Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 21:09, реферат
1. Возникновение физического воспитания как специфической сферы общественной деятельности.
Физическая культура в Древнем Мире.
2. Физическая культура народов Древней Греции.
3. Физическая культура древнего Рима.
4. Педагогические идеи по физическому воспитанию древнейших цивилизаций.
1
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕХНОЛОГИЙ
И УПРАВЛЕНИЯ В Г.ВЯЗЬМА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Контрольная работа
Физическая культура в древнем мире
Дисциплина: Физическая
культура
Факультет: Товароведение и экспертиза
товара
Специальность: 080401
Курс: I
Форма обучения: заочная
Преподаватель: В.С.Водолазов
Студент: Д.А. Миненков
Вязьма
2010г.
Содержание.
1. Возникновение
физического воспитания как специфической
сферы общественной деятельности. Физическая культура в Древнем Мире. 3
2. Физическая культура
народов Древней Греции 5
3. Физическая культура древнего Рима 10
4. Педагогические идеи по физическому воспитанию
древнейших цивилизаций 12
5. Литература 14
1. Возникновение
физического воспитания как специфической
сферы общественной деятельности. Физическая
культура в Древнем Мире.
Физическое воспитание, как специфическая
сфера общественной деятельности, обособленная
от труда, возникло в более поздний период
древней истории- 80-8 тыс. лет до н.э. О появлении
физических упражнений можно говорить
лишь тогда, когда они стали отделяться
от трудовой деятельности. Физическая
культура отличается от других видов деятельности
(в том числе и трудовой) прежде всего тем,
что она направлена на развитие наших
собственных физических кондиций, а физический
труд своей целью ставит производство
определенного продукта. Конечно, многие
трудовые операции воздействуют на физическое
состояние человека, но влияние в решающей
степени зависит от особенностей содержания
и условий производства и может быть самым
различным (в том числе и отрицательным).
Физкультурная деятельность направлена
к положительному влиянию на жизненно
важные функции организма человека. В
этом причина того, что наши предки пришли
к пониманию, совершенствуя свои двигательные
возможности, можно не только успешнее
трудиться, по и развивать самого себя,
данное обстоятельство было существенным
толчком к возникновению физической культуры.
В зарождении физических упражнений значительную
роль сыграла и объективная биологическая
предпосылка- двигательная деятельность
является естественной потребностью
человека.
Физические упражнения древнего человека
входили в магический церемониал, обрядовые
танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые,
военные и другие действия. Через них,
во-первых, осуществлялась передача опыта
в выполнении тех или иных движений (а
это уже зарождение физического воспитания),
а, во-вторых, выполняемые движения можно
назвать физическими упражнениями, так
как они не являлись собственно трудом,
военным делом и др.
Истоки большинства современных видов
физкультурно-спортивной деятельности
уходят своими корнями в трудовую деятельность
(игры с мячом, поднятие тяжестей, охота,
стрельба из лука и др.), в военное дело
(стрельба, метание, бег на различные дистанции,
единоборства и др.), в потребность преодолевать
значительные расстояния, препятствия,
естественные силы природы (конный спорт,
гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс,
плавание и др.). Накопленный опыт врачевания
жрецов, знахарей дал толчок к становлению
ЛФК, массажа, спортивной медицины.
Таким образом, для физического воспитания
первобытного строя характерно:
1. Создание (зарождение) физических упражнений,
т.е. начало обособления их от добывания
материальных благ, необходимых для существования
людей.
2. Физическая культура
народов Древней Греции
Истоки физической культуры уводят исследователей
всеобщей истории за границы России, в
древнейшие цивилизации Востока- в Египет,
Индию, Китай, Японию, Месопотамию. По мнению
исследователей всеобщей истории, древнейшие
цивилизации определили тот "фундамент",
который был заложен народами древней
Греции и древнего Рима.
Физическое воспитание рабовладельческого
общества достигло своего расцвета в древней
Греции в период VI-V вв. до н.э. Именно поэтому
целесообразно рассматривать особенности
физической куль туры рабовладельческой
формации на примере древнегреческих
государств-полисов, таких, как, например,
Спарта и Афины.
Рабовладельческое государство Лакония
с главным городом Спарта образовалось
в начале I в. до н.э. У спартанцев сохранялись
некоторые обычаи доклассового общества.
Так, болезненного и слабого новорожденного
ребенка сбрасывали в ущелье и только
"сильных" раз решали матерям вскармливать.
Этот обычай, вероятно, возник в первобытной
общине, как и состязательные игры в Элладе,
но спартанцы связывали его с именем легендарного
законодателя Ликурга, в чьем образе, считалось,
слились черты бога и человека.
Жители Спарты вели упорную борьбу с дорийскими
племенами. Эта борьба способствовала
созданию высокого уровня физического
воспитания, и с 776 г. до н.э. по инициативе
Ликурга Спарта была га рантом "священного
перемирия" — мирного празднества Олимпийских
игр.
В списке победителей Олимпийских игр
на мраморной плите рядом с именем чемпиона
всегда записывалось название его родного
города. В VIII-V вв. до н. э. было около 40 городов-полисов,
участвовавших в Олимпиадах. Атлеты приезжали
в Олимпию за месяц до начала игр и интенсивно
готовились к состязаниям. Правила "священного
мирного празднества", то есть Олимпийских
игр, были начертаны на медном диске, хранившемся
в одном из многочисленных храмов в Олимпии.
Предшественником Олимпийских игр был
древнейший праздник урожая с участием
жрицы Деметры — богини плодородия.
Воинственность и грубая сила оценивались
как наивысшие достижения человека, что
являлось пережитком военной демократии,
характерной для переходного периода
от родового общества к классовому.
Физическое воспитание спартанцев оставалось
почти неизменным до конца пелопонесских
войн, длившихся с 431 до 404 г. до н. э. дети
до 7 лет воспитывались у матери с преимущественным
вниманием на физическую закалку. С 12-летнего
возраста среди спартанцев обычным явлением
были кулачные бои, для проведения которых
собирались на особом острове, до совершеннолетия
— до 18 лет — они жили и учились в государственных
воспитательных учреждениях, в которых
процветали экзекуции — телесные наказания.
Спартанская знать считала одной из важнейших
задач физическое воспитание будущих
матерей. Плутарх в сочинении "Ликург"
писал, что до замужества девушки для укрепления
тела бегали, метали диск, боролись и участвовали
в состязательных играх, выполняя такие
же упражнения, как и будущие воины.
Юношей 18-20 лет зачисляли в особые отряды
эфебов. Они занимались военными упражнениями
и оружием; учились читать, писать, считать,
петь, танцевать и "лаконично" говорить.
Спартанская система — это засилье аристократии
с жестокой охраной привилегий "общины
равных" и сохранением суровых традиций
по физическому воспитанию, характерных
для доклассового общества.
Афинская отличалась от спартанской тем, что сочетала
умственное, нрайственно-этическое и физическое
воспитание.
Афинский рабовладельческий полис был
сформирован ионическими племенами, населявшими
Аттику ц_ создавшими центр древнегреческой
культуры. В отличие от жителей Спарты,
"демос" Аттики — то есть рабовладельцы,
которые противопоставлялись аристократии
Афин, — имел право на выбор различных
форм воспитания и обучения своих детей.
Необходимость самообороны полисов и
удержания в повиновении подвластных
слоев населения были главными причинами
создания античнойгимнастики. Она включала в
себя три части (раздела): игры, палестрику
и орхестрику.
Палестрика —
это разнообразные физические упражнения.
Орхестрнка —
это танцевальные действия на религиозные
и военные сюжеты, проводившиеся под музыку
на круглых площадках, которые были около
домов рабовладельцев.
Воспитательный процесс средствами физической
культуры подразделялся на игры, орхестрику,
палестрику и агонистику. Игры афиняне
считали одним из способов достижения
взаимопонимания, установления отношений.
У детей народов Апики очень популярны
были игры с мячами, кольцами, называвшиеся сферистикой.
В палестрику входили разнообразные физические
упражнения. Школы-палестры с двух- и трехлетним
обучением были доступны детям демоса,
то есть народа. Для них широко использовались
5 видов физических упражнений: бег, прыжки
в длину с отягощениями — каменными или
металлическими гантелями весом от 1,48
до 4,629 кг, метание диска и копья, борьба.
Считалось, что в этом пентатлоне у будущих
воинов проявляются необходимые качества
— быстрота, глазомер, ловкость, прыгучесть
и другие. Пентатлон — бег
на один стадий, прыжки в длину с Альтерами
(гантелями) в руках, метание копья и диска,
борьба, т.е. многоборье.
Самым трудным испытанием, в котором участвовали
достигшие 14 лет, был панкратион —
сочетание борьбы и кулачного боя. Он проводился
под палящими лучами солнца на песке до
тех пор, пока один из соперников не признавал
себя побежденным. Панкратион и пентатлон
были в программах Олимпийских и Панафинейских
игр.
Агонистика — это подготовка и участие
в соревнованиях, требовавших предельного
напряжения сил. Конные агоны афиняне
стали проводить в ознаменование объединения
Аттики в единое государство по инициативе
легендарного героя Тесея. Они были составной
частью программ Малых и Великих Панафинейских
игр. Малые панафинеп проводились ежегодно,
а Великие — накануне Олимпийских игр.
Наиболее важную роль в становлении древнегреческой
агонистики играли испытания, связанные
с обрядом посвящения молодежи, магические
ритуалы.
Сюжеты произведений изобразительного
искусства связанные с гимнастикой, особенно
периода расцвета культуры
древней Греции, то есть с V поI вв. до н.э., знакомят
с тем уровнем физического развития атлетов
и состязательных игр, которые почитались
тогда и восхищают нас по настоящее время.
В честь Марафонской битвы, например, с
490 г. до н.э. зажигали у статуи Г)рота "священный
огонь". Олимпийские игры проводились
у языческих святынь, например в роще Зевса
в Олимпии.
Олимпия — древнегреческий город в северо-западной
части Пелопоннесского полуострова (область
Элида), религиозный центр, место культа
Зевса.
В Олимпии игры проводились задолго до
того, как Когоибос в 776 г. до и. э. стал победителем
в общеэллинском состязании на стадий.
Олимпийские игры повторялись через каждые
1457 дней и считались праздником мира. Сицилийский
историк Тимей в III в. до н. э. ввел летоисчисление
по Олимпиадам. Еще в VIII в. до и. э. поэт Архилог
отмечал, что по приглашению "теоров"
— священных послов — "толпой налил
народ на состязания" по семи дорогам
в Олимпию.
В Олимпиадах участвовали представители
юга Европы, севера Африки, Ближнего Востока
и Кавказа. Венок победителю олимпийских
состязаний изготавливали из веток оливы.
О победителях Игр слагали легенды, им
нередко при жизни сооружали памятники.
Последние Олимпийские игры античности
были проведены в 393 г. н.э.
3. Физическая культура древнего Рима
Римляне, укрепляя свои позиции в борьбе
с соседями, избавились от власти этрусских
царей, от заимствованных у греков и нежелательных
для них обычаев состязательных общеэллинских
игр.
Тит Линий утверждал, что "Рим стал главой
всего мира... нет человеческих сил, способных
противиться" римским легионерам. В
частности одной из военных побед древнеримских
царей в IV в. до из. С учреждены Римские игры
в программу которых входили акробатические
упражнения и езда на колесницах. Основная
их цель— развлечение, торжественные
шествия и чествование отличившихся в
боях. Местом проведения Римских игр был
цирк, расположенный в низине между Авентинским
и Палатинским холмами.
О системе домашнего воспитания детей
и подростков рассказывал в своих сочинениях
Катон Старший (Ш-П вв. до н.э.). Всю ответственность
за воспитание будущего воина-участника
состязательных игр возлагали на отца.
До достижения детьми 15-летнего возраста
отец сам объяснял сыновьям законы жизни,
учил гимнастике, чтению, письму. С 15 лет
они определялись в лагеря, где назначаемые
сенатом "сеньоры" учили их военному
делу, устраивали игры и походы, а затем
в торжественной обстановке надевали
молодому легионеру тогу, символизирующую
его принадлежность к определенному сословию
рабовладельцев. В армии новобранцы совместно
с ветеранами-легионерами про должали
совершенствоваться в физических упражнениях.
Для них час то устраивались учения. с
длительными переходами.
Римляне в качестве зрелищ устраивали
погребальные игры, заставляя рабов во
время похорон драться насмерть. Бой первых
трех пар гладиаторов (от лат. "гладиус"
меч) для публики был проведен в Риме на
похоронах сенатора Перы в 264 г. до н.э.
В дальнейшем такие сражения объявляются
частью цирковых зрелищ.
Гладиаторами в основном были военнопленные,
превращенные в рабов. Гладиаторскому
искусству их учили в особых школах, которые
возглавляли ланисты. Фракиец Спартак,
с успехом выступая на арене цирка, получил
свободу и славу первого гладиатора. Он
возглавил восстание, которое в 74 г. до
н.э. началось в одной из школ- тюрем гладиаторов
в городе Капуе.
Под руководством Спартака рабы-гладиаторы,
обладая хорошей физической подготовкой,
применяли оружие для борьбы за освобождение
угнетенных. В 71 г. до н. э. восстание Спартака
было жестоко подавлено. В память о нем
комплексные спортивные соревнование
назвали Спартакиадами.
Римские архитекторы создали для зрелищ
специальный, новый тип здания — амфитеатр,
рассчитанный на несколько десятков тысяч
зрителей. Первый в Риме грандиозный амфитеатр
— Колизей — был пост роен в 80 г. н.э.
4. Педагогические
идеи по физическому воспитанию древнейших
цивилизаций
Идеалисты и материалисты неоднозначно
понимали историческое значение учебно-воспитательного
процесса средствами физической культуры.
Древнегреческий философ Сократ (469 —
399 до н.э. ) одним из первых призывал познать
себя и свои силы.
Материалиста Гиппократа (460-367 до н.э. )
называют отцом медицины. По его мнению,
врач обязан помогать организму человека
избе гать болезней и преодолевать их.
Он рекомендовал лечить больного физической
культурой, диетической пищей, режимом
дня, отрицая сверхъестественное, божественное
происхождение заболеваний.
Идею о единстве формы и содержания обосновал
воспитатель Александра Македонского
Аристотель (384-322 до' н.э. ). Он говорил, что
трем родам души человеческой — растительной,
разумной и волевой — должны соответствовать
физическое, умственное и нравственное
воспитание.
Вместе с другими выдающимися философами,
врачами и писателями своего времени Аристотель
считал, что излишние пища и питье вредны
для здоровья, высоко оценивал искусство
развивать у детей ловкость тела и силу
посредством различных физических упражнений,
объединившихся под названием "гимнастика".
Это название сохрани лось у народов Европы
до наших дней.
Этические и эстетические взгляды греков
и римлян были неоднозначны, но крылатые
изречения римского поэта-сатирика Ювенала
"В здоровом теле — здоровый дух",
"домашняя педагогика" Катона Старшего,
"поэзия стадионов эллинов" известны
народам Европы и всего мира и в наше время.
Врач древнего Рима Гален (ок. 200 — ок. 130
гг. до н.э. ) одним из первых начал экспериментировать
на животных и производить их вскрытия.
Он сделал ряд важных открытий, касающихся
функций головного мозга и нервной системы,
доказал, что артерии содержат кровь, а
не воздух. В вопросах анатомии человека
он оставался непререкаемым авторитетом
до XV-XVI вв.
История физической
культуры древнего мира охватывает две общественно-экономические
формации: первобытную и рабовладельческую.
Физическая культура как составная часть
общей культуры древнего человека возникает
на основе трудовой деятельности в условиях
первобытного строя. Ее особенностями
являются тесная связь с трудом и бытом,
доступность для всех членов общества
С возникновением рабовладельческого
общества физическая культура принимает
классовый характер и военную направленность.
С этими целями создаются системы физического
воспитания, появляются специальные школы
и первые зачатки науки о физическом воспитании,
строятся спортивные площадки, устраиваются
состязания, крупнейшие из которых — Олимпийские
игры. С разложением рабовладельческого
общества гибнет порожденная этим обществом
культура и ее составная часть — физическая
культура.
Литература.
1