Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:07, курсовая работа
Мы живем в мире, наполненном стрессовыми, психо-эмоциональными воздействиями, ухудшающейся экологической обстановкой, неблагоприятными условиями труда, социально-бытовыми проблемами. Растет число больных, неврозов, сердечно-сосудистых заболеваний, пристрастия к алкоголю, курению. Средняя продолжительность жизни россиян на 10-15 лет меньше, чем в высокоразвитых странах. Ежегодно умирает в нашей стране более 600 тысяч, а от несчастных случаев, отравлений и травм погибает около полумиллиона человек.
ГУМАНИТАРНАЯ РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Пензенский государственный университет архитектуры и строителства
Чубаров М.М., профессор, Колокатова Л.Ф., доцент, Петухова Т.А. , доцент
Мы живем в мире, наполненном стрессовыми, психо-эмоциональными воздействиями, ухудшающейся экологической обстановкой, неблагоприятными условиями труда, социально-бытовыми проблемами. Растет число больных, неврозов, сердечно-сосудистых заболеваний, пристрастия к алкоголю, курению. Средняя продолжительность жизни россиян на 10-15 лет меньше, чем в высокоразвитых странах. Ежегодно умирает в нашей стране более 600 тысяч, а от несчастных случаев, отравлений и травм погибает около полумиллиона человек.
Реализуя идеологию ложно
Для сложившегося в Российской Федерации образа жизни характерен низкий уровень физической культуры личности (ФКЛ), безответственное отношение значительной части населения к своему здоровью, нарушению санитарно-гигиенических нормативов. ФКЛ не стало насущной потребностью личности. Из более чем 10 тысяч научно-обоснованных стандартов во всех областях хозяйства, армии, учебных заведениях выполняется порядка 30-40%. В результате мы имеем один из самых низких в Европе уровень рождаемости, высокий уровень заболеваемости и смертности и, как следствие, очевидные тенденции по вырождению нации. Здорового населения у нас осталось не более 20% (1, 2).
Эти безрадостные факты свидетельствуют о том, что система здравоохранения в нынешнем виде объективно не может кардинально улучшить состояние здоровья населения страны. Экологические, клинико-социологические исследования министерства здравоохранения РФ за 2003-2005 г. связывают со здоровьем населения деятельностью органов здравоохранения лишь на 10-15 %, состоянием окружающей среды на 20-25%, генетическими факторами на 15-25%, и образом жизни на 50-55%.
В современных условиях «практически здоровый» человек оказывается вне поля зрения отечественной медицины. В стране отсутствует «медицина здорового человека», поэтому на первое место выходят проблемы индивидуального сознательного выбора модели поведения и образа жизни, в максимальной мере освобождающих от «достижений» современной медицины.
Проблема здоровья нации становится вопросом национальной безопасности России.
Необходима разработка и реализация
специальной программы
В условиях существующей государственной политики в области охраны здоровья населения, ухудшения экологической обстановки и недостаточного уровня жизни большинства населения, важно гуманитарное значение и роль физической культуры личности, саморазвитие и самоподготовка, индивидуальная оптимизация условий и образа жизни.
Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовывать свой творческий, духовный и профессиональный потенциал.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ценностные ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческой деятельности, физического и духовного, разрешать конфликты между природой и производством, трудом и отдыхом. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, физическое, духовное благополучие, выполнение человеком трудовых, психологических и биологических функций при максимальной продолжительности жизни.
Значение физической культуры
в сложившейся обстановке в стране
может стать тем
Гуманитаризация
Успешное социально-
Наблюдаемая за последние годы в нашей стране высокая смертность, заболеваемость тесно связаны с недостатками образа жизни и физической культуры личности. Вместе с тем формирование физически культурной личности требует современных подходов ее научно-методического обеспечения, повышения гуманитарной роли физического воспитания в ходе непрерывного образования индивидуума на всех этапах его подготовки и жизни.
В связи с изложенным необходима адекватная реалиям стратегия формирования и охраны здоровья, в качестве приоритетного национального проекта с использованием для этого арсенала средств физической культуры.
Начинать осуществлять эту стратегию непрерывного физкультурного образования на всех этапах жизни населения необходимо повсеместно и, конечно, в высших учебных заведениях. Вузы имеют для этого материальное, законодательное и кадровое обеспечение для формирования здорового образа жизни в повседневной жизни студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза. Развитие физических способностей студента необходимо рассматривать в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особо ценных личностных качеств.
Применение личностно
По данным вузов студентов практически здоровых основной медицинской группы порой насчитывается 25-30%. В тоже время диспансеризация и медицинские обследования показывают значительный рост студентов специального медицинского отделения, которое в ряде вузов переваливает за 50%.
Настораживает и тот факт, что физическая подготовленность и уровень состояния здоровья от курса к курсу падают. Эти негативные тенденции стратегически несут угрозу как экономическому развитию, так и национальной безопасности страны.
Здоровье молодежи является социальной значимой ценностью общества, важнейшим условием успешной реализации профессиональных знаний, мастерства, творческой активности и работоспособности Физическая и функциональная подготовленность организма, в первую очередь определяют здоровье каждого человека. Это предопределяет необходимость использования физической культуры в учебный процесс как обязательной дисциплины.
Модернизация образования и приведение его в соответствие с требованиями времени прямо касается физической культуры и спорта. Если ранее основной акцент делался на выполнение нормативных основ физической культуры и спорта, на нормировании преподавателем физических нагрузок применительно к каждому студенту, то на современном этапе актуальной становится технология личностно ориентированной физической культуры на основе активизации образовательного процесса, определяемого условиями активности самого студента, его самостоятельностью, степенью самостоятельного творческого подхода, углублению и закреплению знаний, умений и навыков, способностью учиться и добывать необходимые знания.
Экспериментальная проверка технологического обеспечения формирования физической культуры личности (4) подтвердила ее надежность, педагогическую эффективность и прогностичность.
Традиционно учебный процесс по физическому воспитанию в высшей школе строился исходя из обучения знаниям, умениям, навыкам. Но обществу нужны образованные, инициативные, творческие, здоровые, физически культурные личности, умеющие использовать собственные потенциальные возможности с творческим, не потребительским отношением к учебе. В связи с чем необходимо, чтобы студент к учебе относился как креативно понимаемой деятельности. Активная роль студента в учебе и формировании физически культурной личности приводит к активизации учебного процесса за счет использования педагогической технологии, включающей гуманитарное образование, саморазвитие, самоподготовку, заинтересованность и ответственность за результаты обучения самого студента.
В настоящее время вузовское образование стоит на пороге очередных коренных преобразований и своей реформы. Достаточно ли только желания и административного ресурса, чтобы очередная реформа дала возлагаемые на нее надежды достижения коренных преобразований и прогресса вузовской системы образования в Российской Федерации.
На протяжении многих веков
и до н. в. система
Очевидно, одних административных реформ и эволюционно-прогматического путей не достаточно, для создания новой и прогрессивной теоретической базы и нахождения выхода из тупика.
Имеются ли примеры построения учебного процесса, которые выходят за рамки традиционной ориентации на преимущественно на знания, умения и навыки, которые могли бы служить отправной базой для использования в организации вузовской системы образования. Такие примеры имеются. На наш взгляд, они сосредоточены в теории и практике физической культуре и спорте. Прогрессивные модели можно найти именно в области теории и практики спорта.
Большой спорт нацелен на достижение выдающихся результатов в чрезвычайно сложной специализированной деятельности. Достижение рекордных результатов в современном спорте всегда требует использования инновационных технологий подготовки. Подготовка рекордсмена это всегда «ходьба в незнаемое, ранее неизведанное», которая, зачастую, требует отказаться от использования шаблонов, традиционных методов и путей совершенствования. Необходимость обновлять арсенал используемых средств, методов и подходов вынуждает к постоянному творческому поиску и совершенствованию технологий подготовки. В этой связи в спорте накоплен значительный, во многом, уникальный опыт совершенствования подготовки спортсменов, проявляемой в чрезвычайно сложной соревновательной деятельности, в условиях величайшего напряжения сил, экстремальной обстановке и соперничества.
Эффективное решение задач физического воспитания как одного из средств профессионально значимой подготовки студента в вузе на уровне современных требований определяется возможностями индивидуализации, личностно ориентированного, антропологического подхода немыслимого без активного участия в формировании физической культуры личности как педагога, так и студента (3). Обоюдное и заинтересованное участие в учебном процессе педагога и студента создает образовательную среду, эффективно работающую при использовании технологий активной рефлексии, самомотивации, учета индивидуальных возможностей студента, личностно-ориентированной педагогики.
В значительной мере
личностно-ориентированный подх
Физическое воспитание также не может и не должно стоять в стороне от этого год от года набирающего темпы развития процесса компьютеризации в вузах. Основанием для этого является то, что ряд эффектов внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию не мыслим без широкого использования компьютеризации. Компьютер становиться основой технической оснащенности учебного процесса и реализации дидактических процессов, которые без него не осуществимы или же невозможны. Относиться это может как к использованию «внешних», так и «внутренних» средств оценки результатов учебного труда студента, в том числе с использованием автоматизированного контроля за эффективностью учебного процесса. Это также относиться к программным обучающим, тренировочным и контрольным, прогнозирующим и управляющим средствам учебного труда студента и преподавателя.
Использование компьютерной технологии дает возможность преподавателю и студенту возможность контроля за уровнем подготовленности, оперативной коррекции индивидуального плана и управляющей программы для каждого студента.
В н.в. директивный метод является традиционным в работе преподавателя со студентами на занятиях физическим воспитанием. Студентам при его применении отводится пассивная роль. Студент при этом является объектом директивно доносимых до студента заданий, комплексов упражнений, используемых средств и методов, т.е. объектом воздействия. Студентом управляет преимущественно внешняя, «чужая» воля преподавателя, а не личная заинтересованность и собственные мотивы студента как личности.
Информация о работе Физическая культура лучшее здоровье в жизни