Физическая культура в специальной коррекционной школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 11:50, реферат

Описание работы

Бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. В коррекционных школах проводится комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, так как физическая культура – это универсальное средство укрепления и сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями.

Файлы: 1 файл

Физическая культура в спцеиальной коррекционной школе 8 вида1.docx

— 24.53 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему:”Физическая культура в специальной коррекционной школе VIII вида”

1.Актуальность проблемы

Бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. В  коррекционных  школах  проводится комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, так как физическая культура – это универсальное средство укрепления и сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями.

Что касается системы специального образования, то необходимо отметить, что государственные образовательные стандарты для этой системы в нашей стране никогда не разрабатывались. Вопрос о том является ли такая ситуация приемлемой остается открытым. Мнения ученых и практиков по этому вопросу разделяются. С одной стороны, спектр индивидуальных различий учащихся с ограниченными возможностями здоровья так велик, что практически невозможно обозначить тот обязательный минимум содержания образования, который они все должны освоить. С другой стороны, в условиях отсутствия стандартов невозможно определить и качество предоставляемых специальным учреждением образовательных услуг.

Поскольку, до настоящего времени нет утвержденных образовательных стандартов для специальных (коррекционных) учреждений типа I-VIII, то в субъектах РФ органы управления образованием констатируют, что специальные учреждения переходят на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.

Такая ситуация уже имела место быть в России 1936 году, когда отрицалось само существование проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и специальные школы были переведены на программы общего образования, с сожалением нужно констатировать, что эта печальная ситуация повторилась в 2011 году. Сегодня в России накоплен колоссальный опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, признанный всем мировым научно-педагогическим сообществом. Именно эти достижения коррекционной педагогики (дефектологии) и должны быть положены в основу разработки программно-нормативных основ специального образования. Нельзя забывать, что категория детей, о которой идет речь, - это дети с особыми образовательными потребностями, а значит и стандарты, и программы и учебные планы должны учитывать эти особые потребности и особые возможности.

2.Особенности таких детей

В школах VIII вида обучают умственно отсталых детей.Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии .Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонические  рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащимися, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; отсутствует согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У них замечено отставание в росте, весе от возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Надо отметить, что среди учащихся вспомогательных школ имеются дети с хорошо развитой моторикой, что обусловливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

3. Цель и задачи

Целью физического воспитания в специальной (коррекционной) школе (для детей с ограниченными возможностями здоровья) является содействие всестороннему развитию личности школьника. Разнородность состава учащихся по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания.

Конкретными задачами физического воспитания в школе для детей с нарушениями интеллекта являются:

-укрепление здоровья и закаливание  организма,

-формирование правильной осанки;

-формирование и совершенствование  двигательных умений и навыков;

-развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости  и т.д.);

-коррекция и компенсация нарушений  физического развития и психомоторики;

-формирование и воспитание гигиенических  навыков при выполнении физических  упражнений;

-поддержание устойчивой физической  работоспособности на достигнутом  уровне;

-формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических  сведений по физической культуре;

-воспитание достаточно устойчивого  интереса к занятиям физическим  упражнениями;

-воспитание нравственных, морально-волевых  качеств, настойчивости, смелости, навыков  культурного поведения.

4.Формы работы по физическому воспитанию

-Уроки физкультуры

- Уроки  здоровья

-Утренняя зарядка

-Спортивные мероприятия

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушениями интеллекта. Оно разрешает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально - трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду. Воспитывает личностные качества, способствует социальной интеграции детей с проблемами в развитии в общество.

5.Урок как основная форма по физическому воспитанию

В коррекционной школе VIII вида используются различные формы занятий по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Но самым важным является урок физической культуры. Если в общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех частей, то в коррекционной — из четырех. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребенка дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка.

Материал программы для таких детей, должен состоять  из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры. Такое планирование позволит правильно использовать все виды упражнений с учетом мест занятий, а также сформировать основы изучаемых двигательных умений и навыков.

А)В раздел "Гимнастика" включены специально подобранные физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корректировать  недостатки развития. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им навыками в простейших видах построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей, потому что они быстро забывают части зала, место в строю, направление движений, теряются при новом построении и т.д. Несмотря на трудность усвоения данных упражнений, они должны быть обязательным элементом на каждом уроке. Упражнения общеразвивающего и корректирующего  характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на определенные ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя и стоя, даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и для более избирательного воздействия на мышцы туловища. Эти упражнения оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать своими движениями, выполнять их с заданной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнения. Упражнения для укрепления мышц кистей и пальцев рук способствуют успешному овладению письмом. Специальные упражнения для формирования и коррекции осанки помогают правильно держать свое тело сидя, стоя, при ходьбе и беге. В связи с затруднениями в простанственно-временной дифференцировке и значительными нарушениями точности движений умственной отсталых детей в программу включены также упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей, и упражнения с предметами (гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки). На занятиях гимнастикой умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазания и перелазания. Упражнения в лазаний и перелазании - эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования координационных способностей школьников. Упражнения в равновесии способствуют развитию вестибулярного аппарата, помогают развитию координации движений, ориентировке в пространстве, корректируют недостатки психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных двигательных ситуациях и т.д.).

Б)Раздел "Легкая атлетика" включает ходьбу, бег, прыжки и метания. Занятия легкой атлетикой помогают преподавателю обучать школьников таким жизненно важным двигательным навыкам, как ходьба, бег, прыжки и метания. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости, а также использования в занятиях специальных подводящих упражнений. Упражнения в ходьбе и беге должны шире использоваться на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Большое место в данном разделе уделено метанию. При выполнении этих упражнений у детей развиваются умение и ловкость действий с мелкими предметами, глазомер, меткость. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой) и умению технически правильно выполнять бросок, распределяя внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

В)Лыжная подготовка в условиях коррекционной школы проводится как обязательные занятия с 1 класса сдвоенными уроками при температуре до -15 градусов и до -10 градусов с несильным ветром с разрешения врача школы. Овладение умениями и навыками лыжной подготовки преследует, кроме того, цели прикладного характера. При проведении уроков лыжной подготовки особое внимание должно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников. (Выбор места занятий, форма одежды, обувь, передвижение к месту занятий, двигательная нагрузка, разрешение врача). С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки могут проводиться занятия на открытом воздухе, катание на коньках.

Г)Одним из важнейших разделов программы является раздел "Игры", куда включены подвижные и спортивные игры. В программу включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков и физических качеств детей, а также на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, последовательности движений, восприятие, пространственных и временных ориентиров. В каждый раздел включены упражнения для развития двигательных способностей школьников. Для правильного развития этих способностей необходимо учитывать следующие моменты. Наибольшее внимание развитию выносливости у учащихся следует уделять в 3-6 классах. В 1-4 классах следует больше развивать координационные способности и гибкость. Выносливость развивается путем применения специальных упражнений, воздействие которых по степени нагрузки несколько больше того, к которому организм умственно отсталого ученика уже адаптировался. Упражнения необходимо выполнять со средней интенсивностью, в перерывах между повторениями включать упражнения на восстановление дыхания и внимание. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода при воспитании двигательных способностей целесообразно класс делить на группы с учетом двигательных и интеллектуальных возможностей учащихся.

6.

    Использование специальных методик для обучения детей с дефектами позволяет без каких-либо особых материальных затрат  повысить не только эффективность учебного процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Главное в этой работе – неукоснительное соблюдение принципа систематичности и регулярности.

 


Информация о работе Физическая культура в специальной коррекционной школе VIII вида