Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:55, курс лекций
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, связанная с активной двигательной деятельностью. По определению доктора педагогических наук А.А.Гужаловского, ФК - область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам деятельности. Профессор В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть (подсистему) общей культуры человечества, которая является творческой деятельностью по освоению и созданию новых цен ностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причина развития - социальные потребности.
ТЕМА1 Физическая культурно-органическая часть культуры общества
1.Физическ ая культура (ФК),
ее сущность и строение
В общечеловеческой культуре можно выделить
целый ряд ее составляющих: политическую
и правовую культуру, экономическую, физическую,
гуманитарную, искусство и др. Каждая культура
имеет свою науку, сферу деятельности,
свои институты управления и подготовки
кадров. Физическая культура исторически
первородна: у ее истоков лежит потребность
организма человека в движении и обеспечение
условий жизни.
Физическая культура - органическая часть
общечеловеческой культуры, связанная
с активной двигательной деятельностью.
По определению доктора педагогических
наук А.А.Гужаловского, ФК - область деятельности,
которая удовлетворяет потребности общества
по созданию физической готовности людей
к различным формам деятельности. Профессор
В.Н.Выдрин характеризует ФК как часть
(подсистему) общей культуры человечества,
которая является творческой деятельностью
по освоению и созданию новых цен ностей
в сфере физического развития, оздоровления
и воспитания людей. Цель ее - воспроизводство
человека специфическими средствами;
причина развития - социальные потребности.
Некоторые авторы (В.М.Выдрин, Б.А.Ашмарин)
выделяют две стороны ФК: функционально-обеспечивающую
(совокупность материальных и духовных
ценностей, активную деятельность людей)
и результативную (уровень физической
подготовленности членов общества к различным
видам деятельности, достигнутый уровень
здоровья и уровень внедрения ФК в жизни
и быт людей).
Строение физической культуры - это отношение
друг к другу форм ее существования, которое
проявляется в их взаимосвязи и единстве.
Оно обусловлено составом компонентов
индивидуального развития:
Пирамида индивидуального развития:
Строение физической культуры обусловлено
и строением культуры в целом:
1) культура личности (двигательные возможности
человека как одна из форм проявления
его сущностных сил);
2) культура деятельности (деятельность
человека, связанная с развитием двигательных
возможностей, совершенствованием форм
двигательной деятельности, созданием
условий оптимизации этих процессов);
3) культура условий жизни (совокупность
материальных и духовных ценностей, обеспечивающих
эффективность этой деятельности и выступающих
в качестве ее результатов).
К культуре "условий", т.е. исторически
накопленной обществом совокупности материальных
и духовных ценностей относят:
1) материально-техническое оснащение
(стадионы, бассейны, спортивные площадки,
спортзалы, оборудование и инвентарь,
тренажеры, технические средства двигательной
деятельности и др.);
2) научно-методическое обоснование (система
знаний о закономерностях, условиях и
способах рационального осуществления
и применения активной двигательной деятельности
- биомеханики, кинезиологии, физиологии
движения и др.);
3) исторически сложившиеся функциональные
средства формирования культуры двигательной
деятельности и развития двигательных
возможностей человека (гимнастика, спорт,
игры, туризм и др.);
4) социальные условия распространения
и применения культуры двигательной деятельности
(система физического образования, физкультурное
и спортивное движение, подготовка специалистов,
социальные и экологические условия жизни
и др.).
Культура "деятельности" - это деятельность
по развитию культуры двигательной деятельности.
Она включает:
1) потребление активной двигательной
деятельности (усвоение эффекта ее воздействия
на организм);
2) освоение рациональных форм и способов
ее осуществления;
3) производство культуры двигательной
деятельности (создание новых средств,
форм и способов перемещения, разработка
новых технологий формирования двигательных
возможностей человека, создание необходимых
социальных условий физического совершенствования
людей и др.).
Можно выделить три составляющие культуры
деятельности:
- деятельность занимающихся;
- деятельность специалистов;
- деятельность лиц, осуществляющих организационное,
научное и врачебное обеспечение (руководители,
судьи, КНГ, медицинские работники и т.д.).
К культуре "личности" как к результативной
стороне относят:
- уровень физического развития;
- фонд двигательных умений и навыков
(двигательный опыт);
- уровень физической подготовки (развитие
физических качеств);
- уровень здоровья;
- физкультурную грамотность населения;
- уровень внедрения ФК в жизнь и быт общества;
- продолжительность жизни людей и т.д.
Таким образом, физическая культура -
это исторически сложившаяся деятельная
совокупность условий, средств, методов
и результатов физического совершенствования
людей. Физическое совершенство - оптимальная
мера физической подготовленности и гармонического
физического развития, которая соответствует
требованиям трудовой и других видов деятельности.
Как и культура в целом, ФК является результатом
созидательной, творческой деятельности
человека и общества. Она не остается неизменной:
на различных этапах исторического развития
она изменяется в зависимости от условий,
предоставляемых для ее развития той или
иной общественно-экономической формацией.
Одновременно она наследует непреходящие
культурные ценности предшествующих этапов,
научные знания о закономерностях физического
развития организма, эффективные средства
и методы ФВ, материально-технические
и эстетические ценности.
Физическая культура не только решает
задачи физического совершенствования,
она связана и с такими социальными сторонами
жизни общества, как политика, экономика,
образ жизни. Физическая культура оказывает
большое воздействие на духовный мир людей:
удовлетворяет их потребность в общении,
эмоциях, играх и развлечениях, самоутверждении,
т.е. влияет на формирование личности и
мировоззрения человека.
Физическая культура связана с культурой
общества в целом за счет единства их происхождения
и роли в формировании человека, воспроизводстве
его способностей, а также за счет влияния
всех частей культуры. На длительном пути
развития содержание и формы ФК постепенно
дифференцировались применительно к различным
сферам общественной жизнедеятельности.
Термин "функция"
связан с понятием "функционировать",
т.е. действовать, находиться в действии
или воздействовать, производя определенный
эффект. Функции Ф К - это объективно присущие
ей свойства воздействовать на человека
или человеческие отношения, удовлетворять
и развивать определенные потребности
личности и общества. В функциях раскрывается
содержание физической культуры и ее значение
как для человека, так и для общества.
Чтобы правильно понять функции физической
культуры, следует помнить, что вся культура
в целом представляет собой преобразовательную
(активную) деятельность. Преобразовательная
деятельность осуществляется по отношению
к природе (строительство открытых бассейнов,
баз, гребных каналов и т.п.), к обществу
(организация и управление ФК), а также
происходит физическое и духовное преобразование
самого человека (изменение форм и функций
человеческого организма под воздействием
применения научно обоснованных, целенаправленных
физических упражнений).
Являясь органической частью культурного
общества, физическая культура выполняет
ряд общекультурных функций. Они основаны
на функциональных связях ФК с другими
социальными явлениями.
Физическая культура как самостоятельная
часть культуры общества имеет и свои
специфические социальные функции. Они
в более конкретной форме выражают социальную
сущность физической культуры и ее способность
удовлетворять потребности общества в
области физического воспитания и спортивной
деятельности людей. Ни одна из разновидностей
культур не сможет заменить физическую
культуру в специфических функциях.
Большие расхождения в представления
о функциях физической культуры затрудняют
создание единой научной концепции. Изучение
социальных функций позволяет глубже
вникнуть в сущность физической культуры,
лучше представить ее роль и место в обществе.
Доктор педагогических наук профессор
Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций
физической культуры, тесно связанных
с материально-производственной, социальной,
политической и духовной сферами жизнедеятельности
общества.
Материально-производственная функция
физической культуры является фундаментальной
по отношению к другим функциям: социальной,
политической и духовной.
Материально-производственная сфера:
а) функция производства и воспроизводства
человеческой жизни способствует формированию
и совершенствованию биологической (телесной)
организации человека, участвует в общем
процессе продолжения человеческого рода.
Эта функция подразделяется на более конкретные:
- о з д о р о в и т е л ь н у ю, благодаря
которой физическая культура способствует
сохранению и повышению общего состояния
здоровья людей;
- р е к р е а т и в н у ю, назначение которой
восстанавливать физические и психические
силы человека с помощью средств физического
воспитания: туризма, гимнастики, различных
игр, использования природных факторов
(физическая рекреация - использование
игровых и других элементов физической
культуры для активного отдыха; рекреация
от латинского recreatio - отдых и французского
- recreatif - содержащий в себе элементы развлечения,
занимательности);
- л е ч е б н у ю, в соответствии с которой
с помощью средств физической культуры
восстанавливают разрушенные органы и
функции человеческого организма;
б) профессионально-прикладная, назначение
которой - обучение и совершенствование
профессиональных навыков и умений работников
различных специальностей посредством
физических упражнений. Она включает:
- функцию совершенствования профессиональных
навыков и умений работников различных
сфер производства;
- производственно-
- производственно-стимулирующую, благодаря
которой поддерживается работоспособность
и снижается утомление во время работы.
Социальные функции - это функции, которые
характеризуют особенности функционирования
физической культуры и спорта применительно
к различным социальным группам. Ее разновидности:
- с о ц и а л и з и р у ю щ а я, назначение
ее способствовать процессу социализации
личности, связанной с физической культурой
(т.е. личность приобретает определенный
социальный статус, исполняет разнообразные
социальные роли);
- к о м м у н и к а т и в н а я, функция межличностных
отношений, благодаря которой люди вступают
в процесс общения как физического, так
и духовного;
- и н т е г р а т и в н а я, в соответствии
с которой происходит объединение людей
в различные социальные группы - спортивные
клубы, коллективы и т.д.;
- з р е л и щ н а я - наиболее характерна
для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют
свои потребности в зрелищах;
- с е м е й н о - б ы т о в а я - физическая
культура и спорт оказывают воздействие
на семью, а семья влияет на содержание
деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные
семьи);
- в о с п и т а т е л ь н а я - благодаря ей
происходит процесс целенаправленного
формирования личности;
- п р е с т и ж н а я - дух состязательности
помогает самоутвердиться как личности,
добиться признания спортивного результата
обществом.
Политические функции. Так как физическая
культура и спорт связаны с другими социальными
сферами, то они включены в политическую
жизнь общества, т.е. осуществляют определенные
политические функции. (Например, попытка
сорвать Олимпийские игры в Москве: решение
администрации американского президента
Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских
игр, по мнению конгресса, сильнее экономических
санкций);
- в о е н н о - п р и к л а д н а я - связана
с совершенствованием профессиональных
навыков и умений военнослужащих;
- к л а с с о в а я - зависимость от интересов
классов и слоев общества, которые она
выражает;
- а г и т а ц и о н н о - п р о п а г а н д и
с т с к а я, благодаря которой в сфере физической
культуры и спорта проводится пропаганда
преимуществ соответствующего социального
и государственного устройства;
- у п р а в л е н ч е с к а я (регуляторная)
- функционирование и развитие физической
культуры осуществляется под воздействием
государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных
органов управления;
- о т в л е ч е н и е - как средство отвлечения
отдельных личностей и социальных групп
от антиобщественных поступков;
- с о т р у д н и ч е с т в а - укрепление
сотрудничества между спортивными представителями
различных стран посредством соревнований,
обмена тренерами и спортсменами.
Духовные функции: мировоззренческая,
Данные функции отражают
идеологическая, особенности проявления
философская, форм общественного
научная, сознания в сфере ФК
идейно-политическая, нравственная, правовая,
религиозная
- т в о р ч е с к а я - способность принимать
решение в экстремальной ситуации, поиск
нового нестандартного;
- и н ф о р м а ц и о н н а я - состоит в культурной
связи поколений (накопление, сохранение
и передача социального опыта физической
культуры);
- н о р м а т и в н а я и о ц е н о ч н а я -
нормирование общественной потребности
в развитии физической способности членов
общества (они имеют нормативную и оценочную
сторону - эталоны, нормативы);
- г е д о н и с т и ч е с к а я - выражается
в том, что люди, занимаясь физическими
упражнениями, получают физическое и духовное
удовольствие от этих занятий, испытывая
при этом чувство приятного мышечного
утомления;
- к а т а р с и ч е с к а я (функция "очищения")
состоит в том, что с помощью средств физической
культуры и спорта снимается излишнее
психическое напряжение. После активной
двигательной деятельности наступает
приятное психическое состояние;
- э с т е т и ч е с к а я - формирование эстетических
способностей (относят и к воспитательным).
Все функции - материально-производственная,
социальная, политическая и духовная -
находятся в диалектическом единстве.
Будучи органически включенной в образ
жизни, физическая культура испытывает
влияние его сторон и одновременно влияет
на различные сферы жизнедеятельности
общества. Таким образом, она выступает
как активный фактор, участвующий в физическом
развитии человека, формировании его личности
и образа жизни. В этом социальная сущность
физической культуры. Физическая культура
является частью культуры общества в целом,
ее специфическим видом. С учетом этого
необходимо различать специфические функции
и общекультурные.
Специфические функции - это те, в
которых выражаются
- специально-образовательные;
- прикладные,
- развивающие,
- спортивные,
- рекреативные,
- реабилитационные.
С п е ц и а л ь н о - о б р а з о в а т е л ь
н ы е функции выражены при использовании
физической культуры в общей системе образования
для формирования фонда двигательных
навыков и умений и связанных с ними знаний;
- р а з в и в а ю щ и е функции выражены
в расширении функциональных возможностей
организма, воспитании физических качеств
при регулярных занятиях физическими
упражнениями;
- п р и к л а
д н ы е функции выражены
при использовании физической
культуры в системе специальной подготовки
к труду в качестве фактора профессионально-прикладной
физической подготовки;
- с п о р т и в н ы е функции выражены в
области спорта высших достижений. Они
заключаются в реализации функциональных
физических возможностей человека и достижении
максимальных результатов при занятиях
спортом, формировании спортивных достижений;
- р е к р е а т и в н ы е функции выражены
при использовании средств физической
культуры при организации досуга для повышения
дееспособности организма;
- р е а б и л и т а ц и о н н ы е - для восстановления
утраченных функциональных возможностей
(использование физической культуры в
лечебных целях).
Современные исследовательские данные
показывают, что гиподинамия охватила
все слои населения, в том числе и детей.
Ее влияние выразилось в резком росте
сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний,
в интенсивном увеличении массы тела и
других отклонениях. В связи с этим необходимо
повысить физическую активность людей.
Общекультурные функции присущи как физической
культуре, так и другим видам общечеловеческой
культуры, они включают социальные, политические
и духовные функции.
Социальные функции
- это функции, которые характеризуют особенности
функционирования физической культуры
и спорта применительно к различным социальным
группам. Ее разновидности:
- с о ц и а л и з и р у ю щ а я, назначение
ее способствовать процессу социализации
личности, связанной с физической культурой
(т.е. личность приобретает определенный
социальный статус, исполняет разнообразные
социальные роли);
- к о м м у н и к а т и в н а я, функция межличностных
отношений, благодаря которой люди вступают
в процесс общения как физического, так
и духовного;
- и н т е г р а т и в н а я, в соответствии
с которой происходит объединение людей
в различные социальные группы - спортивные
клубы, коллективы и т.д.;
- з р е л и щ н а я - наиболее характерна
для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют
свои потребности в зрелищах;
- с е м е й н о - б ы т о в а я - физическая
культура и спорт оказывают воздействие
на семью, а семья влияет на содержание
деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные
семьи);
- в о с п и т а т е л ь н а я - благодаря ей
происходит процесс целенаправленного
формирования личности;
- п р е с т и ж н а я - дух состязательности
помогает самоутвердиться как личности,
добиться признания спортивного результата
обществом.
Политические функции. Так как физическая
культура и спорт связаны с другими социальными
сферами, то они включены в политическую
жизнь общества, т.е. осуществляют определенные
политические функции. (Например, попытка
сорвать Олимпийские игры в Москве: решение
администрации американского президента
Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских
игр, по мнению конгресса, сильнее экономических
санкций);
- в о е н н о - п р и к л а д н а я - связана
с совершенствованием профессиональных
навыков и умений военнослужащих;
- к л а с с о в а я - зависимость от интересов
классов и слоев общества, которые она
выражает;
- а г и т а ц и о н н о - п р о п а г а н д и
с т с к а я, благодаря которой в сфере физической
культуры и спорта проводится пропаганда
преимуществ соответствующего социального
и государственного устройства;
- у п р а в л е н ч е с к а я (регуляторная)
- функционирование и развитие физической
культуры осуществляется под воздействием
государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных
органов управления;
- о т в л е ч е н и е - как средство отвлечения
отдельных личностей и социальных групп
от антиобщественных поступков;
- с о т р у д н и ч е с т в а - укрепление
сотрудничества между спортивными представителями
различных стран посредством соревнований,
обмена тренерами и спортсменами.
Духовные функции: мировоззренческая,
Данные функции отражают
идеологическая, особенности проявления
философская, форм общественного
научная, сознания в сфере ФК
идейно-политическая,
нравственная,
правовая,
религиозная
- т в о р ч е с к а я - способность принимать
решение в экстремальной ситуации, поиск
нового нестандартного;
- и н ф о р м а ц и о н н а я - состоит в культурной
связи поколений (накопление, сохранение
и передача социального опыта физической
культуры);
- н о р м а т и в н а я и о ц е н о ч н а я -
нормирование общественной потребности
в развитии физической способности членов
общества (они имеют нормативную и оценочную
сторону - эталоны, нормативы);
- г е д о н и с т и ч е с к а я - выражается
в том, что люди, занимаясь физическими
упражнениями, получают физическое и духовное
удовольствие от этих занятий, испытывая
при этом чувство приятного мышечного
утомления;
- к а т а р с и ч е с к а я (функция "очищения")
состоит в том, что с помощью средств физической
культуры и спорта снимается излишнее
психическое напряжение. После активной
двигательной деятельности наступает
приятное психическое состояние;
- э с т е т и ч е с к а я - формирование эстетических
способностей (относят и к воспитательным).
Все функции - материально-производственная,
социальная, политическая и духовная -
находятся в диалектическом единстве.
Будучи органически включенной в образ
жизни, физическая культура испытывает
влияние его сторон и одновременно влияет
на различные сферы жизнедеятельности
общества. Таким образом, она выступает
как активный фактор, участвующий в физическом
развитии человека, формировании его личности
и образа жизни. В этом социальная сущность
физической культуры. Физическая культура
является частью культуры общества в целом,
ее специфическим видом. С учетом этого
необходимо различать специфические функции
и общекультурные.
Основными формами физической
культуры являются:
1. Базовая.
2. Спорт.
3. Профессионально-прикладная.
4. Оздоровительно-
5. Фоновая.
Б а з о в а я физическая культура. Цель
- формирование основного фонда двигательных
умений и навыков, разностороннее развитие
физических способностей (ОФП). Это основной
вид физической культуры. Ведущая разновидность
- школьная ФК. Она обеспечивает достижение
среднего общественно необходимого уровня
физического развития и физической подготовленности.
С п о р т. Цель: достижение возможно высокого
результата в принятых критериях времени,
расстояния, веса, в баллах и др. Разновидности:
массовый (любительский) спорт и спорт
высших достижений (профессиональный).
Любительский спорт обеспечивает достижения
массового уровня. Профессиональный спорт
доступен небольшой части людей и обеспечивает
движение высших показателей в данном
виде спорта. Так, рекорд - эталон максимальных
возможностей организма.
П р о ф е с с и о н а л ь н о - п р и к л а д
н а я физическая культура создает предпосылки
для успешного освоения специальности
(развитие профессиональных способностей),
оптимизации профессиональной деятельности
и ее воздействия на организм. Ее разновидности:
собственно профессионально-прикладная
и военно-прикладная. Формы организации
на производстве: вводная гимнастика,
физпауза, физминутка, реабилитационные
упражнения, в армии - физическая подготовка.
О з д о р о в и т е л ь н о - р е а б и л и т
а ц и о н н а я физическая культура использует
физические упражнения как средство снятия
патологии, восстановления работоспособности
(ЛФК). Другая разновидность - спортивно-реабилитационная
- средство восстановления временного
снижения работоспособности или последствий
травм.
Ф о н о в а я физическая культура относится
в первому направлению. Разновидности:
гигиеническая, кондиционная тренировки.
Формы организации: утренняя гигиеническая
зарядка, прогулки и игры в режиме дня,
рекреативные в режиме расширенного отдыха
трудящихся (туризм, охота, физкультурно-спортивные
развлечения), группы общей физической
подготовки, клубы по интересам и т.п. Компонент
здорового образа жизни.
Можно также выделить театрализованные
формы, связанные с физической культурой:
физкультурные парады, праздники, показательные
выступления, произведения живописи, графики,
ваяния и архитектуры.
Информация о работе Физическая культурно-органическая часть культуры общества