Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:47, реферат

Описание работы

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

Содержание работы

Физическая культура в общекультурной
и профессиональной подготовке студентов.
Физическая культура студента.
Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.

Файлы: 1 файл

реферат по физре .docx

— 39.44 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Физическая культура в общекультурной

и профессиональной подготовке студентов.

Физическая культура студента.

Физическая культура и  спорт как средства сохранения и  укрепления здоровья студентов, их физического  и спортивного совершенствования.

 Ценностные ориентации  и отношение студентов к физической  культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В  ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Понятие «культура» можно  определить как степень раскрытия  потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах  материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную  в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде  как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые  для развития культуры последующих  поколений.

Образ жизни студентов  и его влияние на здоровье

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного  сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей  им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и  координации, в которых находятся  разные виды жизнедеятельности. Это  проявляется в той доли бюджета  времени личности, которая на них  тратится, в том, на какие виды жизнедеятельности  личность расходует свое свободное  время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его  уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для  чтения, другие — для занятий  физическими упражнениями, третьи —  на общение. Сознательно планируя затраты  времени и усилий, студент может  либо включаться в широкую сеть таких  связей, либо обособляться.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для  нее форм жизнедеятельности, типов  поведения. Обладая определенной автономностью  и ценностью, каждая личность формирует  свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние  на содержание и характер образа жизни  группы, коллектива, в которых она  находится.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов  свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III — до 83,1, на IV курсе — до 75,8%.

Эти факты позволяют сделать  вывод, что практические занятия  по, физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его  обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое  место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

Здоровый образ жизни  студента

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни  студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста  заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением  работоспособности. Необходимо отчетливо  представлять, что не существует здорового  образа жизни как некой особенной  формы жизнедеятельности вне  образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни  отражает обобщенную типовую структуру  форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации  и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Содержание здорового  образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального  или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических  требований, организация индивидуального  целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и  поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее  воздействие на личность.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может  быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной  недели один выходной день посвящается  общению с друзьями, другой —  домашним делам, третий — занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового  образа жизни устойчивы по отношению  к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они  образуют своего рода барьеры, ограждающие  его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровый образ жизни  характеризуется направленностью, которая объективно выражается в  том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности  им удовлетворяются, что он дает для  развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой  им системой субъективных отношений  возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент  живет, но и то, ради чего он живет, чем  гордится и против чего борется. Так  здоровый образ жизни приобретает  оценочное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни  во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Для студента с высоким  уровнем развития личности характерно не только стремление познать .себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1. Физическая культура студента

Мотивационно-ценностный компонент  отражает активно положительное  эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность  в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ  жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере  физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические, знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?» 

Знания необходимы для  самопознания личности в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере  физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение  студента и придают его поступкам  особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения  личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и  физических нагрузках; в общении, контактах  и проведении свободного времени  в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в  самоутверждении, укреплении позиций  своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Потребности тесно связаны  с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение —  отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно  выделить следующие мотивы:

* физического совершенствования,  связанный со стремлением ускорить темпы собственного, развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

* дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

* долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

* соперничества, характеризующий  стремление выделиться, самоутвердиться  в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть  первым, достичь как можно большего;

* подражания, связанный со  стремлением быть похожим на  тех, кто достиг определенных  успехов в физкультурно-спортивной  деятельности или обладает особыми  качествами и достоинствами, приобретенными  в результате занятий; 

* спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

* процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

* игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов