Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:35, реферат
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
1.Введение……………………..2
2. Понятие физической культуры личности…………………………3
3.Спорт…………………………….6
4.Ценности физической культуры…………………………7
5.физическое совершенство………………………………………10
6.Заключение…………………………..11
7.Список использованной литературы……………………..13
Развитие спорта во всем мире привело
к возникновению и
Наряду с понятием «спорт» часто
используют понятие «физическая
культура» или их сочетание «физическая
культура и спорт». Спорт является
неотъемлемой частью, крупным компонентом
физической культуры. Целый ряд социальных
функций физической культуры распространяется
и на спорт. Однако не все виды спорта
можно отнести к составляющим
физической культуры. Это связано
с тем, что под термином «физическая
культура» понимают органическую часть
культуры общества и личности, рациональное
использование человеком
Такие виды спорта, как шахматы, шашки,
бридж, модельно-конструкторские
Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.
Спортивное движение в нашей стране и во воем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.
4. Ценности физической культуры
Приобщение людей к
Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются:
1). Ценности объективных форм физической культуры:
- материальные ценности (спортивные
сооружения, инвентарь для физкультурно-
- исторические ценности (истории
великих спортивных побед,
- ценности – общественные
- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).
2). Ценности субъективных форм физической культуры:
- физические ценности (физическое
развитие, состояние организма в
процессе физкультурно-
- духовно-нравственные ценности (наличие
высокого духовного идеала; жизненная
установка на служение
- психические ценности (знания о двигательной активности, функционировании организма человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное самоутверждение).
Кроме того, к духовным ценностям
физической культуры относятся накопленные
практикой и наукой специальные
физкультурные знания, отраженные в
соответствующих теориях
В какой степени данные ценности будут освоены в процессе образования отдельным человеком, зависит от факторов и условий их освоения. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.
Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.
Ценностное отношение личности
к физической культуре необходимо рассматривать
как интеграцию более частных
отношений к различным объектам
физической культуры, ситуациям, событиям
в области физической культуры, то
есть к объективным и субъективным
формам физической культуры. Отношение
личности к какой-либо конкретной ценности
физической культуры будет складываться
из следующих компонентов: аксиологического
(насколько значима для
Высокие духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного над материальным, забота о ближнем, духовно и физически здоровая семья) и нравственные (чувство ответственности в решении личных и общественно значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления представлений о здоровом образе жизни, которая создает человека образцы ценностных отношений к физической культуре человека. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании средств физической культуры для собственного физического совершенствования. Наличие образа (образца) является важнейшим условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений к физической культуре
Формирование в сознании человека образа физической культуры в виде духовно-нравственных ориентиров
Аксиологический компонент
представляет собой
В процессе физического воспитания
человек актуализирует лишь те ценности
физической культуры, которые приобретают
для него жизненный и профессионально
необходимый смысл. На этой основе в
его сознании формируется образ
культурной личности будущего профессионала
как совокупность целей, идей, установок,
корригирующих индивидуальный опыт
культурной практики и связанные
с ними переживания, убеждения, связи
и отношения. Ассимилируя и преобразуя
общественно необходимые и
Ценности физической культуры могут быть дифференцированы по следующим основаниям.
Ценности-цели - раскрывают значение
и смысл индивидуальных целей
включения в систематическую
физкультурно-спортивную деятельность
и достижения посредством ее культурной
стратегии и тактики
Ценности-знания - определяют упорядоченную
систему теоретико-
Ценности-средства - создают основу
для достижения ценностей-целей: овладение
закономерностями, принципами, средствами,
формами, методами, приемами и условиями
их использования в физкультурно-
Ценности-отношения - характеризуют человека как активного субъекта физической культуры с определенным мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.
Ценности-качества - раскрывают значение
и смысл приобретения, развития,
воспитания и коррекции многообразия
взаимосвязанных качеств и
Выделенные группы ценностей образуют
систему как содержательную основу
физической культуры личности человека.
Очевидна связь между группами ценностей:
ценности-цели определяют характер ценностей-знаний
и ценностей-средств; ценности-отношения
определяются характером ценностей-целей
и ценностей-качеств и т.д. Система
ценностей служит основой и критерием
принятия или непринятия личностью
новых или ранее выработанных
ценностей. Чем богаче мир ценностей
человека, тем эффективнее и
5.Физическое совершенство
Физическое совершенство - это исторически
обусловленный уровень
Физическое совершенство - это одна из сторон гармоничного развития человека.
Физическое совершенство в разное время имеет разные физиологические особенности и зависит от социально-экономических условий.
В недавнем времени физическое совершенство предполагало три параметра:
-духовную чистоту;
-моральное совершенство;
-физическое гормоничное и оптимальное развитие.
Физическое совершенство. Это исторически
обусловленный идеал
Важнейшими конкретными
1) крепкое здоровье, обеспечивающее
человеку возможность
2) высокая общая физическая
работоспособность,
3) пропорционально развитое
4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
5) владение рациональной
6) физкультурная образованность,
т.е. владение специальными
На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.
6.Заключение
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека.
Гуманитарная значимость физической
культуры предполагает достижение целостности
знаний о человеке, понимание значения
человеческих ценностей в современном
мире, осознание своего места в
культуре, развитие культурного самосознания,
способностей и возможностей к преобразовательной
культурной деятельности. Она проявляется
через гармонизацию духовных и физических
сил личности, формирование таких
общечеловеческих ценностей, как здоровье,
телесная культура, повышенная работоспособность,
физическое совершенство, хорошее самочувствие
и др. Физическая культура направлена
на развитие целостной личности, ее
способности и готовности полноценно
реализовать свои сущностные силы в
здоровом и продуктивном стиле жизни,
профессиональной деятельности, в построении
необходимой социокультурной
Ценности физической культуры в образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей объективных форм и субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение личности к физической культуре является интеграцией более частных отношений: отношений личности к различным формам и средствам физической культуры и включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.