Физическая культурно-органическая часть культуры общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:55, курс лекций

Описание работы

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А.Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых цен ностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности.

Файлы: 1 файл

Физическая культура (ответы ).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА1 Физическая культурно-органическая часть культуры общества

1.Физическ ая культура (ФК), ее сущность и строение 
   
  В общечеловеческой культуре можно выделить целый ряд ее составляющих: политическую и правовую культуру, экономическую, физическую, гуманитарную, искусство и др. Каждая культура имеет свою науку, сферу деятельности, свои институты управления и подготовки кадров. Физическая культура исторически первородна: у ее истоков лежит потребность организма человека в движении и обеспечение условий жизни. 
  Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А.Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых цен  ностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности. 
  Некоторые авторы (В.М.Выдрин, Б.А.Ашмарин) выделяют две стороны ФК: функционально-обеспечивающую (совокупность материальных и духовных ценностей, активную деятельность людей) и результативную (уровень физической подготовленности членов общества к различным видам деятельности, достигнутый уровень здоровья и уровень внедрения ФК в жизни и быт людей). 
  Строение физической культуры - это отношение друг к другу форм ее существования, которое проявляется в их взаимосвязи и единстве. Оно обусловлено составом компонентов индивидуального развития: 
   
  Пирамида индивидуального развития: 
 
  Строение физической культуры обусловлено и строением культуры в целом: 
  1) культура личности (двигательные возможности человека как одна из форм проявления его сущностных сил); 
  2) культура деятельности (деятельность человека, связанная с развитием двигательных возможностей, совершенствованием форм двигательной деятельности, созданием условий оптимизации этих процессов); 
  3) культура условий жизни (совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих эффективность этой деятельности и выступающих в качестве ее результатов). 
  К культуре "условий", т.е. исторически накопленной обществом совокупности материальных и духовных ценностей относят: 
  1) материально-техническое оснащение (стадионы, бассейны, спортивные площадки, спортзалы, оборудование и инвентарь, тренажеры, технические средства двигательной деятельности и др.); 
  2) научно-методическое обоснование (система знаний о закономерностях, условиях и способах рационального осуществления и применения активной двигательной деятельности - биомеханики, кинезиологии, физиологии движения и др.); 
  3) исторически сложившиеся функциональные средства формирования культуры двигательной деятельности и развития двигательных возможностей человека (гимнастика, спорт, игры, туризм и др.); 
  4) социальные условия распространения и применения культуры двигательной деятельности (система физического образования, физкультурное и спортивное движение, подготовка специалистов, социальные и экологические условия жизни и др.). 
  Культура "деятельности" - это деятельность по развитию культуры двигательной деятельности. Она включает: 
  1) потребление активной двигательной деятельности (усвоение эффекта ее воздействия на организм); 
  2) освоение рациональных форм и способов ее осуществления; 
  3) производство культуры двигательной деятельности (создание новых средств, форм и способов перемещения, разработка новых технологий формирования двигательных возможностей человека, создание необходимых социальных условий физического совершенствования людей и др.). 
  Можно выделить три составляющие культуры деятельности: 
  - деятельность занимающихся; 
  - деятельность специалистов; 
  - деятельность лиц, осуществляющих организационное, научное и врачебное обеспечение (руководители, судьи, КНГ, медицинские работники и т.д.). 
  К культуре "личности" как к результативной стороне относят: 
  - уровень физического развития; 
  - фонд двигательных умений и навыков (двигательный опыт); 
  - уровень физической подготовки (развитие физических качеств); 
  - уровень здоровья; 
  - физкультурную грамотность населения; 
  - уровень внедрения ФК в жизнь и быт общества; 
  - продолжительность жизни людей и т.д. 
   
  Таким образом, физическая культура - это исторически сложившаяся деятельная совокупность условий, средств, методов и результатов физического совершенствования людей. Физическое совершенство - оптимальная мера физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других видов деятельности. Как и культура в целом, ФК является результатом созидательной, творческой деятельности человека и общества. Она не остается неизменной: на различных этапах исторического развития она изменяется в зависимости от условий, предоставляемых для ее развития той или иной общественно-экономической формацией. Одновременно она наследует непреходящие культурные ценности предшествующих этапов, научные знания о закономерностях физического развития организма, эффективные средства и методы ФВ, материально-технические и эстетические ценности. 
  Физическая культура не только решает задачи физического совершенствования, она связана и с такими социальными сторонами жизни общества, как политика, экономика, образ жизни. Физическая культура оказывает большое воздействие на духовный мир людей: удовлетворяет их потребность в общении, эмоциях, играх и развлечениях, самоутверждении, т.е. влияет на формирование личности и мировоззрения человека. 
  Физическая культура связана с культурой общества в целом за счет единства их происхождения и роли в формировании человека, воспроизводстве его способностей, а также за счет влияния всех частей культуры. На длительном пути развития содержание и формы ФК постепенно дифференцировались применительно к различным сферам общественной жизнедеятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы физической культуры 
       
      Под формами подразумевают виды и разновидности физической культуры. Видами называют более крупные сочетания элементов ФК; разновидностями - менее крупные формы (военно-прикладная). Функции связаны с формами физической культуры, на основе которых они проявляются. Их всегда нужно рассматривать в неразрывной связи, т.к. формы и функции не существуют изолировано друг от друга. Вся совокупность видов и разновидностей характеризует общую структуру физической культуры как целостного социального явления. 
      В зависимости от цели использования ФК можно определить ее основные направления: 
      - общеподготовительное (оздоровительное) направление; 
      - специализированное (спортивное, лечебное, профессионально-прикладное) направление. 
      Основными формами физической культуры являются: 
      1. Базовая. 
      2. Спорт. 
      3. Профессионально-прикладная. 
      4. Оздоровительно-реабилитационная. 
      5. Фоновая. 
       
      Б а з о в а я физическая культура. Цель - формирование основного фонда двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей (ОФП). Это основной вид физической культуры. Ведущая разновидность - школьная ФК. Она обеспечивает достижение среднего общественно необходимого уровня физического развития и физической подготовленности. 
      С п о р т. Цель: достижение возможно высокого результата в принятых критериях времени, расстояния, веса, в баллах и др. Разновидности: массовый (любительский) спорт и спорт высших достижений (профессиональный). 
      Любительский спорт обеспечивает достижения массового уровня. Профессиональный спорт доступен небольшой части людей и обеспечивает движение высших показателей в данном виде спорта. Так, рекорд - эталон максимальных возможностей организма. 
      П р о ф е с с и о н а л ь н о - п р и к л а д н а я физическая культура создает предпосылки для успешного освоения специальности (развитие профессиональных способностей), оптимизации профессиональной деятельности и ее воздействия на организм. Ее разновидности: собственно профессионально-прикладная и военно-прикладная. Формы организации на производстве: вводная гимнастика, физпауза, физминутка, реабилитационные упражнения, в армии - физическая подготовка. 
      О з д о р о в и т е л ь н о - р е а б и л и т а ц и о н н а я физическая культура использует физические упражнения как средство снятия патологии, восстановления работоспособности (ЛФК). Другая разновидность - спортивно-реабилитационная - средство восстановления временного снижения работоспособности или последствий травм. 
      Ф о н о в а я физическая культура относится в первому направлению. Разновидности: гигиеническая, кондиционная тренировки. Формы организации: утренняя гигиеническая зарядка, прогулки и игры в режиме дня, рекреативные в режиме расширенного отдыха трудящихся (туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения), группы общей физической подготовки, клубы по интересам и т.п. Компонент здорового образа жизни. 
      Можно также выделить театрализованные формы, связанные с физической культурой: физкультурные парады, праздники, показательные выступления, произведения живописи, графики, ваяния и архитектуры. 
      В концепции развития физической культуры определено: 
      - формировать потребности людей в физическом совершенствовании. (С раннего возраста в дошкольных учреждениях должен быть руководитель физического воспитания. С учащимися увеличить объем внеучебной работы, с трудящимися развивать прогрессивные формы занятий - семейные и др. до 5-6 часов в неделю); 
      - повысить эффективность занятий (гуманизация с учетом индивидуальных способностей); 
      - совершенствовать управление физическим воспитанием (разграничить управление массовым спортом, с одной стороны, и спортом высших достижений, с другой. Усилия, средства и базу добровольных спортивных обществ сосредоточить на развитии физической культуры и спорта); 
      - развитие материальной базы (привести в соответствие с нормативами); 
      - обеспечить повышение квалификации специалистов (улучшить подготовку кадров, повышение квалификации проводить в течение 5 лет); 
      - содействовать развитию науки (прикладные и фундаментальные исследования); 
      - улучшить пропаганду физической культуры. 
      Особенности физической культуры в новых условиях хозяйствования: 
      - расширение сферы платных услуг; 
      - введение новых форм социальной организации физического воспитания; 
      - стимулирование активно занимающихся физическими упражнениями (например, материальное поощрение на производстве); 
      - уменьшение финансирования физической культуры и спорта. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

Термин "функция" связан с понятием "функционировать", т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции Ф К - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества. 
  Чтобы правильно понять функции физической культуры, следует помнить, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную (активную) деятельность. Преобразовательная деятельность осуществляется по отношению к природе (строительство открытых бассейнов, баз, гребных каналов и т.п.), к обществу (организация и управление ФК), а также происходит физическое и духовное преобразование самого человека (изменение форм и функций человеческого организма под воздействием применения научно обоснованных, целенаправленных физических упражнений). 
  Являясь органической частью культурного общества, физическая культура выполняет ряд общекультурных функций. Они основаны на функциональных связях ФК с другими социальными явлениями. 
  Физическая культура как самостоятельная часть культуры общества имеет и свои специфические социальные функции. Они в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры и ее способность удовлетворять потребности общества в области физического воспитания и спортивной деятельности людей. Ни одна из разновидностей культур не сможет заменить физическую культуру в специфических функциях. 
  Большие расхождения в представления о функциях физической культуры затрудняют создание единой научной концепции. Изучение социальных функций позволяет глубже вникнуть в сущность физической культуры, лучше представить ее роль и место в обществе. Доктор педагогических наук профессор Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций физической культуры, тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества. 
  Материально-производственная функция физической культуры является фундаментальной по отношению к другим функциям: социальной, политической и духовной. 
  Материально-производственная сфера: 
  а) функция производства и воспроизводства человеческой жизни способствует формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации человека, участвует в общем процессе продолжения человеческого рода. Эта функция подразделяется на более конкретные: 
  - о з д о р о в и т е л ь н у ю, благодаря которой физическая культура способствует сохранению и повышению общего состояния здоровья людей; 
  - р е к р е а т и в н у ю, назначение которой восстанавливать физические и психические силы человека с помощью средств физического воспитания: туризма, гимнастики, различных игр, использования природных факторов (физическая рекреация - использование игровых и других элементов физической культуры для активного отдыха; рекреация от латинского recreatio - отдых и французского - recreatif - содержащий в себе элементы развлечения, занимательности); 
  - л е ч е б н у ю, в соответствии с которой с помощью средств физической культуры восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого организма; 
  б) профессионально-прикладная, назначение которой - обучение и совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных специальностей посредством физических упражнений. Она включает: 
  - функцию совершенствования профессиональных навыков и умений работников различных сфер производства; 
  - производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются производственные травмы и профессиональные заболевания; 
  - производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается работоспособность и снижается утомление во время работы. 
  Социальные функции - это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам. Ее разновидности: 
  - с о ц и а л и з и р у ю щ а я, назначение ее способствовать процессу социализации личности, связанной с физической культурой (т.е. личность приобретает определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли); 
  - к о м м у н и к а т и в н а я, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного; 
  - и н т е г р а т и в н а я, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы - спортивные клубы, коллективы и т.д.; 
  - з р е л и щ н а я - наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах; 
  - с е м е й н о - б ы т о в а я - физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи); 
  - в о с п и т а т е л ь н а я - благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности; 
  - п р е с т и ж н а я - дух состязательности помогает самоутвердиться как личности, добиться признания спортивного результата обществом. 
  Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например, попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций); 
  - в о е н н о - п р и к л а д н а я - связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих; 
  - к л а с с о в а я - зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает; 
  - а г и т а ц и о н н о - п р о п а г а н д и с т с к а я, благодаря которой в сфере физической культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и государственного устройства; 
  - у п р а в л е н ч е с к а я (регуляторная) - функционирование и развитие физической культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных органов управления; 
  - о т в л е ч е н и е - как средство отвлечения отдельных личностей и социальных групп от антиобщественных поступков; 
  - с о т р у д н и ч е с т в а - укрепление сотрудничества между спортивными представителями различных стран посредством соревнований, обмена тренерами и спортсменами. 
  Духовные функции: мировоззренческая, Данные функции отражают 
  идеологическая, особенности проявления философская, форм общественного 
  научная, сознания в сфере ФК 
  идейно-политическая, нравственная, правовая, 
  религиозная 
  - т в о р ч е с к а я - способность принимать решение в экстремальной ситуации, поиск нового нестандартного; 
  - и н ф о р м а ц и о н н а я - состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры); 
  - н о р м а т и в н а я и о ц е н о ч н а я - нормирование общественной потребности в развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и оценочную сторону - эталоны, нормативы); 
  - г е д о н и с т и ч е с к а я - выражается в том, что люди, занимаясь физическими упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления; 
  - к а т а р с и ч е с к а я (функция "очищения") состоит в том, что с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение. После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое состояние; 
  - э с т е т и ч е с к а я - формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным). 
  Все функции - материально-производственная, социальная, политическая и духовная - находятся в диалектическом единстве. 
  Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции и общекультурные. 

  1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

   Специфические функции - это те, в  которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон  культуры. К ним относятся: 
  - специально-образовательные; 
  - прикладные,  
  - развивающие,  
  - спортивные, 
  - рекреативные, 
  - реабилитационные.  
  С п е ц и а л ь н о - о б р а з о в а т е л ь н ы е функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний; 
  - р а з в и в а ю щ и е функции выражены в расширении функциональных возможностей организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями;

- п р и к л а  д н ы е функции выражены  при использовании физической  культуры в системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки; 
  - с п о р т и в н ы е функции выражены в области спорта высших достижений. Они заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений; 
  - р е к р е а т и в н ы е функции выражены при использовании средств физической культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма; 
  - р е а б и л и т а ц и о н н ы е - для восстановления утраченных функциональных возможностей (использование физической культуры в лечебных целях). 
  Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей. 
  Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и духовные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ДУХОВНЫЕ.

Социальные функции - это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам. Ее разновидности: 
  - с о ц и а л и з и р у ю щ а я, назначение ее способствовать процессу социализации личности, связанной с физической культурой (т.е. личность приобретает определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли); 
  - к о м м у н и к а т и в н а я, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного; 
  - и н т е г р а т и в н а я, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы - спортивные клубы, коллективы и т.д.; 
  - з р е л и щ н а я - наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах; 
  - с е м е й н о - б ы т о в а я - физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи); 
  - в о с п и т а т е л ь н а я - благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности; 
  - п р е с т и ж н а я - дух состязательности помогает самоутвердиться как личности, добиться признания спортивного результата обществом. 
  Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например, попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций); 
  - в о е н н о - п р и к л а д н а я - связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих; 
  - к л а с с о в а я - зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает; 
  - а г и т а ц и о н н о - п р о п а г а н д и с т с к а я, благодаря которой в сфере физической культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и государственного устройства; 
  - у п р а в л е н ч е с к а я (регуляторная) - функционирование и развитие физической культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных органов управления; 
  - о т в л е ч е н и е - как средство отвлечения отдельных личностей и социальных групп от антиобщественных поступков; 
  - с о т р у д н и ч е с т в а - укрепление сотрудничества между спортивными представителями различных стран посредством соревнований, обмена тренерами и спортсменами. 
  Духовные функции: мировоззренческая, Данные функции отражают 
  идеологическая, особенности проявления  
  философская, форм общественного 
  научная, сознания в сфере ФК 
  идейно-политическая, 
  нравственная, 
  правовая, 
  религиозная 
  - т в о р ч е с к а я - способность принимать решение в экстремальной ситуации, поиск нового нестандартного; 
  - и н ф о р м а ц и о н н а я - состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры); 
  - н о р м а т и в н а я и о ц е н о ч н а я - нормирование общественной потребности в развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и оценочную сторону - эталоны, нормативы); 
  - г е д о н и с т и ч е с к а я - выражается в том, что люди, занимаясь физическими упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления; 
  - к а т а р с и ч е с к а я (функция "очищения") состоит в том, что с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение. После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое состояние; 
  - э с т е т и ч е с к а я - формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным). 
  Все функции - материально-производственная, социальная, политическая и духовная - находятся в диалектическом единстве. 
  Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции и общекультурные. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

   Основными формами физической  культуры являются: 
  1. Базовая. 
  2. Спорт. 
  3. Профессионально-прикладная. 
  4. Оздоровительно-реабилитационная. 
  5. Фоновая. 
   
  Б а з о в а я физическая культура. Цель - формирование основного фонда двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей (ОФП). Это основной вид физической культуры. Ведущая разновидность - школьная ФК. Она обеспечивает достижение среднего общественно необходимого уровня физического развития и физической подготовленности. 
  С п о р т. Цель: достижение возможно высокого результата в принятых критериях времени, расстояния, веса, в баллах и др. Разновидности: массовый (любительский) спорт и спорт высших достижений (профессиональный). 
  Любительский спорт обеспечивает достижения массового уровня. Профессиональный спорт доступен небольшой части людей и обеспечивает движение высших показателей в данном виде спорта. Так, рекорд - эталон максимальных возможностей организма. 
  П р о ф е с с и о н а л ь н о - п р и к л а д н а я физическая культура создает предпосылки для успешного освоения специальности (развитие профессиональных способностей), оптимизации профессиональной деятельности и ее воздействия на организм. Ее разновидности: собственно профессионально-прикладная и военно-прикладная. Формы организации на производстве: вводная гимнастика, физпауза, физминутка, реабилитационные упражнения, в армии - физическая подготовка. 
  О з д о р о в и т е л ь н о - р е а б и л и т а ц и о н н а я физическая культура использует физические упражнения как средство снятия патологии, восстановления работоспособности (ЛФК). Другая разновидность - спортивно-реабилитационная - средство восстановления временного снижения работоспособности или последствий травм. 
  Ф о н о в а я физическая культура относится в первому направлению. Разновидности: гигиеническая, кондиционная тренировки. Формы организации: утренняя гигиеническая зарядка, прогулки и игры в режиме дня, рекреативные в режиме расширенного отдыха трудящихся (туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения), группы общей физической подготовки, клубы по интересам и т.п. Компонент здорового образа жизни. 
  Можно также выделить театрализованные формы, связанные с физической культурой: физкультурные парады, праздники, показательные выступления, произведения живописи, графики, ваяния и архитектуры. 

Информация о работе Физическая культурно-органическая часть культуры общества