Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

Содержание работы

Введение
1. Организм и его функциональные возможности
1.1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
1.2. Физическое здоровье организма
2. Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма
2.1. Физические упражнения как средство физической культуры
2.2. Комплекс упражнений и занятия физической культурой
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 28.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Введение

    1. Организм и  его функциональные возможности

        1.1. Организм  человека как единая саморазвивающаяся  и саморегулирующаяся биологическая  система

        1.2. Физическое  здоровье организма

    2. Физическая культура  как способ развития функциональных  возможностей организма

        2.1. Физические  упражнения как средство физической  культуры

        2.2. Комплекс  упражнений и занятия физической  культурой

    Заключение

    Список литературы

 

 

Введение

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач  физического развития, а выполняет  и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические  термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие  принципы. Главным и наиболее общим  является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую  область творческой деятельности по созданию физической готовности людей  к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего  физического развития человека.

Таким образом, физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс  и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования  человека для выполнения социальных обязанностей.

Физическая культура выступает  как одно из важных средств решения  наиболее общих задач человечества - сохранение себя, как природы, сбережение и поддержание жизни людей. Общество не располагает другими адекватными  средствами для физической подготовки людей к труду и жизни в  целом.

 

1. Организм и его функциональные  возможности

1.1 Организм человека как  единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся  биологическая система

Организм - сложная биологическая  система. Все его органы связаны  между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Обмен веществ и энергии

Основной признак живого организма - обмен веществ и энергии. В организме непрерывно идут пластические процессы, процессы роста, образования  сложных веществ, из которых состоят  клетки и ткани. Параллельно происходит обратный процесс разрушения; Всякая деятельность человека связана с  расходованием энергии. Даже во время  сна многие органы (сердце, легкие, дыхательные  мышцы): расходуют значительное количество энергии. Нормальное протекание этих процессов  требует расщепления сложных  органических веществ так как  они являются единственными источниками  энергии для животных и человека. Такими веществами являются белки, жиры и углеводы. Большое значение для  нормального обмена веществ имеют  также вода, витамины и минеральные  соли. Процессы образования в клетках  организма необходимых ему веществ, извлечение и накопление энергии (ассимиляция) и процессы окисления и распада  органических соединений, превращение  энергии и ее расход (диссимиляция) на нужды жизнедеятельности организма  между собой тесно переплетены, обеспечивают необходимую интенсивность  обменных процессов в целом и  баланс поступления и расхода  веществ и энергии.

Обменные процессы протекают  очень интенсивно. Почти половина тканей тела обновляется или заменяется полностью в течение трех месяцев. За 5 лет учебы роговица глаза  у студента сменяется 350 раз, ткани  желудка обновляются 500 раз, эритроцитов  вырабатывается до 300 млрд ежедневно, в  течение 5 - 7 дней половина всего белкового  азота печени заменяется.

Обмен белков Белки - необходимый  строительный материал протоплазмы  клеток. Они выполняют в организме  специальные функции. Все ферменты, многие гормоны, зрительный пурпур сетчатки, переносчики кислорода, защитные вещества крови являются белковыми телами. Белки сложны по своему строению и  весьма специфичны. Белки, содержащиеся в пище, и белки в составе  нашего тела значительно отличатся  по своим качествам. Если белок извлечь  из пищи и ввести непосредственно  в кровь, то человек может погибнуть. Белки состоят из белковых элементов - аминокислот, которые образуются при  переваривании животного и растительного  белка и поступают в кровь  из тонкого кишечника. В состав клеток живого организма входит более 20 типов  аминокислот. В клетках непрерывно протекают процессы синтеза огромных белковых молекул, состоящих из цепочек  аминокислот. Сочетание этих аминокислот (всех или части из них), соединенных  в цепочки в разной последовательности, и обусловливает бесчисленное количество разнообразных белков.

Обмен углеводов Углеводы делятся на простые и сложные. Простые углеводы называются моносахаридами. Большинство из них, например глюкоза, имеет формулу С6H12O6. Моносахариды хорошо растворяются в воде и поэтому  быстро всасываются из кишечника  в кровь. Сложные углеводы построены  из двух или многих молекул моносахаридов. Соответственно они называются дисахаридами и полисахаридами. К дисахаридам  относятся свекловичный сахар, молочный, солодовый и некоторые другие. Они хорошо растворяются в воде, но из-за большой величины молекул почти не всасываются в кишечнике. К полисахаридам относятся гликоген, крахмал, клетчатка. Они не растворимы в воде и могут высасываться в кровь лишь после расщепления до моносахаридов.

Углеводы поступают в  организм с растительной и частично с животной пищей. Они также синтезируются  в организме из продуктов расщепления, аминокислот и жиров. При избыточном поступлении превращаются в жиры и в таком виде откладываются  в организме.

Обмен жиров Жиры (липиды) - важный источник энергии в организме, необходимая составная часть  клеток. Излишки жиров могут депонироваться в организме. Откладываются они  главным образом в подкожной  жировой клетчатке, сальнике, печени и других внутренних органах. Общее  количество жира у человека: может  составлять 10 - 12% массы тела, а при  ожирении - 40 - 50%.

Обмен воды и минеральных  веществ Человеческий организм на 60% состоит из воды. Жировая ткань  содержит 20% воды (от ее массы), кости - 25, печень - 70, скелетные мышцы - 75, кровь - 80, мозг - 85%. Для нормальной жизнедеятельности  организма, который живет в условиях меняющейся среды, очень важно постоянство  внутренней, среды организма. Ее создают  плазма крови, тканевая жидкость, лимфа, основная часть которых это вода, белки и минеральные соли. Вода и минеральные соли не служат питательными веществами или источниками энергии. Но без воды не могут протекать  обменные процессы. Вода - хороший растворитель. Только в жидкой среде протекают  окислительно-восстановительные процессы и другие реакции обмена, Жидкость участвует в транспортировке  некоторых газов; перенося их либо в  растворенном состоянии, либо в виде солей. Вода входит в состав пищеварительных  соков, участвует в удалении из организма  продуктов обмена, среди которых  содержатся и токсические вещества, а также в терморегуляции.

Без воды человек может  прожить не более 7 - 10 дней, тогда  как без пищи - 30 - 40 дней. Удаляется  вода вместе с мочой через почки (1700 мл), потом через кожу (500 мл) и  с воздухом, выдыхаемым через легкие (300 мл).

Обмен энергии Обмен веществ  и энергии - это взаимосвязанные  процессы, разделение которых связано  лишь с удобством изучения. Ни один из этих процессов в отдельности  не существует. При окислении энергия  химических связей, содержащаяся в  питательных веществах, освобождается  и используется организмом. 3и счет перехода одних видов энергии  в другие и поддерживаются все  жизненные функции организма. При  этом общее количество энергии не изменяется. Соотношение между количеством  энергии, поступающей с пищей, и  величиной энергетических затрат называется энергетическим балансом.

1.2 Физическое здоровье  организма

Физическое здоровье - это  естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием  всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система  саморегулирующаяся) правильно функционирует  и развивается. Регулярные занятия  физической культурой и выполнение оптимального комплекса упражнений принесут вам удовольствие и сохранят здоровье.

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи  с активной физической деятельностью. Организм человека развивается в  постоянном движении. Сама природа  распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Ребенок еще не родился, а его будущее физическое и  психическое развитие уже взаимосвязано  с двигательной активностью. Потребность  в движении, физической активности является характерной особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците физической активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, которые ведут малоподвижный образ жизни, не занимаются физической культурой, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

 

2. Физическая культура  как способ развития функциональных  возможностей организма

2.1 Физические упражнения  как средство физической культуры

Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация  упражнений, в которой вся многообразная  мышечная деятельность объединена в  отдельные группы упражнений по физиологическим  признакам.

К числу основных физических или двигательных качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности  человека, относят силу, быстроту и  выносливость, которые проявляются  в определенных соотношениях в зависимости  от условий выполнения той или  иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным  физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия  упражнений на организм человека можно  понять, ознакомившись с физиологической  классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные  признаки, которые присущи всем видам  мышечной деятельности, входящим в  конкретную группу. Так, по характеру  мышечных сокращений работа мышц может  носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения  тела или его звеньев, а также  упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения  характеризуется как статическая  работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание  разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны  с перемещениями тела или его  звеньев в пространстве.

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как  на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности  движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации  при их выполнении.

Есть также большая  группа физических упражнений, особенность  которых в нестандартности, непостоянстве  условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или  нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического  характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее  для движений циклического характера  состоит в том, что все они  представляют работу постоянной и: переменной мощности с различной продолжительностью. Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное  с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких  случаях используется термин «интенсивность». Предельная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивности  и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утомления  в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот. При работе циклического характера  спортивные физиологи различают  зону максимальной мощности (продолжительность  работы не превышает 20 - 30 с, причем утомление  и снижение работоспособности большей частью наступает уже через 10 - 15 с); субмаксимальной (от 20 - 30 до 3 - 5 с); большой (от 3 - 5 до 30 - 50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более).

К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические  факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных  сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и  деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных  привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические  занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной  деятельности снимают нервно-психические  напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма  при напряженной учебной работе.

2.2 Комплекс упражнений  и занятия физической культурой

Все физические упражнения классифицируются по трем типам: циклические физические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости; циклические физические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и скоростную выносливость; ациклические физические упражнения, повышающие силовую выносливость. Не так давно специалисты определили, сколько времени нужно отводить на физические упражнения и занятия  физической культурой, чтобы достичь  защитного эффекта. Эти требования были выработаны в результате многолетней  исследовательской работы. Оказывается, времени на физические упражнения нужно  не так уж много.

Вот три главных принципа, которых необходимо придерживаться, выполняя комплекс физических упражнений:

1. Тренируйтесь через день  или хотя бы три раза в  неделю.

2. Тренируйтесь непрерывно  в течение 20 минут.

3. Тренируйтесь энергично,  но следите за своим дыханием.

Минздрав определил минимальную  норму недельного объема двигательной активности студента - десять часов. Надо помнить, что занятия физической культурой - не разовое мероприятие, не воскресник и не месячник, это  целеустремленное, волевое, регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни.

Существуют три формы  самостоятельных занятий физической культурой:

1. Ежедневная утренняя  гимнастика.

2. Ежедневная физкультпауза.

3. Самостоятельные занятия  физической культурой, физические  упражнения и спорт (не реже, чем 2-3 раза в неделю).

Каждое самостоятельное  тренировочное занятие физической культурой состоит из трех частей; подготовительная часть (разминка) делится  на две части - общеразогревающую  и специальную. Общеразвивающая  часть состоит из ходьбы (2-3 мин.), медленного бега (женщины - 6-8 мин, мужчины -8-12 мин), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Выполнять  физические упражнения рекомендуется, начиная с мелких групп мышц рук  и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать, проделывая упражнения для ног. После комплекса физических упражнений силового характера и  растягивания следует выполнять  упражнения на расслабление. Специальная  часть разминки преследует цель подготовить  к основной части занятий те или  иные мышечные группы и костно-связочный  аппарат и обеспечить нервно - координационную  и психологическую настройку  организма на предстоящее в основной части занятия выполнение упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных физических упражнений, имитация, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. При этом учитывается  темп и ритм предстоящей работы. В основной части комплекса физических упражнений изучается спортивная техника  и тактика, осуществляется тренировка, развиваются физические и волевые  качества (быстрота, сила, выносливость). В заключительной части выполняются  медленный бег (3-8 мин), переходящий  в ходьбу (2-6 мин.), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное  снижение тренировочной нагрузки и  приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

Информация о работе Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма