Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как, все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Содержание работы

Введение
1.Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
2. Формы организации детей раннего дошкольного возраста
3. Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Используемая литература
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 26.85 Кб (Скачать файл)

                                                                     

 

                        

 

 

 

Реферат

 

По физической культуре в системе воспитания детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

 

 

 


Содержание

Введение

1.Цели и задачи физического  воспитания детей дошкольного возраста

2. Формы организации детей раннего дошкольного возраста

3. Средства физического воспитания детей дошкольного возраста

Используемая литература

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             Физическое воспитание ребёнка  в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как, все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

              Раннее детство – особый период  становления органов и систем  и, прежде всего, функций мозга.  Доказано, что функции коры головного  мозга не только фиксированы  наследственно, они развиваются  в результате взаимодействия  организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит  в первые три года жизни.  В данный период наблюдается  максимальный темп формирования  предпосылок, обусловливающих все  дальнейшее развитие организма,  поэтому важно своевременно закладывать  основы для полноценного развития  и здоровья.

             Для охраны и укрепления здоровья  детей особое значение имеет  профилактическая оздоровительная  работа: соблюдение режима, рациональное  питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический  контроль за развитием и здоровьем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

             Физическое воспитание детей  дошкольного возраста занимает  особое место в общей системе  Российского воспитания. Этот возраст  охватывает период от рождения  до семи лет. Именно в дошкольном  детстве в результате целенаправленного  педагогического воздействия формируется  здоровье, общая выносливость и  работоспособность, жизнедеятельность,  осуществляется наиболее интенсивный  рост и развития важнейших  систем организма и их функций,  закладывается вся база для  всестороннего развития физических  и духовных способностей и  другое, что необходимо для всестороннего  гармонического развития личности.

             Цель: подготовка к жизни, труду,  овладения определенным запасом  двигательных навыков и умений  в момент поступления в школу,  которые помогут более успешно  усвоить школьную программу на  последующих этапах обучения, проявления  интереса к самостоятельным занятиям  физическими упражнениями и в  частности всей из культурно-спортивной  деятельности.

  Задачи:

-  укрепление и охрана здоровья ребенка;

- закаливание организма;

-  достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

-  создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания;

-  формирований широкого круга игровых действий;

- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

- содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

-формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

 

 

 

- воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

             В дошкольном возрасте осуществляются  общие задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные  и воспитательные.

             У детей необходимо воспитать  любовь к занятиям спортом,  интерес к их результатам. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи очень тесно взаимосвязаны между собой. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строится так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи. Только в этом случае ребёнок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития, не только физического, но и духовного.

2  Формы организаций детей раннего дошкольного возраста

             К формам организации физического  воспитания детей относятся: физкультурные  занятия; физкультурно-оздоровительные  мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры)  и повседневная работа по физическому  воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа  с детьми, самостоятельные занятия  детей различными видами физических  упражнений, прогулки).

             Все эти формы, отвечая общим  задачам физического воспитания  и всестороннего развития ребёнка,  находятся во взаимосвязи. Каждая  из них имеет свои специальные  задачи, определяющее её место  в режиме дня дошкольного возраста.

           Физкультурные занятия: Физкультурные занятия проводятся два раза в неделю. Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребёнка на каждом отдельном этапе возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребёнка и его психики на занятии - одно из основных обязанностей воспитания, от этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

             Чтобы физкультурные занятия  отвечали поставленным воспитательно-образовательным  и оздоровительным задачам, они  должны быть интересны, вызывать  у детей определённый эмоциональный  подъём.

             Интерес на занятиях в любой возрастной группе обеспечивается определённой новизной упражнений и игр, постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата.

              Физкультурно-оздоровительные мероприятия: К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.

             Утренняя гимнастика является  обязательной частью ежедневного  режима ребёнка в семье, яслях,  детском саду. Она предполагает  совокупность специально подобранных  упражнений, оказывающих разностороннее  воздействие на организм занимающихся в целях укрепления здоровья, развитие двигательных умений и качеств, совершенствование двигательных способностей с учётом физической нагрузки на организм, также она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.

             Утренняя гимнастика, влияя на  формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает  кровообращения, содействует обмену  веществ.

             Закаливающие процедуры в сочетание  с физическими упражнениями также  играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных  мероприятиях. В дошкольных учреждений  в целях закаливания детей  используется воздушные ванны,  водные процедуры и солнечные  ванны.

             Закаливающие процедуры наиболее  эффективны в сочетание с физическими  упражнениями. Активная мышечная  работа содействует совершенствованию  процесса теплорегуляции и тем  самым приспособлению организма  к окружающей внешней среде.  В процессе закаливания происходит  глубокая перестройка организма,  а если ребёнок активен, она  осуществляется естественно и  просто. Закаливающие мероприятия  в сочетании с интересными  для ребёнка физическими упражнениями  вызывает эмоциональный подъём, повышают функции нервных центров,  благотворно воздействует на  вегетативную нервную систему.

 

 

 

            Организации работы по физическому воспитанию в повседневной жизни: Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.

            Подвижные игры как основная  двигательная деятельность детей  дошкольного возраста планируется  воспитателем в различное время  дня в соответствие с режимом  каждой возрастной группы.

             Подвижные игры способствуют  всестороннему развитию детей,  содействуют оздоровления организма,  обогащают жизнь детей новым  содержанием, воспитывают их чувства,  поведения, ориентировку в окружающей  среде, самостоятельность и творческую  инициативу.

             Прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определённой целью. Они содействуют укрепления здоровья, физическому развитию детей воспитания этических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

             Физкультурные праздники в детском  саду представляют собой демонстрацию  здорового, жизнерадостного состояния  детей и их достижений в  формировании двигательных навыков.

             Основу программы физкультурного  праздника должны составлять  весёлые подвижные игры и разнообразные  физические упражнения, усвоенные  на регулярных физкультурных  занятиях, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие.

3. Средства физического воспитания детей дошкольного возраста

             Для решения задач физического  воспитания детей дошкольного  возраста используются различные  средства: гигиенические факторы,  естественные силы природы, физические  упражнения. Кроме того, на физическое  воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды  деятельности (труд, лепка, рисование,  конструирование, игра на музыкальных  инструментах, процессы одевания, умывания). Указанные средства имеют разное  значение и занимают определенное место в системе физического воспитании на разных этапах возрастного развития человека.

 

 

             Гигиенические факторы: Являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и так далее. Вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.

             Кроме того, гигиенические факторы  составляют обязательное условие  для более эффективного воздействия  физических упражнений на организм  занимающихся. Несоблюдение чистоты  помещений, а также физкультурного  оборудования, инвентаря, игрушек,  одежды, обуви может привести  к различным заболеваниям детей  и снизить положительное влияние  физических упражнений на их  физическое развитие.

          Естественные силы природы: Солнце, воздух, вода  являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболеваний; воздух садов, парков, лесов, содержащий особое вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Использование естественных сил природы в сочетании с физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.

         Физические упражнения: Основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека; к сложной двигательной деятельности относится подвижная игра.

Информация о работе Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста