Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:39, курсовая работа
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.
Введение
1. Организм и его функциональные возможности
1.1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
1.2. Физическое здоровье организма
2. Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма
2.1. Физические упражнения как средство физической культуры
2.2. Комплекс упражнений и занятия физической культурой
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Организм и его функциональные возможности
1.1. Организм
человека как единая
1.2. Физическое здоровье организма
2. Физическая культура
как способ развития
2.1. Физические
упражнения как средство
2.2. Комплекс
упражнений и занятия
Заключение
Список литературы
Введение
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.
Таким образом, физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
Физическая культура выступает
как одно из важных средств решения
наиболее общих задач человечества
- сохранение себя, как природы, сбережение
и поддержание жизни людей. Общество
не располагает другими
1. Организм и его функциональные возможности
1.1 Организм человека как
единая саморазвивающаяся и
Организм - сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.
Обмен веществ и энергии
Основной признак живого
организма - обмен веществ и энергии.
В организме непрерывно идут пластические
процессы, процессы роста, образования
сложных веществ, из которых состоят
клетки и ткани. Параллельно происходит
обратный процесс разрушения; Всякая
деятельность человека связана с
расходованием энергии. Даже во время
сна многие органы (сердце, легкие, дыхательные
мышцы): расходуют значительное количество
энергии. Нормальное протекание этих процессов
требует расщепления сложных
органических веществ так как
они являются единственными источниками
энергии для животных и человека.
Такими веществами являются белки, жиры
и углеводы. Большое значение для
нормального обмена веществ имеют
также вода, витамины и минеральные
соли. Процессы образования в клетках
организма необходимых ему
Обменные процессы протекают очень интенсивно. Почти половина тканей тела обновляется или заменяется полностью в течение трех месяцев. За 5 лет учебы роговица глаза у студента сменяется 350 раз, ткани желудка обновляются 500 раз, эритроцитов вырабатывается до 300 млрд ежедневно, в течение 5 - 7 дней половина всего белкового азота печени заменяется.
Обмен белков Белки - необходимый
строительный материал протоплазмы
клеток. Они выполняют в организме
специальные функции. Все ферменты,
многие гормоны, зрительный пурпур сетчатки,
переносчики кислорода, защитные вещества
крови являются белковыми телами.
Белки сложны по своему строению и
весьма специфичны. Белки, содержащиеся
в пище, и белки в составе
нашего тела значительно отличатся
по своим качествам. Если белок извлечь
из пищи и ввести непосредственно
в кровь, то человек может погибнуть.
Белки состоят из белковых элементов
- аминокислот, которые образуются при
переваривании животного и
Обмен углеводов Углеводы делятся на простые и сложные. Простые углеводы называются моносахаридами. Большинство из них, например глюкоза, имеет формулу С6H12O6. Моносахариды хорошо растворяются в воде и поэтому быстро всасываются из кишечника в кровь. Сложные углеводы построены из двух или многих молекул моносахаридов. Соответственно они называются дисахаридами и полисахаридами. К дисахаридам относятся свекловичный сахар, молочный, солодовый и некоторые другие. Они хорошо растворяются в воде, но из-за большой величины молекул почти не всасываются в кишечнике. К полисахаридам относятся гликоген, крахмал, клетчатка. Они не растворимы в воде и могут высасываться в кровь лишь после расщепления до моносахаридов.
Углеводы поступают в организм с растительной и частично с животной пищей. Они также синтезируются в организме из продуктов расщепления, аминокислот и жиров. При избыточном поступлении превращаются в жиры и в таком виде откладываются в организме.
Обмен жиров Жиры (липиды)
- важный источник энергии в организме,
необходимая составная часть
клеток. Излишки жиров могут
Обмен воды и минеральных
веществ Человеческий организм на 60%
состоит из воды. Жировая ткань
содержит 20% воды (от ее массы), кости - 25,
печень - 70, скелетные мышцы - 75, кровь
- 80, мозг - 85%. Для нормальной жизнедеятельности
организма, который живет в условиях
меняющейся среды, очень важно постоянство
внутренней, среды организма. Ее создают
плазма крови, тканевая жидкость, лимфа,
основная часть которых это вода,
белки и минеральные соли. Вода
и минеральные соли не служат питательными
веществами или источниками энергии.
Но без воды не могут протекать
обменные процессы. Вода - хороший растворитель.
Только в жидкой среде протекают
окислительно-
Без воды человек может прожить не более 7 - 10 дней, тогда как без пищи - 30 - 40 дней. Удаляется вода вместе с мочой через почки (1700 мл), потом через кожу (500 мл) и с воздухом, выдыхаемым через легкие (300 мл).
Обмен энергии Обмен веществ и энергии - это взаимосвязанные процессы, разделение которых связано лишь с удобством изучения. Ни один из этих процессов в отдельности не существует. При окислении энергия химических связей, содержащаяся в питательных веществах, освобождается и используется организмом. 3и счет перехода одних видов энергии в другие и поддерживаются все жизненные функции организма. При этом общее количество энергии не изменяется. Соотношение между количеством энергии, поступающей с пищей, и величиной энергетических затрат называется энергетическим балансом.
1.2 Физическое здоровье организма
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Регулярные занятия физической культурой и выполнение оптимального комплекса упражнений принесут вам удовольствие и сохранят здоровье.
Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной физической деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Ребенок еще не родился, а его будущее физическое и психическое развитие уже взаимосвязано с двигательной активностью. Потребность в движении, физической активности является характерной особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците физической активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, которые ведут малоподвижный образ жизни, не занимаются физической культурой, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения.
2. Физическая культура
как способ развития
2.1 Физические упражнения
как средство физической
Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
К числу основных физических
или двигательных качеств, обеспечивающих
высокий уровень физической работоспособности
человека, относят силу, быстроту и
выносливость, которые проявляются
в определенных соотношениях в зависимости
от условий выполнения той или
иной двигательной деятельности, ее характера,
специфики, продолжительности, мощности
и интенсивности. К названным
физическим качествам следует добавить
гибкость и ловкость, которые во
многом определяют успешность выполнения
некоторых видов физических упражнений.
Многообразие и специфичность воздействия
упражнений на организм человека можно
понять, ознакомившись с
Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.
Есть также большая
группа физических упражнений, особенность
которых в нестандартности, непостоянстве
условий их выполнения, в меняющейся
ситуации, требующей мгновенной двигательной
реакции (единоборства, спортивные игры).
Две большие группы физических упражнений,
связанные со стандартностью или
нестандартностью движений, в свою
очередь, делятся на упражнения (движения)
циклического характера (ходьба, бег, плавание,
гребля, передвижения на коньках, лыжах,
велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического
характера (упражнения без обязательной
слитной повторяемости
К средствам физической культуры
относятся не только физические упражнения,
но и оздоровительные силы природы
(солнце, воздух и вода), гигиенические
факторы (режим труда, сна, питания,
санитарно-гигиенические
2.2 Комплекс упражнений и занятия физической культурой
Все физические упражнения классифицируются
по трем типам: циклические физические
упражнения аэробной направленности,
способствующие развитию общей выносливости;
циклические физические упражнения
смешанной аэробно-анаэробной направленности,
развивающие общую и скоростную
выносливость; ациклические физические
упражнения, повышающие силовую выносливость.
Не так давно специалисты
Вот три главных принципа, которых необходимо придерживаться, выполняя комплекс физических упражнений:
1. Тренируйтесь через день или хотя бы три раза в неделю.
2. Тренируйтесь непрерывно в течение 20 минут.
3. Тренируйтесь энергично, но следите за своим дыханием.
Минздрав определил
Существуют три формы
самостоятельных занятий
1. Ежедневная утренняя гимнастика.
2. Ежедневная физкультпауза.
3. Самостоятельные занятия
физической культурой,
Каждое самостоятельное
тренировочное занятие
Информация о работе Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма