалистического") подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько, для кого). Контроль со стороны общества осуществляет его властный институт - государство, обладающее правом и силой к внеэкономическому принуждению. Директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей. Исключительная важность и необходимость вмешательства государства в экономику признается различными экономическими концепциями. Но до абсурда она была доведена, к нашему несчастью, именно в советской «экономике».
Директивная планомерность стала определяться как экономическая модель государственного «социализма». Практика показала тупиковость этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем «классической» модели, пороки - хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное.
Современное постиндустриальное общество доказало практическую возможность решения проблемы оптимального регулирования экономики в рамках «смешанной системы», в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация ориентирующим воздействием государства. Это-то, что и позволило создать «социально-регулируемую рыночную экономику», в которой рынок сохранен, но рынок обузданный.
Иными словами, современная «социально-регулируемая» экономика - это конечно, «рыночная экономика», но такая, в которой рыночное устройство общества переросло, наконец, в общественное устройство рынка.
Экономическая наука, которая изучает становление и развитие «капитализма» и «социализма», получила название «политической экономии». Она была и остается самостоятельной научной дисциплиной. Из неё выросла современная экономическая теория, которую в англоязычных странах часто, называют «экономикс».
1.4 Механизм современной экономики
Главный объект современной
экономической теории - классической
механизм опосредованного регулирования
экономики (в «классической» и «государственно-
1. Современная экономика
является рыночной; поэтому и
современную экономическую
2. Рыночной экономике, а следовательно и экономике физической культуры и спорта присущи неустранимые недостатки, а именно сложность удовлетворения общих потребностей (образование, наука, культура, поддержка нетрудоспособных, экология), несправедливая дифференциация доходов, монополизм. Поэтому необходим механизм оптимального. регулирования рыночной экономики, направленный на максимизацию её "плюсов" и минимизацию её «минусов».
3. В свою очередь, оптимальное
регулирование в спортивной
Всё сказанное позволяет определить объект современной экономической теории, как механизм социально-оптимального регулирования рыночной экономики.
Строя модель такого механизма,
современная экономическая
Наибольшим экономическим потенциалом, как показала историческая практика, обладает естественное стремление каждого участника рыночной экономики к достижению собственной экономической выгоды. Экономическая наука - единственная из всех социальных наук, которая изучает механизм достижения частной выгоды.
Частная выгода есть общее основание, на котором стоит рыночная экономика. Достижение частной выгоды требует соответствующих обязательных предпосылок:
1. Экономические процессы - это результат множества актов вы бора способа достижения чистой экономической выгоды. Нет такого выбора - нет и рыночной экономики. Поэтому, механизм её регулирования должен обеспечивать реальную возможность подобного выбора. Но рыночное понимание «выбора выгоды» шире, чем только денежной выгоды.
На самом деле речь идет и о возможности выбора сферы и форм конкуренции, выбора при изобилии предложения, выбора сферы приложения капитала, - словом, выбора по всему набору возможностей, предоставляемых рыночной экономикой каждому её участнику, прежде всего - покупателю.
2. Выбор осуществляет индивид, вот почему и механизм регулирования рыночной экономики должен обеспечивать возможность выбора способа достижения чистой выгоды как можно большему числу индивидов. Только такая предпосылка будет способствовать развитию экономической активности большинства трудоспособного населения.
З. Цель индивидуального экономического выбора - достижение максимально возможной (в данных условиях и для данного индивида) чистой выгоды. Обеспечение возможности такой «максимальности» - одно из требований к механизму социального регулирования рыночной экономики.
4. Индивидуальный выбор способа достижения максимально чистой выгоды всегда осуществляется рационально. Это значит, что каждый выбор есть результат произведенной индивидом оценки соотношения выгоды и затрат на ее достижения.
Поэтому и механизм социального регулирования рыночной экономики должен предоставить возможность (прежде всего публикацией всесторонней объективной экономической информации) для такого рационального поведения её участников.
5. Взаимодействие между
участниками рыночного
Остановимся на этой предпосылке подробнее, поскольку правовая регламентация действий участников рыночного производства - это, пожалуй, единственная жёсткость, необходимая рынку.
Если бы не было единых общеобразовательных правил, то рыночные процессы, в которых каждый стремится к собственной выгоде. Действительно представляли бы собой анархию непредсказуемого произвола.
В жёсткой правовой регламентации заинтересован каждый участник рыночной экономики, это обязательная предпосылка механизма её социального регулирования.
Правила определяют: кто, когда, при каких условиях и какое действие может совершить. Среди этих правил основным является правило (право) собственности - правовое основание рыночной экономики. Оно может быть многосекторной, а следовательно, всегда представлено разными формами собственности и хозяйствования (государственная, акционерная, кооперативная, индивидуальная, смешанная, межгосударственная).
Право собственности должно одинаково стоять на охране всех её форм: отечественной, иностранной, личной, частной, государственной, кооперативной, акционерной, трудовой. Право собственности фиксирует имущественный статус экономического субъекта, то есть «что» и «кому» принадлежит. Оно признаёт и защищает имущественную принадлежность всего сообщества участников рыночной экономики.
Информация о работе Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства