Физическая культура в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....................................3
Этапы физического и психо-нервного развития детей …………………………..………4
Показатели физического развития детей……………………….........................................6
Общие методические положения при занятиях физическими упражнениями с детьми………………………………………………………………………………………..9
3.1. Комплекс упражнений для детей от 1 года до 1,5 лет……………………………….9
3.2. Комплекс упражнений для детей от 1,5 года до 3 лет……………………………...10
3.3. Комплекс упражнений для детей от 3 до 5 лет……………………………………...11
Правила закаливания…………………………………..………..........................................11
Воздушные и солнечные ванны, закаливание водой…………........................................12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Библиографический список……………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Физическая культура в детском возрасте.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Комплекс  упражнений  для детей от 1,5 года до 3 лет

1. Ходьба по наклонной доске. Укрепляют доску, приподняв один конец на 20- 25 мс от пола. Слегка помогая малышу, побуждают его подниматься и спускаться по доске. Повторить от 4 до 6 раз.            2. Поочередное поднимание ног. Ребенок лежит на коврике (дома) или на травке (в саду). Взрослый держит горизонтально палку на уровне 40-50 см от пола (земли). Малыш поочередно пальцами то одной, то другой ноги пытается достать палку. Проделать по 3-4 раза каждой ногой.            3. Бросание мяча в цель. Малыш держит в руке мяч. Побуждайте его бросать мяч в горизонтально расположенную цель - корзину, поставленную на расстоянии метра. Повторять от 4 до 6 раз.           4. Поднимание туловища. Малыш ложится на коврик на живот. Упираясь руками в пол, приподнимает туловище и выпрямляет руки. Проделать 3 - 4 раза.    5. Приседание. Ребенок, держась за спинку стульчика, приседает, как бы прячась за него, и выпрямляется. Повторить 3 - 4 раза.        6. Сесть и лечь. Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные ноги под шкафом, или их удерживает взрослый. Побуждайте его сесть, а затем снова лечь, не сгибая ног. Повторить 2 - 3 раза.         7. Перешагивание через веревку. Закрепляют веревку на высоте 22-28 см над полом, ребенок перешагивает через нее в одну и другую сторону, стараясь поднять ногу повыше. Повторить 2 - 4 раза.          8. Ходьба на носках. Малыш ходит по комнате на носках в течение 1 минуты, затем 20 - 30 секунд бегаете и снова ходит 1 - 1,5 минуты.     9. Поднимание ног. Ребенок лежит на коврике спиной вниз. Взрослый держит над его ногами горизонтально палку на расстоянии 25-30 см от них и побуждает малыша поочередно или одновременно поднимать ноги и касаться ими палки. Повторить 3 - 4 раза.              10. "Велосипед". Малыш лежит на спине, слегка согнув ноги. Поочередно сгибая и разгибая их, имитирует езду на велосипеде. Проделать 3 - 4 раза каждой ногой.    11. Повороты. Малыш лежит на спине, подняв вверх прямые руки и выпрямив ноги. В таком положении он поворачивается на бок, затем на живот, на другой бок и снова на живот, на другой бок и снова на спину. Выполнять по 2-3 раза в каждую сторону.  

 

3.3 Комплекс упражнений  для детей от 3 до 5 лет

 1. "Аист ходит по болоту". Ходить, высоко поднимая колени; спина прямая. Пройти по комнате 1-2 раза. Дыхание произвольное.       2. "Зайчонок". Руки согнуть в локтях, кисти опустить. Делать легкие прыжки на носках. Чередовать 6-8 прыжков с ходьбой (12-16 шагов). Повторить 2 раза. Дыхание произвольное.           3. Упражнение «колеса». Исходное положение: стоя, руки в стороны. На счет 1-4 ─ вращаем руками вперед; 5-8 ─ назад. Повторите это упражнение 1-2 раза. 4.Упражнение «ножницы». Исходное положение: стоя, руки ─ вперед. На счет 1-4 ─ скрещивать выпрямленные руки. Повторите это упражнение 5-7 раз.   5. Упражнение «приседания». Исходное положение: стоя, руки опущены. На счет 1 ─ присесть, руки ─ вперед, спина прямая, пятки не отрывать от пола; 2 ─ вернуться в исходное положение. Повторите это упражнение 6-8 раз.     6. Упражнение «прыжки». Исходное положение: стоя, руки ─ на пояс. Прыжки на правой ноге 2-3 раза; затем ─ на левой. Повторите это упражнение 3-4 раза.   7. Упражнение «тянемся-потянемся». Для выполнения этого упражнения вам понадобится гимнастический коврик. Исходное положение: сидя, ноги шире плеч. 
На счет 1-2 – потянутся к носку правой ноги. Ноги не сгибать! 3-4 – вернуться в исходное положение; 5-6 – потянутся к носку левой ноги; 7-8 – вернуться в исходное положение 
Повторите это упражнение 3-5 раз.

 

 

 

  1. Правила закаливания

Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям окружающей среды. Закаливание детей необходимо для того, чтоб организм хорошо переносил  воздействие перепадов температур, чтоб дети не боялись переохлаждения, сквозняков. У закаленных детей снижается заболеваемость и даже если они болеют, то, как правило, болезнь проходит мене болезненно и без серьезных последствий.         Известно, что здоровье человека на 10 – 15 % зависит от наследственности, 8 – 12% от уровня здравоохранения, 10 – 20% – от состояния окружающей среды и 50 – 70% – от образа жизни. Естественно закаливание играет важную роль в формировании здорового образа жизни.          Закалять детей нужно с самого раннего возраста, так как ребенок рождается с множеством различных защитных и приспособительных механизмов.    Под влиянием закаливания и повышается выносливость организма и его сопротивляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Благодаря закаливанию – водой, воздухом, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается сопротивляемость к заболеваниям, совершенствуются защитные механизмы организма. Успех закаливания будет зависеть от выполнения простых правил закаливания:

  1. Все закаливающие процедуры должны проводиться в комфортном эмоциональном плане на фоне положительных эмоций.
  2. Систематически проводить закаливающие процедуры во все времена года без перерывов.
  3. Постепенно увеличивать силы закаливающего фактора.
  4. Правильно подбирать и дозировать закаливающие процедуры индивидуально для каждого ребенка с учетом возраста.
  5. Никогда не начинать процедуры если ребенок замерз – не допускать переохлаждения ребенка.
  6. Начинать закаливание в любом возрасте – желательно всей семьей.
  7. Закаливающие процедуры нужно сочетать с физическими упражнениями и массажем.

Обеспечить систематическое  проведение закаливающих процедур круглогодично  можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня  ребенка и будут сочетаться с  обычными мероприятиями, проводимыми  в различное время суток –  умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая  ванна и т. д. Закаливание должно стать образом жизни.

 

  1. Воздушные и солнечные ванны, закаливание водой

 

Закаливающие мероприятия  подразделяются на:      1. Общие — включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.           2. Специальные – к которым относятся: Закаливание воздухом (воздушные ванны); Закаливание солнцем (солнечные ванны); Закаливание водой (водные процедуры).  Воздушные ванны – являются первой закаливающей процедурой для грудного ребенка. Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23°С, в возрасте от 1 до 3 мес. — 21°С, от 3 мес. до 1 года — 20°С, старше 1 года — 18°С. у грудных детей – высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4-5 раз в день по 10-15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1-2°С, что является закаливающим фактором. Сквозное проветривание желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование кондиционеров и систем микроклимата, которые автоматически регулируют температуру и влажность.      В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20-40 мин, быстро увеличивая время д 6-8 ч в день. 
Зимой детей впервые выносят на улицу в возрасте 2-3 нед. при температуре воздуха не ниже -5°С на 15-20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 2 ч 2 раза в день.             Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22°С (для грудных детей) и 18-19°С (для детей 1-2 лет). Вначале длительность процедуры составляет 1-2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин. (для детей до 6 мес) и до 30 мин (после 6 мес). воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.      Закаливание солнцем – ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. С осторожностью они назначаются и детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20°С для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших – 5 мин. с ежедневным увеличением до 30-40 мин и более.       Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.  Водные процедуры – оказывают более мощное воздействие на организм по сравнению с воздушным закаливанием в следствие того, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания. 
Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.   Традиционные водные процедуры:       1. Общие ванны – ребенка купают ежедневно водой температуры 37-36°С в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2°С ниже.     2. Подмывание, умывание, которое длится 1-2 мин., вначале проводят при температуре воды 28°С, через каждые 1-2 дня и снижают на 1-2°С и доводят до 20-22°С.  3. Местное влажное обтирание – рукавичкой, смоченной водой температуры 33-36°С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 мин. один раз в пять дней температуру понижают на 1°С и доводят до 28°С. Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.  К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

 

Заключение

 

Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью комплексной системы воспитания. Недостаточная двигательная активность в процессе роста и развития детей может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии. В предупреждении всех заболеваний и особенно так называемых простудных (острый насморк, сезонные респираторные заболевания) огромную роль играют солнце, воздух и вода. Но проводить закаливание надо умело, соблюдая установленные правила, чтобы не вызвать заболевания. Особая осторожность необходима при выполнении различных процедур у ослабленных или страдающих хроническими заболеваниями детей, а также у малышей, у которых приспособительные защитные механизмы менее совершенны. Начинать закаливание можно в любое время года, но лучше летом, когда ребенок здоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. – М.: Высш.шк.,1985. – 384 с.
  2. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей / М.Я. Студеникин. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.
  3. Панкратова Е. Уроки для родителей (закаливание с удовольствием) / Е. Панкратова. – М.: ФиС, 2003. - №8 – 24 с.
  4. Праздников В.П. “Закаливание детей дошкольного возраста” / В.П. Праздников. -  М.: Физкультура и спорт, 1988. – 310с.

Информация о работе Физическая культура в детском возрасте