Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 06:54, реферат
Оздоровительно-профилактической физической культуре в последнее время отводится важное место в процессе оздоровления нации. Она включает в себя не только систематические целенаправленные занятия физическими упражнениями с целью улучшения здоровья, но и решение тесно связанных с ними проблем питания, психической регуляции, формирования индивидуального стиля жизни, воспитания активной жизненной позиции и т. п.
Введение
Оздоровительно-
Оздоровительная тренировка – это система
физических упражнений, направленных
на повышение функционального состояния
организма до необходимого уровня.
Задачей оздоровительной физической тренировки
является повышение уровня физического
состояния до безопасных величин, которые
гарантируют стабильное состояние здоровья.
Частные задачи оздоровительной физической
тренировки:
Принципы оздоровительной
деятельности
Оздоровительная физическая
тренировка базируется на определенных
закономерностях (биологических, педагогических,
психологических), которые можно
представить в виде определенных
принципов. Принципы оздоровительной
физической тренировки имеют много
общего с дидактическими принципами
и принципами спортивной тренировки,
но также включают и свой специфический принцип
оздоровительной направленности физического
воспитания. Его суть заключается в оптимизации
процесса физического воспитания с целью
укрепления здоровья. Иначе говоря, какие
бы специальные задачи не решались, непреложной
остается установка на обязательное достижение
оздоровительного эффекта. Кроме того
можно выделить следующие принципы оздоровительной
тренировки:
3. Методы оздоровительной деятельности
Под методами, применяющимися
в спортивной тренировке, следует
понимать способы работы тренера
и спортсмена, при помощи которых
достигается овладение
В практических целях все методы условно делят на три группы:
- словесные,
- наглядные и
- практические.
При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, обще дидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.
К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. (в комплексе с наглядными, т.е, например, словесно объясняешь, наглядно показываешь)
Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.
В спортивной практике, особенно
в последние годы, широко применяются
вспомогательные средства демонстрации
— учебные фильмы, видеомагнитофонные
записи, макеты игровых площадок и
полей для демонстрации тактических
схем, электронные игры. Широко используются
также методы ориентирования. Здесь
следует различать как
Методы практических упражнений условно могут быть разделены на две основные группы:
1) методы, преимущественно
направленные на освоение
2) методы, преимущественно
направленные на развитие
1) Методы, направленные преимущественно на освоение спортивной техники
Следует выделять методы разучивания упражнения в целом и по частям.
Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.
При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.
При применении методов освоения
движений как в целом, так и
по частям большая роль отводится
подводящим и имитационным упражнениям.
Подводящие упражнения используются для
облегчения освоения спортивной техники
путем планомерного освоения более
простых двигательных действий, обеспечивающих
выполнение основного движения. Это
обусловливается родственной
В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. В качестве имитационных упражнений может быть использовано педалирование на велоэргометре — для велосипедистов, имитация плавательных движений — для пловцов, работа на гребном тренажере — для гребцов и т. д. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства как новичков, так и спортсменов различной квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортивного упражне-нения и облегчить процесс его усвоения, обеспечить настройку оптимальной координационной структуры движений непосредственно перед соревнованиями, но и обеспечивают эффективную координацию между двигательными и вегетативными функциями, способствуют повышению эффективности реализации, функционального потенциала в соревновательном упражнении (В. М. Дьячков, 1972, Л. В. Шапкова, 1981).
Методы, направленные преимущественно на развитие двигательных качеств
Важнейшими показателями,
определяющими структуру
В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных методов — непрерывного и интервального.
Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы.
Интервальный метод
При использовании обоих методов, упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режимах. При равномерном режиме использования любого из методов, интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей.
В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.
При обобщенном воздействии
осуществляется параллельное (комплексное)
совершенствование различных
Применение игрового метода
обеспечивает высокую эмоциональность
занятий и связано с решением
задач в постоянно изменяющихся
ситуациях, эффективно при наличии
разнообразных технико-
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.