Физическая культура в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:40, реферат

Описание работы

Физическое воспитание, как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от труда, возникло в более поздний период древней истории - 80-8 тыс. лет до н.э. О появлении физических упражнений можно говорить лишь тогда, когда они стали отделяться от трудовой деятельности. Физическая культура отличается от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что она направлена на развитие наших собственных физических кондиций.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Физическая культура Античной Греции 4
1.1 Этапы развития физической культуры и спорта в Античной Греции 4
1.2 Основные различия в системах физического воспитания Спарты и 6
Афин
1.3 Характеристика и значение Олимпийских, Панафинейских и 8
других игр Древней Греции.
Глава 2. Физическая культура Древнего Рима 10
2.1 Особенности физической культуры в Древнем Риме 10
2.2 Физическая культура и спорт в различные периоды существования 12
Древнего Рима
2.3 Место спорта в цирковых зрелищах, гладиаторских боях и играх 15
Глава 3. Физическая культура стран Древнего Востока 18
3.1 Физическая культура Древней Месопотамии 18
3.2 Физическая культура Древнего Египта 19
3.3 Физическая культура Древней Индии 21
3.4 Физическая культура Древнего Китая 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Физкультура.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

С 18 лет молодых людей  определяли в государственную военную  организацию эфебию, где они несли  военную службу.

 

Характеристика и значение Олимпийских, Панафинейских и

других игр Древней  Греции

 

Соревнования – агоны  – проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной  частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей.

Некоторые из агонов переросли  местное значение и приобрели  общегреческий – панэллинский –  статус.

Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым  богам. Из гимнастических агонов большой  популярностью пользовались Истмийские игры (в Дельфах) в честь бога морей  Посейдона, Панафинейские игры (в  Афинах) посвящались богине Афине  Палладе. Однако из всех игр наибольшее значение имели Олимпийские игры, проводившиеся в честь главного бога – Зевса Олимпийского.

Истмийские игры - состязания, посвященные Посейдону. Проводились  каждые два года на Коринфском перешейке (Истме). Время игр начиналось, как  и в прочих агонах, объявлением  священного перемирия. Состязания были гимнастические и конные; музические присоединились лишь в императорскую  эпоху. Игры продолжались, вероятно, несколько  дней. Победитель получал пальмовую  ветвь и венок, который в древнейшее время (а также в императорское) плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху — из сельдерея.

Панафинейские игры, или  Великие Панафинеи — праздник, посвященный богине Афине — покровительнице  одноименного города. История происхождения  Панафинейских игр запечатлена  в нескольких легендах. По одной  версии их впервые устроил Эрихтоний, сын бога Гефеста, по другой — герой  Тесей или даже его отец — царь Эгей. Датой начала игр считают 565 год до н. э. Проводились они каждые четыре года и длились девять дней. Панафинеи включали главные и  малые агоны (состязания). С первого  по третий день празднества проводились  мусические соревнования: игра на флейте и струнных инструментах, сольное  и хоровое пение. Затем следовали  гимнические упражнения: исполнение под аккомпанемент лиры поэтических  произведений. По преданию именно на Панафинеях впервые зачитал свою «Историю»  великий Геродот. На шестой день праздника  проводили конный агон. Малые агоны  начинались на седьмой день, они  включали в себя спортивные игры, лампадодромию (факельное шествие) и состязания кораблей. Победителей награждали оливковым  маслом, разлитым в сосуды-амфоры. Панафинейские  амфоры ценились очень высоко. Праздник завершала торжественная процессия, в которой принимали участие  все свободные жители города. В  этот день афинские юноши приносили  клятву, чтобы стать полноправными  гражданами полиса. Афиняне направлялись к храму богини Афины и торжественно преподносили ей пеплос — украшенную росписью шерстяную ткань и совершали  жертвоприношения. Жертвенное мясо коров  и овец делили между собой высшие магистраты полиса, остатки шли на пиршество для рядовых жителей. Каждый из них чувствовал причастность к великому событию, так как праздник олицетворял идею гражданской гордости, объединения полиса.

Олимпийские игры проводились  в Олимпии, расположенной в западной части Пелопоннесского полуострова.

Здесь, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор  зажигается олимпийский огонь современных  Игр.

Происхождение Олимпийских  и других игр Древней Греции определялось материальными условиями жизни  общества, его политическим, культурным, военным развитием. Одна из главных  причин возникновения игр – потребность  в воспитании воинов, демонстрация превосходства военной и аристократической  знати в области военно-физической подготовки.

Первые известные истории  Олимпийские игры отмечены 776 г. до н.э. Эта дата взята за основу потому, что удалось установить с этого  времени первого и последующих  победителей на играх. Некоторые  авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже 28-е игры. По версии ученых, между  Ифитом царем Элиды и Ликургом из Спарты был заключен договор об обязательном сохранении божественного  мира во время Олимпийских игр, продолжительность  договора 27 Олимпиад. Договаривающиеся стороны объявили Олимпию священным  местом, а месяц проведения состязаний – обязательным периодом мира. На вопрос о том, почему из всех союзов городов  выдвинулась именно Олимпия, можно  дать в общих чертах следующий  ответ.

1. Алтий был ритуальным  местом избрания царей.

2. Святилище Геры считалось  одним из древнейших мест, где  совершались культовые ритуалы  плодородия. Состязания по бегу  на звание «девушки года», победительница  олицетворяла собой плодородие.

3. Олимпия была связана  с культом предков, именно здесь,  по преданиям, находились могилы  Пелопса и Тараксиппа.

4. Это место связано  с культом Зевса, наиболее авторитетного  греческого божества.

5. Олимпия была расположена  в легкодоступном и защищенном  месте.

6. Ввиду малочисленности  жителей Пизы не грозила опасность,  что в области отправления  культовых обрядов они попытаются  достичь политической гегемонии.

7. В эпоху расцвета  игр Олимпия пользовалась поддержкой  Спарты – одного из наиболее  могущественных полисов.

В Олимпии к тому времени  было построено пять стадионов. Два  первых – древнего периода игр  и ипподром для конных состязаний.

На Олимпийских играх  древнего периода не могли участвовать  в состязаниях женщины, неполноправные граждане, варвары и те, против которых  было возбуждено уголовное дело.

В преддверии проведения Игр  прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф – две мины серебром (около 27 кг чистого серебра). Но страшней разорительного штрафа было проклятие, которое боги посылали на нарушителя олимпийского перемирия. Строгому наказанию подвергались и люди, оскорбившие путника, идущего на олимпийский праздник, их ждало отлучение от Игр на две Олимпиады!

Выступать на Играх –  это была большая честь и ответственность. Каждый атлет должен был 10 месяцев  готовиться дома и еще месяц тренироваться  в Олимпии. Да не как-нибудь, а очень  упорно. За будущими олимпийцами внимательно  и строго наблюдали элладоники –  судьи и распорядители Игр. Они  не только отвечали за подготовку атлетов, но и следили за тем, чтобы места  соревнований были в надежном порядке. Элладоники награждали победителей  и налагали штрафы на провинившихся.

Программа Игр была интересной и разнообразной. На первых Олимпийских  играх атлеты состязались только в беге на дистанции 192,27 м. Она называлась «стадий». От этого слова произошло  и название «стадион». От столетия к  столетию программа Игр пополнялась  другими видами: прыжки в длину, метания, кулачный бой и борьба. Победители награждались венком из оливковой ветви. Самым трудным и популярным было пятиборье-пентатлон.

Римская эпоха принесла Олимпийским  играм многонациональный характер, семь веков в Играх участвовали  только греки, а затем в них  получили право соревноваться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона и др.

Олимпийские игры проводились  непрерывно 1170 лет. На эти соревнования спортсмены собирались 293 раза.

Признаки изменений в  физической культуре в Афинах обнаружились уже в V в. до н.э. Именно тогда впервые  оказалось поколебимым господство главной классовой базы Олимпизма  – аристократии и его системы  требований.

Все большее число городов  начали нанимать за деньги атлетов, чтобы  поддерживать ореол прежней славы. На 98-й Олимпиаде (388 г. до н.э.) разразился скандал, связанный с подкупом спортсменов. Обнаружилось, что соперники фессалийского  кулачного бойца Евнола за различные  денежные вознаграждения уступили ему  дорогу к олимпийскому венку. Позднее  подкуп получил широкое распространение. В обиход вошло новое понятие  для обозначения участников соревнований. Теперь их стали называть атлетами (участвующие в состязаниях за вознаграждение). Появление и распространение  христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей  аскетизм, повлекло за собой прекращение  Олимпийских праздников. В 394 году Римский  император Феодосий первым издал  эдикт о запрещении Олимпийских  игр. Спортсооружения были разрушены, а землетрясение стерло Олимпию  с лица Земли. Идея Игр была предана  забвению на 1000 лет.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.

Особенности физической культуры в Древнем Риме

 

История физической культуры в Древнем Риме, достигшем наивысшей  ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории  культуры.

Римский господствующий класс  не чувствовал жизненной потребности  в том, чтобы активно заниматься спортом.

Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Это связано с рядом  причин:

  • Физическая подготовка юношей до 16 – 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в. до н.э. было создано учебное заведение под названием «лудус», где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения.
  • Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.
  • Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.
  • Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.

Древний Рим подарил миру классическую систему военно-физической подготовки, которую перенимали во многих армиях.

В римской армии существовала суровая высокоорганизованная система  тренировки легионеров. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным  образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий  в лагерях, где воинов обучали  выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в  боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности  с преодолением препятствий, различные  прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием  и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление  водных рубежей. Воины совершали  марш-броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились  возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры  – штурмовые лестницы, чучела для  фехтования, деревянная лошадь для  обучения приемам верховой езды.

Физическая и духовная подготовка воинов были раздельными.

Каждому периоду истории  существования Древнего Рима были присущи  свои особенности развития физической культуры.

 

Физическая культура и  спорт в различные периоды  существования

Древнего Рима

 

В VIII – VI вв. до н.э. на территории Древнего Рима сложился «Царский период». Название этого периода обусловлено  названием правящей верхушки в Древнем  Риме, в этот период государством правили  короли этрусков.

Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селения  заключили союз городов, который  имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.

Спортивные игры были связаны  с родовыми культами, поклонением  семейным божествам и почитанием предков, с ритуалами, призванными  обеспечить плодородие, успех в бою. В состязания входили бег, гонки  колесниц, фехтование и борьба. Образ  главного бога-покровителя, ритуал и  сами игры с изменением соотношения  сил приобретали постепенно все  более «римский» характер.

По мере отмирания праздников, устраивавшихся союзом городов, стали  устраиваться демонстрации военной  силы. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палантином и Авентином  получило название «цирк». Здесь проводились  троянские игры, устраивались боевые пляски.

Период республики с VI до I вв. до н.э. получил свое название в  связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим  прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.

Во времена завоевательных походов менялся характер римской  физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали  элементами военной подготовки.

Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению все формы физической культуры. Они  занимались бегом, прыжками, упражнялись  с гантелями, плавали.

В сферистериумах, построенных  рядом с дворцами патрициев, проводились  игры с мячом.

Наряду с представлениями  в цирках в III в. стали устраиваться поединки гладиаторов. Вначале они  являлись исключительно составной  частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем превратились в одно из средств борьбы за власть. Поскольку  в этот период бои гладиаторов  были самыми жестокими, то именно в  этот период произошло восстание  Спартака.

Бытовавшие в эпоху  республики беспощадные методы подготовки (владелец – мясник) и постоянная боязнь смерти не раз приводила гладиаторов  к восстанию.

Название следующего  периода обусловила смена правления  в Риме, теперь во главе государства  встал император. Поэтому период назван императорским, и проходил с 71 г. до н.э. – 476 г. н.э..

Информация о работе Физическая культура в Древнем мире