Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:20, реферат
Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Введение………………………………………………………………….....................................3
Этапы физического и психо-нервного развития детей …………………………..………4
Показатели физического развития детей……………………….........................................6
Общие методические положения при занятиях физическими упражнениями с детьми………………………………………………………………………………………..9
3.1. Комплекс упражнений для детей от 1 года до 1,5 лет……………………………….9
3.2. Комплекс упражнений для детей от 1,5 года до 3 лет……………………………...10
3.3. Комплекс упражнений для детей от 3 до 5 лет……………………………………...11
Правила закаливания…………………………………..………..........................................11
Воздушные и солнечные ванны, закаливание водой…………........................................12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Библиографический список……………………………………………………………………15
3.2 Комплекс упражнений для детей от 1,5 года до 3 лет
1. Ходьба
по наклонной доске. Укрепляют доску, приподняв
один конец на 20- 25 мс от пола. Слегка помогая
малышу, побуждают его подниматься и спускаться
по доске. Повторить от 4 до 6 раз. 2. Поочередное
поднимание ног. Ребенок лежит на коврике
(дома) или на травке (в саду). Взрослый
держит горизонтально палку на уровне
40-50 см от пола (земли). Малыш поочередно
пальцами то одной, то другой ноги пытается
достать палку. Проделать по 3-4 раза каждой
ногой. 3. Бросание
мяча в цель. Малыш держит в руке мяч.
Побуждайте его бросать мяч в горизонтально
расположенную цель - корзину, поставленную
на расстоянии метра. Повторять от 4 до
6 раз. 4. Поднимание
туловища. Малыш ложится на коврик
на живот. Упираясь руками в пол, приподнимает
туловище и выпрямляет руки. Проделать
3 - 4 раза. 5. Приседание.
Ребенок, держась за спинку стульчика,
приседает, как бы прячась за него, и выпрямляется.
Повторить 3 - 4 раза. 6. Сесть и лечь.
Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные
ноги под шкафом, или их удерживает взрослый.
Побуждайте его сесть, а затем снова лечь,
не сгибая ног. Повторить 2 - 3 раза. 7. Перешагивание
через веревку. Закрепляют веревку
на высоте 22-28 см над полом, ребенок перешагивает
через нее в одну и другую сторону, стараясь
поднять ногу повыше. Повторить 2 - 4 раза.
8. Ходьба
на носках. Малыш ходит по комнате
на носках в течение 1 минуты, затем 20 -
30 секунд бегаете и снова ходит 1 - 1,5 минуты. 9. Поднимание
ног. Ребенок лежит на коврике спиной
вниз. Взрослый держит над его ногами горизонтально
палку на расстоянии 25-30 см от них и побуждает
малыша поочередно или одновременно поднимать
ноги и касаться ими палки. Повторить 3
- 4 раза. 10. "Велосипед".
Малыш лежит на спине, слегка согнув ноги.
Поочередно сгибая и разгибая их, имитирует
езду на велосипеде. Проделать 3 - 4 раза
каждой ногой. 11. Повороты.
Малыш лежит на спине, подняв вверх прямые
руки и выпрямив ноги. В таком положении
он поворачивается на бок, затем на живот,
на другой бок и снова на живот, на другой
бок и снова на спину. Выполнять по 2-3 раза
в каждую сторону.
3.3 Комплекс упражнений для детей от 3 до 5 лет
1. "Аист
ходит по болоту". Ходить, высоко
поднимая колени; спина прямая. Пройти
по комнате 1-2 раза. Дыхание произвольное.
2. "Зайчонок".
Руки согнуть в локтях, кисти опустить.
Делать легкие прыжки на носках. Чередовать
6-8 прыжков с ходьбой (12-16 шагов). Повторить
2 раза. Дыхание произвольное. 3. Упражнение «колеса». Исходное положение: стоя,
руки в стороны. На счет 1-4 ─ вращаем руками
вперед; 5-8 ─ назад. Повторите это упражнение
1-2 раза. 4.Упражнение «ножницы». Исходное положение: стоя, руки
─ вперед. На счет 1-4 ─ скрещивать выпрямленные
руки. Повторите это упражнение 5-7 раз. 5. Упражнение «приседания». Исходное положение: стоя, руки
опущены. На счет 1 ─ присесть, руки ─ вперед,
спина прямая, пятки не отрывать от пола;
2 ─ вернуться в исходное положение. Повторите
это упражнение 6-8 раз. 6. Упражнение «прыжки». Исходное положение: стоя, руки
─ на пояс. Прыжки на правой ноге 2-3 раза;
затем ─ на левой. Повторите это упражнение
3-4 раза. 7. Упражнение «тянемся-потянемся». Для выполнения этого упражнения
вам понадобится гимнастический коврик.
Исходное положение: сидя, ноги шире плеч.
На счет 1-2 – потянутся к носку правой
ноги. Ноги не сгибать! 3-4 – вернуться в
исходное положение; 5-6 – потянутся к носку
левой ноги; 7-8 – вернуться в исходное
положение
Повторите это упражнение 3-5 раз.
Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям окружающей среды. Закаливание детей необходимо для того, чтоб организм хорошо переносил воздействие перепадов температур, чтоб дети не боялись переохлаждения, сквозняков. У закаленных детей снижается заболеваемость и даже если они болеют, то, как правило, болезнь проходит мене болезненно и без серьезных последствий. Известно, что здоровье человека на 10 – 15 % зависит от наследственности, 8 – 12% от уровня здравоохранения, 10 – 20% – от состояния окружающей среды и 50 – 70% – от образа жизни. Естественно закаливание играет важную роль в формировании здорового образа жизни. Закалять детей нужно с самого раннего возраста, так как ребенок рождается с множеством различных защитных и приспособительных механизмов. Под влиянием закаливания и повышается выносливость организма и его сопротивляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Благодаря закаливанию – водой, воздухом, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается сопротивляемость к заболеваниям, совершенствуются защитные механизмы организма. Успех закаливания будет зависеть от выполнения простых правил закаливания:
Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур круглогодично можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и будут сочетаться с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток – умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т. д. Закаливание должно стать образом жизни.
Закаливающие мероприятия
подразделяются на: 1. Общие — включают
правильный режим дня, рациональное питание,
занятия физкультурой. 2. Специальные –
к которым относятся: Закаливание воздухом
(воздушные ванны); Закаливание солнцем
(солнечные ванны); Закаливание водой (водные
процедуры). Воздушные ванны – являются
первой закаливающей процедурой для грудного
ребенка. Необходимо помнить, что температура
воздуха в комнате для новорожденного
ребенка должна быть 23°С, в возрасте от
1 до 3 мес. — 21°С, от 3 мес. до 1 года — 20°С,
старше 1 года — 18°С. у грудных детей –
высокие энергетические затраты и потребление
кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза).
Поэтому необходимо проветривать помещения
4-5 раз в день по 10-15 мин. зимой, держать
летом почти постоянно открытыми форточки.
Проветривание с помощью форточки или
фрамуги проводят в присутствии детей;
температура воздуха снижается на 1-2°С,
что является закаливающим фактором. Сквозное
проветривание желательно производить
при отсутствии ребенка в комнате. Возможно
использование кондиционеров и систем
микроклимата, которые автоматически
регулируют температуру и влажность. В
летнее время новорожденных можно выносить
на прогулку практически сразу после рождения,
вначале на 20-40 мин, быстро увеличивая
время д 6-8 ч в день.
Зимой детей впервые выносят на улицу
в возрасте 2-3 нед. при температуре воздуха
не ниже -5°С на 15-20 мин. и постепенно доводят
нахождение на воздухе до 1,5 2 ч 2 раза в
день.
Водные процедуры делят на традиционные
и нетрадиционные, или интенсивные. Традиционные
водные процедуры: 1. Общие ванны – ребенка
купают ежедневно водой температуры 37-36°С
в течение 5 мин., затем обливают водой
с температурой на 2°С ниже. 2. Подмывание,
умывание, которое длится 1-2 мин., вначале
проводят при температуре воды 28°С, через
каждые 1-2 дня и снижают на 1-2°С и доводят
до 20-22°С. 3. Местное влажное обтирание –
рукавичкой, смоченной водой температуры
33-36°С, обтирают ручки от кисти до плеча,
затем ножки от ступни до колена в течение
1-2 мин. один раз в пять дней температуру
понижают на 1°С и доводят до 28°С. Каждую
часть тела вытирают насухо до легкого
покраснения сразу после ее влажного обтирания. К
интенсивным методам закаливания относят
те методы, при которых происходит хотя
бы кратковременный контакт тела со снегом,
ледяной водой или морозным воздухом.
Промежуточное место между традиционным
и интенсивным закаливанием занимают
контрастные процедуры. При хронических
заболеваниях верхних дыхательных путей
у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее
применять контрастные процедуры.
Заключение
Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью комплексной системы воспитания. Недостаточная двигательная активность в процессе роста и развития детей может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии. В предупреждении всех заболеваний и особенно так называемых простудных (острый насморк, сезонные респираторные заболевания) огромную роль играют солнце, воздух и вода. Но проводить закаливание надо умело, соблюдая установленные правила, чтобы не вызвать заболевания. Особая осторожность необходима при выполнении различных процедур у ослабленных или страдающих хроническими заболеваниями детей, а также у малышей, у которых приспособительные защитные механизмы менее совершенны. Начинать закаливание можно в любое время года, но лучше летом, когда ребенок здоров.
Библиографический список