Физическая культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Содержание работы

1.Введение……………………..2
2. Понятие физической культуры личности…………………………3
3.Спорт…………………………….6
4.Ценности физической культуры…………………………7
5.физическое совершенство………………………………………10
6.Заключение…………………………..11
7.Список использованной литературы……………………..13

Файлы: 1 файл

физ-ра2.docx

— 34.68 Кб (Скачать файл)

Развитие спорта во всем мире привело  к возникновению и распространению  множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее  время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

 

Наряду с понятием «спорт» часто  используют понятие «физическая  культура» или их сочетание «физическая  культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом  физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано  с тем, что под термином «физическая  культура» понимают органическую часть  культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации  своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с  использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

Хотя спорт и является одной  из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Спортивное движение в нашей  стране и во воем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения  с людьми, совершенствуются в избранной  спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность  и достигают спортивных результатов  в соответствии со своими возможностями.

4. Ценности физической культуры

Приобщение людей к фундаментальным  культурным ценностям, к числу которых  относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы .[7]

Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных  и субъективных ценностей.  Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности  к физической культуре являются:

1). Ценности объективных форм  физической культуры:

- материальные ценности (спортивные  сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной  деятельности, предметы искусства);

- исторические ценности (истории  великих спортивных побед, становление  видов спорта, деятельность выдающихся  людей в области физической  культуры);

- ценности – общественные отношения  (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям  физической культуры);

- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).

2). Ценности субъективных форм  физической культуры:

- физические ценности (физическое  развитие, состояние организма в  процессе физкультурно-спортивной  деятельности),

- духовно-нравственные ценности (наличие  высокого духовного идеала; жизненная  установка на служение благородным  целям: Отечеству, ближним; эстетическое  отношение к миру; следование  принципам  гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей  физической культуры),

- психические ценности (знания  о двигательной активности, функционировании  организма человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное  самоутверждение).

Кроме того, к духовным ценностям  физической культуры относятся накопленные  практикой и наукой специальные  физкультурные знания, отраженные в  соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

В какой степени данные ценности будут освоены в процессе образования  отдельным человеком, зависит от факторов и условий их освоения. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к  физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью  объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности  использовать его ценности в целях  самовоспитания и саморазвития.

Ценностное отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать  как интеграцию более частных  отношений к различным объектам физической культуры, ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и субъективным формам физической культуры. Отношение  личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального (что  знает личность об этой ценности); эмоционального (какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного (какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью).

Высокие духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного  над материальным, забота о ближнем, духовно и физически здоровая семья) и нравственные (чувство ответственности в решении личных и общественно значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления представлений о здоровом образе жизни, которая создает человека образцы ценностных отношений к физической культуре человека. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании средств физической культуры для собственного физического совершенствования. Наличие образа (образца) является важнейшим условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений к физической культуре

 

Формирование в сознании человека образа физической культуры в виде духовно-нравственных ориентиров

 Аксиологический компонент  представляет собой совокупность  относительно устойчивых ценностей  физической культуры. Субъективное  восприятие и присвоение ценностей  человеком определяется богатством  его личности, развитым общекультурным  мышлением и сознанием, опытом  деятельности в сфере физической  культуры, наличием индивидуальной  системы использования ее средств,  соответствующих направленности  личности, ее интересам, актуальному  состоянию психофизических и  функциональных возможностей и  способностей.

В процессе физического воспитания человек актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают  для него жизненный и профессионально  необходимый смысл. На этой основе в  его сознании формируется образ  культурной личности будущего профессионала  как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные  с ними переживания, убеждения, связи  и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые  ценности, человек строит собственную  систему ценностей, элементы которой  приобретают вид аксиологических  функций.

Ценности физической культуры могут  быть дифференцированы по следующим  основаниям.

Ценности-цели - раскрывают значение и смысл индивидуальных целей  включения в систематическую  физкультурно-спортивную деятельность и достижения посредством ее культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья и др.

Ценности-знания - определяют упорядоченную  систему теоретико-методологических, научно-практических (философских, социологических, психолого-педагогических, медико-биологических) и специальных знаний, необходимых  для понимания природных и  социальных процессов сопряженного функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для  личностного и профессионального самосовершенствования при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Ценности-средства - создают основу для достижения ценностей-целей: овладение  закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями  их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, в достижении необходимого психоэмоционального  состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.

Ценности-отношения - характеризуют  человека как активного субъекта физической культуры с определенным мотивационно-личностным отношением к  самому себе, профессиональной деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его  физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.

Ценности-качества - раскрывают значение и смысл приобретения, развития, воспитания и коррекции многообразия взаимосвязанных качеств и свойств  личности (индивидуальных, психофизических, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных), обеспечивающих ей полноценное самовыражение и  самореализацию в когнитивной, эмоциональной  и поведенческой сферах при выполнении физкультурно-спортивной деятельности, профессиональной и жизнедеятельности  в целом.

Выделенные группы ценностей образуют систему как содержательную основу физической культуры личности человека. Очевидна связь между группами ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств; ценности-отношения  определяются характером ценностей-целей  и ценностей-качеств и т.д. Система  ценностей служит основой и критерием  принятия или непринятия личностью  новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей  человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых  ценностей, их переход в мотивы поведения  и деятельности.

5.Физическое совершенство

Физическое совершенство - это исторически  обусловленный уровень физического  развития физической подготовленности и высокая степень здоровья.

Физическое совершенство - это одна из сторон гармоничного развития человека.

Физическое совершенство в разное время имеет разные физиологические  особенности и зависит от социально-экономических  условий.

 

В недавнем времени физическое совершенство предполагало три параметра:

-духовную чистоту;

-моральное совершенство;

-физическое гормоничное и оптимальное развитие.

Физическое совершенство. Это исторически  обусловленный идеал физического  развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий  требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности  являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее  человеку возможность безболезненно  и быстро адаптироваться к  различным, в том числе и  неблагоприятным, условиям жизни,  труда, быта;

2) высокая общая физическая  работоспособность, позволяющая  добиться значительной специальной  работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех  или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически  развитые физические качества, исключающие  однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой  основных жизненно важных движений, а также способность быстро  осваивать новые двигательные  действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями  и умениями эффективно пользоваться  своим телом и физическими  способностями в жизни, труде,  спорте.

На современном этапе развития общества основными критериями физического  совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании  с нормативами единой спортивной классификации.

6.Заключение

Теория физической культуры исходит  из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические  термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие  принципы. Главным и наиболее общим  является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую  область творческой деятельности по созданию физической готовности людей  к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего  физического развития человека.

Гуманитарная значимость физической культуры предполагает достижение целостности  знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном  мире, осознание своего места в  культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется  через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких  общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в  здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.

Ценности физической культуры в  образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей объективных форм и  субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение личности к  физической культуре является интеграцией  более частных отношений: отношений  личности к различным формам и  средствам физической культуры и  включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

 

Информация о работе Физическая культура личности