Физическая культура и спорт в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Сокольская система гимнастики - это первая значительная славянская система физического воспитания, состоящая из различных групп упражнений. Направленная на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Сокольское движение сыграло огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Сокольское движение получило широкое распространение во многих странах мира, привнесением новых форм занятий, своей красотой и синхронностью. Мир обязан сокольству введением гимнастической терминологии, созданием правил судейства соревнований, широким использованием гимнастических снарядов и высоким гимнастическим мастерством. Сокольство стало одним из основ развития современной спортивной гимнастики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..……………3
1. Возникновение сокольского движения в Чехии и содержание
сокольской системы гимнастики…………………………………...……………4
2. Физическая культура и спорт в Японии
2.1 Средневековая Япония………………………………………………….……7
2.2 Развитие спорта в Японии с начала XXв……………………………..……11
Заключение…………………………………………………………………..…..13
Список использованной литературы…………………………………………14

Файлы: 1 файл

КР по ИФКиС.docx

— 159.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3

1. Возникновение сокольского движения в Чехии и содержание

сокольской системы гимнастики…………………………………...……………4

2. Физическая культура и спорт в Японии

2.1 Средневековая Япония………………………………………………….……7

2.2 Развитие спорта в Японии с начала XXв……………………………..……11

Заключение…………………………………………………………………..…..13

Список использованной литературы…………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сокольская система гимнастики - это первая значительная славянская система физического воспитания, состоящая из различных групп упражнений. Направленная на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Сокольское движение сыграло огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Сокольское движение получило широкое распространение во многих странах мира, привнесением новых форм занятий, своей красотой и синхронностью. Мир обязан сокольству введением гимнастической терминологии, созданием правил судейства соревнований, широким использованием гимнастических снарядов и высоким гимнастическим мастерством. Сокольство стало одним из основ развития современной спортивной гимнастики.

История развития спорта в  Японии насчитывает немало лет. Она  весьма своеобразна. Это своеобразие  обусловливается тем, что на протяжении долгого времени Япония была для  иностранцев практически закрытой страной и не участвовала в  международных спортивных соревнованиях. В стране развивались лишь национальные виды спорта: фехтование на мечах (одна из наиболее старинных школ — синкагэ-рю) и на палках, различные вилы борьбы: сумо, карате, джиуджитсу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возникновение сокольского движения в Чехии и содержание сокольской системы гимнастики

 

Идеи, порожденные французской  революцией и войнами Наполеона, вызвали в начале ХIХ века во всей Европе активизацию общественно-политического  движения, которое к середине века вылилось в ряде революционных выступлений. Общее стремление к независимости  и свободе проникло и в Чехию, входящую в состав Австро-Венгерской империи и начавшую борьбу за национальное освобождение. В эту эпоху и  родилось Сокольство, оформившее национальные стремления чешского народа в одну стройную систему, которая постепенно развиваясь и совершенствуясь превратилась в заметное социальное явление.

Сокольская гимнастическая система была первой славянской системой физического воспитания. Выпускник  Пражского университета М.Тырш будучи представителем буржуазной интеллигенции, стремился к объединению и  сплочению чешского народа для участия  в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. В  своей книге "Основы физической подготовки" он изложил оригинальную систему  упражнений, основу которой составила  немецкая гимнастика, усовершенствованная  в 50-е и 60-е гг. ХIХ в. Шписсом. Эту  систему М.Тырш дополнил элементами, заимствованными из разных видов  европейской гимнастики, а также  некоторыми видами атлетики.

Сокольская система гимнастики - это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название "Сокол" - использованный как символ свободы, мужества, независимости. В Чехии во главе этой организации  встали люди редкой энергии и выдающихся нравственных качеств: основатель М.Тырш, занимавший должность руководителя общества в течении 20 лет, и первый председатель И.Фигнер, пожертвовавший все свое состояние на создание материальной базы "Сокола" и постройку первой Пражской сокольни. Для того чтобы  увлечь молодежь занятиями гимнастикой, он предложил исключить из нее  упражнения, не имевшие четкой, красивой формы, ввести стилизацию упражнений. Все упражнения подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа - упражнения без снарядов: ходьба, бег, вольные  упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

Вторая группа - снарядовые упражнения: прыжки простые в длину, прыжки "атакой" в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину  и ширину с ручками и без  ручек, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с  различными отягощениями (палками, гантелями , тяжестями и т.д.); упражнения в  метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

Третья группа - групповые  упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа - боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с  сопротивлением.

Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели  некрасиво, соколы исключали. Упражнения стали выполняться с оттянутыми носками ног и вытянутыми пальцами рук, резко и прямолинейно. Вольные  упражнения и упражнения на снарядах выполнялись в виде комбинаций. Внимание обращалось на красоту движений, статических  положений и переходов из одного положения в другое. Занятия проводились  по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), затем общие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Гимнастические упражнения стали соединяться  в комбинации, было введено музыкальное  сопровождение, красивые костюмы и  специальная гимнастическая обувь.

В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором  в качестве средства физического  и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и  военной подготовки. Разрабатывая идейные  основы сокольского движения, М.Тырш обратился к физической культуре Древней Греции.

Восхищение общеэллинскими празднествами привело М. Тырша  к идее организации подобных физкультурных  празднеств, которые могли способствовать сближению всех славянских народов. В 1868 г. в Праге им была предпринята  попытка провести совместные публичные  физкультурные выступления всех славянских сокольских обществ Австро-Венгрии. Однако она не увенчалась успехом  т.к. власти отказались разрешить их проведение. Они состоялись лишь четырнадцать лет спустя. В сокольской печати того времени празднества были названы  олимпиадой, однако официально эти  гимнастические выступления вошли  в историю как общесокольские слеты, на которых демонстрировались  массовые вольные движения и проводились  соревнования на различных гимнастических снарядах. В 1889г. чешские "соколы" принимали участие в съезде французских  гимнастов в Париже, который был  организован Пьером де Кубертеном.

В 1892г. состоялась вторая поездка "соколов" на гимнастические празднества  французских гимнастов в Нанси. Под влиянием идей олимпизма в  том же году по инициативе общества "Сокол" было принято решение  об устройстве игр для молодежи.

Следует отметить, что чешские "соколы" принимали активное участие  в международных состязаниях, таких  как состязания "Союза европейских  гимнастических обществ". В 1911 г. они  стали, победителями этих состязаний, оставив позади всех представителей наций, входивших в число членов Европейского союза. В состязания, помимо гимнастических упражнений, входили и элементы легкой атлетики: толкание ядра, прыжки в высоту с шестом, бег на 100 м.

Отличительной чертой сокольского  движения было то, что с самого начала представителями общества велась культурно-просветительская работа среди широких масс чешского народа. До создания "Сокола" чешские  крестьяне в подавляющем большинстве  были неграмотными, но и те, кто имел возможность посещать школу обучались  на чужом немецком языке. "Соколы" сыграли огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди  своего народа. Первые сокольни (места, где проводились занятия сокольской гимнастикой) имели библиотеки, школы  ликвидации неграмотности, занимались издательской деятельностью, широко распространяли среди чешского народа книги на родном языке.

Благодаря привлекательности, форм работы с детьми, с женской  и мужской молодежью, сокольское движение получило широкое распространение  во многих странах мира. Мир обязан сокольству введением гимнастической терминологии, созданием правил судейства  соревнований, широким использованием гимнастических снарядов и высоким  гимнастическим мастерством. Сокольство стало одним из основ развития современной спортивной гимнастики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Физическая культура и спорт в Японии
    1. Средневековая Япония

 

Согласно написанной в 712 году до н.э. Хронике Кожики, обретение японским народом своей родины началось с соревнования по «спортивной» борьбе. Прибывшие с юга на остров Кюсю племена завоевали себе право поселиться здесь благодаря тому, что их бог-герой Такемидкадзути поборол вождя живших там издавна айнов.

Современная японская историография  датирует концом V века создание в стране первых, по существу рабовладельческих, государственных образований, которые в VII веке сменились феодальным государством, организованным по китайскому образцу. К XII веку феодальный строй укрепился. Из слоя самураев сформировался «институт японского рыцарства», чьи своеобразные методы ведения войны, привычки и образ жизни вплоть до XVII века определяли систему физических упражнений, носивших чисто военный характер. Кодекс поведения самурая (бусидо) содержал в основном определявшиеся историческими традициями нормы поведения и требования физической подготовки — стрельбу из лука, искусство фехтования с одним и двумя мечами (кендо), владение копьем (нагината) и секреты психологического воздействия на противника.

Одной из привилегий самураев была борьба сумо. В ней побеждал тот, кому первому  удавалось вытеснить соперника  из круга или прижать его к  земле. Состязанию предшествовали культовые  обряды. Участники, одетые в епитрахиль с ритуальным поясом, перед каждой схваткой молились о победе. На арену  сыпали соль, чтобы прогнать под  землю злых духов, а затем, хлопая в ладоши, привлекали внимание того бога, в честь которого устраивались соревнования. Первое публичное состязание по сумо организовал Акаски Шийануске в 1629 году в Иедо.

В физической культуре других правящих классов сказывалось влияние  китайских обычаев и различных  течений буддизма, рано ставшего государственной религией. Однако роль заимствованных систем физических упражнений, танцев и конного поло менялась в соответствии с особенностями японского общества. Наиболее наглядно об этом свидетельствует пример кемари — японской разновидности чу-кюх. В VII—VIII веках это была игра, развивающая ловкость и быстроту. Однако позднее ее технические элементы потеряли свое первоначальное значение, растворившись в церемониях религиозного характера.

Критерии кемари не знали понятия  абсолютной победы. Цель игры заключалась  в том, чтобы в соответствии с  действовавшими правилами игроки, стоявшие вокруг черешневого дерева, как можно  дольше перекидывали над деревом друг другу мяч, не роняя его на землю. Согласно поэтическому эпосу Вака в 1208 году одна из команд сделала 980, а несколько лет спустя —2000 таких передач.

Помимо различных метаигр —  перетягивания каната, серсо, пятнашек, качелей, хождения на ходулях — в  средневековой Японии особым вниманием пользовались ритуальные состязания в фехтовании на палках, стрельбе из лука, водные соревнования. В школах уже с 1603 года по приказу императора в качестве обязательного предмета было введено обучение плаванию.

Большинство упомянутых видов  состязаний можно найти среди  обычаев всех слоев населения. Помимо йоги и дыхательных упражнений, ставших элементами религиозных обрядов, к народной физической культуре в Японии относилась также вольная охота (придворные и аристократы охотнее стреляли тупыми стрелами в привязанных, ограниченных в движении животных). Пешее поло (гяччо) и разновидность игры в мяч с перьями деревянными ракетками считались играми средних слоев населения.

Возникновение различных  видов борьбы в целях самообороны, в том числе каратэ, связано  с историей классовых конфликтов.

 

 

 

В XIV веке на Окинаве, считавшейся  центром крестьянских волнений, с  особой жестокостью была осуществлена «охота с мечом», с помощью шпионов  феодалы установили наблюдение за кузницами. Немногочисленные отряды самураев, провоцировавшие  безоружных крестьян, заставили восставших «исчезнуть» или заганяли их в леса. В этой напряженной обстановке в начале 1360-х годов стали зарождаться те самые нелегальные «руки окинавы», «школы в зарослях», в которых преследуемые осваивали искусство самозащиты.

Судя по описаниям протоколов допросов, приемы включали в себя различные  виды ударов руками и ногами, наносимые  в наиболее чувствительные точки человеческого тела, а также приемы по обезоруживанию и удушению. Преследуемые и сотрудничавшие с ними жители систематически собирались в своих убежищах. После короткой медитации и психологического настроя они начинали носиться вверх и вниз по крутым лесным тропам. Защищая голову и плечи, они увертывались от деревьев и сучьев, сбивая ребром ладони или ударом ноги сухие сучья. В период отдыха они пальцами разминали вязкие материалы, чтобы увеличить силу захвата. В целях развития выносливости и прыгучести совершали прыжки с грузом на плечах и настойчиво отрабатывали попарно элементы ударов и бросков. Таким образом, возникла манера ведения борьбы каратэ, включавшая в себя элементы борьбы кунфу, которая создавала для обреченной на уничтожение жертвы возможность оказать эффективное сопротивление даже при нападении нескольких вооруженных противников. В результате фанатичных тренировок воспитанники «школ в зарослях» обычно выходили победителями из стычек с небольшими по численности, но наводившими страх отрядами самураев. Возникновение искусства самозащиты на Дальнем Востоке сделало возможным то, что представители здешних господствующих классов не носили полных доспехов, подобно европейским рыцарям, и не были знакомы с плотным боевым построением конницы.

Информация о работе Физическая культура и спорт в Японии