Физическая культура и спорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 06:54, реферат

Описание работы

Оздоровительно-профилактической физической культуре в последнее время отводится важное место в процессе оздоровления нации. Она включает в себя не только систематические целенаправленные занятия физическими упражнениями с целью улучшения здоровья, но и решение тесно связанных с ними проблем питания, психической регуляции, формирования индивидуального стиля жизни, воспитания активной жизненной позиции и т. п.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 21.97 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Оздоровительно-профилактической физической культуре в последнее  время отводится важное место  в процессе оздоровления нации. Она  включает в себя не только систематические  целенаправленные занятия физическими  упражнениями с целью улучшения  здоровья, но и решение тесно связанных  с ними проблем питания, психической  регуляции, формирования индивидуального  стиля жизни, воспитания активной жизненной  позиции и т. п.  
 
 Оздоровительная тренировка – это система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния организма до необходимого уровня.  
 
Задачей оздоровительной физической тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, которые гарантируют стабильное состояние здоровья. 
 
Частные задачи оздоровительной физической тренировки: 

  •  
    улучшение функционального состояния и профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы;
  •  
    улучшение деятельности и профилактика заболеваний дыхательной системы;
  •  
    улучшение показателей общей физической работоспособности;
  •  
    укрепление опорно-двигательного аппарата, мышечной системы, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  •  
    регуляция обменных процессов;
  •  
    повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды, укрепление иммунитета.

                       

 

 

 

 

Принципы оздоровительной деятельности 

Оздоровительная физическая тренировка базируется на определенных закономерностях (биологических, педагогических, психологических), которые можно  представить в виде определенных принципов. Принципы оздоровительной  физической тренировки имеют много  общего с дидактическими принципами и принципами спортивной тренировки, но также включают и свой специфический принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Его суть заключается в оптимизации процесса физического воспитания с целью укрепления здоровья. Иначе говоря, какие бы специальные задачи не решались, непреложной остается установка на обязательное достижение оздоровительного эффекта. Кроме того можно выделить следующие принципы оздоровительной тренировки: 

  •  
    Принцип «не навреди». Физические упражнения способны активно воздействовать на все органы и системы организма. Достаточно высокая энергетическая стоимость оздоровительной тренировки, ее воздействие на весь организм в целом определяют показания и противопоказания к ее использованию. В качестве противопоказаний к занятиям оздоровительной тренировкой выступают ограничения в адаптации к физическим нагрузкам. Однако при этом не исключается применение лечебной физкультуры. 
  •  
    Принцип индивидуализации. Соблюдение принципа индивидуализации – одно из главных требований оздоровительной тренировки. При этом важно помнить, что нет физической нагрузки большой или малой, есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая возможностям организма. Поэтому принцип индивидуализации заключается в строгом соответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма занимающихся. Рациональное дозирование физической нагрузки в оздоровительной тренировке основано на учете физических и функциональных возможностей индивида, что выявляется тестированием физических качеств и определением рабочего уровня частоты сердечных сокращений.
  •  
     Принцип повторности основан на учении о следовых явлениях в тканях и регулирующих образованиях. А. А. Ухтомский сравнивал одиночный нервный импульс с кометой, хвост которой становится причиной следовых процессов после различных раздражителей, в том числе физических нагрузок. Принцип повторности предполагает систематическое использование физических упражнений в соответствии с функциональными возможностями организма занимающихся.
  •  
    Принцип постепенности заключается в изменении тренировочной нагрузки в соответствии с динамикой функционального состояния индивида. В этом случае допускается увеличение нагрузки, ее стабилизация и снижение. Однако должна наблюдаться общая тенденция – постепенное повышение нагрузки до достижения необходимых возрастно-половых характеристик резервов функций.

 

3. Методы оздоровительной деятельности

 

Под методами, применяющимися в спортивной тренировке, следует  понимать способы работы тренера  и спортсмена, при помощи которых  достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются  необходимые качества, формируется  мировоззрение.

В практических целях все  методы условно делят на три группы:

- словесные,

- наглядные и

- практические.

При подборе методов следует  следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, обще дидактическим принципам, а  также специальным принципам  спортивной тренировки, возрастным и  половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. (в комплексе с наглядными, т.е, например, словесно объясняешь, наглядно показываешь)

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.

В спортивной практике, особенно в последние годы, широко применяются  вспомогательные средства демонстрации — учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и  полей для демонстрации тактических  схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь  следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление  движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные  — световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе  с программным управлением и  обратной связью. Эти устройства позволяют  спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы практических упражнений условно могут быть разделены на две основные группы:

1) методы, преимущественно  направленные на освоение спортивной  техники, т. е. на формирование  двигательных умений и навыков,  характерных для избранного вида  спорта (например, фигурное катание,  прыжки в воду, акробатика, спортивная и художественная гимнастика, единоборства, игры);

2) методы, преимущественно  направленные на развитие двигательных  качеств.

1) Методы, направленные преимущественно  на освоение спортивной техники

Следует выделять методы разучивания  упражнения в целом и по частям.

Разучивание движения в целом  осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных  движений, разделение которых на части  невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание занимающихся последовательно  акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более  или менее сложных движений, которые  можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных  составляющих сложного упражнения.

При применении методов освоения движений как в целом, так и  по частям большая роль отводится  подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения используются для  облегчения освоения спортивной техники  путем планомерного освоения более  простых двигательных действий, обеспечивающих выполнение основного движения. Это  обусловливается родственной координационной  структурой подводящих и основных упражнений. Например, в тренировке бегуна в  качестве подводящих упражнений используется бег с высоким подниманием  бедра, бег с захлестыванием голени, семенящий бег, бег прыжками и др. Каждое из этих упражнений является подводящим по отношению к бегу и способствует более эффективному становлению его отдельных элементов: эффективного отталкивания, высокого взноса бедра, уменьшения времени опоры, совершенствованию координации в деятельности мышц-антагонистов и др.

В имитационных упражнениях  сохраняется общая структура  основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие  освоение двигательных действий. В  качестве имитационных упражнений может  быть использовано педалирование на велоэргометре — для велосипедистов, имитация плавательных движений — для пловцов, работа на гребном тренажере — для гребцов и т. д. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства как новичков, так и спортсменов различной квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортивного упражне-нения и облегчить процесс его усвоения, обеспечить настройку оптимальной координационной структуры движений непосредственно перед соревнованиями, но и обеспечивают эффективную координацию между двигательными и вегетативными функциями, способствуют повышению эффективности реализации, функционального потенциала в соревновательном упражнении (В. М. Дьячков, 1972, Л. В. Шапкова, 1981).

Методы, направленные преимущественно  на развитие двигательных качеств

Важнейшими показателями, определяющими структуру практических методов тренировки, является то, имеет  ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный  характер или дается с интервалами  для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных методов — непрерывного и интервального.

Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы.

Интервальный метод предусматривает  выполнение упражнений с регламентированными  паузами отдыха.

При использовании обоих  методов, упражнения могут выполняться  как в равномерном, так и в  переменном режимах. При равномерном  режиме использования любого из методов, интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей.

В зависимости от подбора  упражнений и особенностей их применения тренировка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.

При обобщенном воздействии  осуществляется параллельное (комплексное) совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном  — преимущественное развитие отдельных  качеств. В качестве самостоятельных  практических методов принято также  выделять игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций.

Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность  занятий и связано с решением задач в постоянно изменяющихся ситуациях, эффективно при наличии  разнообразных технико-тактических  и психологических задач, возникающих  в процессе игры. Эти особенности  игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости  и самостоятельности, умения управлять  своими эмоциями и подчинять личные интересы интересам команды, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования, быстроты мышления, применения оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений.

Соревновательный метод  предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.


Информация о работе Физическая культура и спорт