Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить процесс физической реабилитации пациентов после пневмонии.
Задачи исследования:
1. Представить анатомо-физиологические аспекты пневмонии
2. Проанализировать клинику и патогенез лёгочной болезни при пневмонии по данным научно-исследовательской литературы.
3. Изучить средства и методы физической реабилитации пациентов с пневмонией по данным научно-исследовательской литературы.
4. Определить адекватные методы оценки эффективности средств физической реабилитации для пациентов с пневмонией по данным научно-исследовательской литературы.
5. Оценить функциональное состояние пациента с пневмонией с использованием методов оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1………………………………………………………………………..
1.1. Анатомо-физиологические аспекты дыхательной системы……………
1.2. Этиология, патогенез и клиника пневмонии…….………………………
1.3. Методы лечения пневмонии………………......…….…………………….
ГЛАВА 2………………………………………………………………………...
2.1. Использование лечебной физической культуры после пневмонии……
2.2. Использование массажа после пневмонии…………...…………….........
2.3. Использование физиотерапии при пневмонии…………………………..
2.4. Оценка и учёт эффективности методик физической реабилитации при пневмонии……………………………………………………………………….
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
Внутриутробные пневмонии.
Внутриутробная пневмония возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани. Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.
[http://vse-dlya-vseh.ucoz.ru/
1.3. Методы лечения пневмонии
1. Консервативный метод лечения.
Физиотерапия пневмонии (острые, затянувшиеся, хронические). В комплексном лечении острых пневмоний наиболее широко применяют электромагнитные поля ультравысокой, сверхвысокой, крайне высокой и высокой частот, переменные низкочастотные магнитные поля, ультрафиолетовое облучение, аэрозоли, электроаэрозольтерапию, аппликации парафина, озокерита, лечебных грязей.
Противопоказания: выраженная интоксикация, температура тела выше 38°, сердечная недостаточность II—III стадии, легочное кровотечение и кровохарканье, тромбоэмболии, инфаркт-пневмония, пневмоторакс, подозрение на новообразование, наличие других общих противопоказаний для физиотерапии.
Впервые дни заболевания назначают воздействие электрическим полем УВЧ на грудную клетку в непрерывном (мощностью 40—100 Вт) или импульсном (4,5—6 Вт) режимах. Рекомендуются также ингаляции антибиотиков, фитонцидов, бронхолитиков, щелочных растворов, отваров трав с отхаркивающим действием, эритемное ультрафиолетовое облучение грудной клетки (обычно отдельными полями) соответственно пораженной доле легкого, по одному полю ежедневно. Интенсивность облучения от 2 до 4 биодоз; на курс назначают 4—5 облучений.
В периоде разрешения процесса и рассасывания воспалительного очага назначают СВЧ-терапию на область очага поражения или нижних долей легких. По такому же принципу проводят индуктотермию, применяя слаботепловые и тепловые дозы, главным образом при центральных и прикорневых пневмониях (при отсутствии ишемической болезни сердца и гипертонической болезни), а также СВЧ-терапию или УВЧ-терапию (особенно в импульсном режиме). В этот же период болезни, проводят магнитотерапию с помощью низкочастотного (50 Гц) магнитного поля в непрерывном или прерывистом режимах, что благоприятно влияет на функции сердечно-сосудистой системы, обусловливая преимущество этого метода при лечении больных с сопутствующей сердечно-сосудистой патологией. Противопоказаниями для магнитотерапии является выраженная гипотензия, кровохарканье, заболевания, сопровождающиеся склонностью к кровотечениям. Для улучшения рассасывания воспалительного очага и устранения бронхоспазма, болей, затрудненного отхождения мокроты используют электрофорез кальция, магния, гепарина, эуфиллина, экстракта алоэ, аскорбиновой кислоты, лизоцима. При этом один электрод (100—150 см2) располагают в межлопаточной области, второй — с учетом локализации очага воспаления. Хороший эффект (в т.ч. и на стадии инфильтрации) дает применение на фоне фармакотерапии (антибиотики и др.), гальванизации грудной клетки (20—40 мин), которую проводят при капельном внутривенном введении после того, как израсходовано 1/2—2/3 объема раствора, а при внутримышечном — через 1—11/2 ч после инъекции. Это повышает концентрацию препарата в воспалительном очаге. В периоде разрешения процесса и рассасывания воспалительного очага используют аэрозольтерапию с отхаркивающими, муколитическими, общеукрепляющими препаратами, а также теплолечение — аппликации озокерита, парафина, иловых и торфяных грязей. На 2—3 неделе можно назначить климатотерапевтические процедуры (дневное пребывание на веранде, воздушные ванны). Все методы физиотерапии сочетают с занятиями ЛФК и массажем.
При лечении затянувшихся пневмоний или остаточных явлений острых пневмоний большее значение приобретают методы закаливания (водные обтирания, обливания, души), климатотерапия (в условиях санатория или отделения реабилитации), общее УФ-облучение, аэрозольтерапия отхаркивающими, муколитическими и общеукрепляющими препаратами, а также хлоридные натриевые, скипидарные, «сухие» углекислые ванны по общепринятым методикам.
Принципы лечения обострения хронических
пневмоний те же, что и лечения острой
пневмонии. В стадии ремиссии широко используют
санаторно-курортное лечение: климатотерапию, гелио
[ http://www.bibliofond.ru/view.
2. Оперативный метод лечения
ГЛАВА 2
2.1. Использование лечебной физической культуры после пневмонии
Противопоказаниями к назначению ЛФК являются:
- тяжелое общее состояние больного;
- температура тела выше 37,5°С;
- частота сердечных сокращений (ЧСС) более 100 уд./мин;
- острая дыхательная
- нарастание дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности;
- легочно-сердечная
- кровотечения и кровохарканье;
- выраженные признаки
перегрузки правых отделов
Показания к назначению ЛФК:
нормальная или субфебрильная температура,
отсутствие тахикардии в покое. Во время
пребывания больных в стационаре ЛФК применяю
в форме лечебной гимнастики. Первые несколько
дней занятия ЛГ проводятся на постельном
режиме. Используются простые гимнастические
упражнения малой интенсивности, дыхательные
упражнения и массаж. Исходные положения:
лежа на спине, на боку, сидя в постели
с поднятым изголовьем. Начинают занятия
с выполнения простых упражнений мелких
и средних мышечных групп верхних и нижних
конечностей, упражнения для мышц туловища
выполняют с небольшой амплитудой. Применяются
статические и динамические дыхательные
упражнения. Сначала не допускается углубленное
дыхание, так как он может вызвать болезненные
ощущения в грудной клетке (в зоне воспаления);
по той же причине нельзя увеличивать
подвижность грудной клетки. Для нормализации
учащенного дыхания, которое возникает
у больного пневмонией, применяются упражнения
в урежении дыхания. Выдох должен быть
продолжительным, что способствует улучшению
вентиляции легких. Усиление крово и лимфообращения
в легких с целью рассасывания воспалительного
экссудата достигается с помощью гимнастических
упражнений для мышц верхних конечностей
и плечевого пояса. Для предотвращения
образования спаек (сращений) в полости
плевры применяются повороты и наклоны
туловища в сочетании с дыхательными упражнениями.
Продолжительность занятия — 10 — 15 мин;
количество повторений каждого упражнения
— 4—6 раз. Темп выполнения — медленный;
для мелких мышечных групп — средний.
Соотношение гимнастических и дыхательных
упражнений —1:1 или 2:1. Пребывание на постельном
режиме зависит от состояния больного
и в среднем длится 4—5 дней.
Задачи ЛФК:
1) повышение общего тонуса организма больного;
2) усиление крово и лимфообращения в малом круге — ускорения рассасывания инфильтрата (экссудата) в легком;
3)увеличение легочной
вентиляции, нормализация глубин
дыхания, увеличение подвижности
диафрагмы, выведение мо
кроты;
4)предупреждение образования спаек в полости плевры, профилактика развития бронхита, бронхоэктазов (расширения и деформации бронхов);
5) адаптация дыхательного
аппарата к физической
При полу постельном, или палатном,
режиме нагрузка повышается — за счет
увеличения количества общеукрепляющих
упражнений, участия более крупных мышечных
групп, использования на занятиях ЛФК
различных предметов, а также и. п. стоя.
Помимо Л Г, используются такие формы ЛФК,
как УГГ, массаж, а также ходьба по палате.
Исходные положения — лежа на спине, на
боку, сидя на стуле и стоя. Наряду с общеразвивающими
упражнениями весьма целенаправленно
применяются дыхательные упражнения.
Для выведения из дыхательных путей усиленно
образующейся мокроты используются кашлевые
движения на выдохе и толчкообразный выдох.
На занятиях рекомендуются дыхательные
упражнения, укрепляющие вентиляцию пораженных
отделов легких, а также упражнения, увеличивающие
подвижность грудной клетки (наклоны,
повороты туловища); они же помогут предупредить
образование плевральных спаек. Помимо
дыхательных и гимнастических упражнений
применяется ходьба в сочетании с дыханием.
Продолжительность занятий возрастает
до 18 — 20 мин; количество повторений каждого
упражнения —
6 — 8 раз. Темп — средний, амплитуда движений
— полная. Некоторые гимнастические упражнения
выполняются с предметами (гимнастическими
палками, мячами, гантелями). По окончании
занятия рекомендуется массаж плечевого
пояса и грудной клетки. При свободном
режиме задачи ЛФК сводятся к ликвидации
остаточных воспалительных явлений в
легких, улучшению проходимости бронхиального
дерева. Но главная задача — полное восстановление
дыхательной функции и ее адаптации к
различным нагрузкам.
Применяются более сложные,
чем в предьщущем режиме, упражнения с
возрастающей общей нагрузкой, с использование
быстрого темпа, что вызывает значительное
усиление дыхания. В комплекс ЛГ включаются
много упражнений с предметам (гимнастическими
палками, гантелями, набивными и волейбольными
мячами), направленных на увеличение подвижности
грудной клетки, а также смешанные висы
на гимнастической стенки. Используется
ходьба в среднем темпе, с периодическими
ускорениями. Можно включать в занятия
и элементы спортивных игр,передачи и
броски мяча в баскетбольную корзину.
При выполне нии всех этих упражнений
нужно следить за дыханием, добиваясь
его выравнивания и ритмичности. Для восстановления
механизма полного и правильного дыхания
выполняются упражнения для тренировки
отдельных фаз дыхательного цикла, а также
дыхательные упражнения на избирательную
вентиляцию пораженных участков легких.
При выполнении дыхательных упражнений
больной должен акцентировать внимание
на постепенном углубленном вдохе
медленном равномерном выдохе. Сначала
выполняются статические дыхательные
упражнения; в результате тренировки больной
должен научиться произвольно изменять
амплитуду дыхания, сознательно удлиняя
выдох и паузу после него, и постепенно
углублять вдох. Он должен также уметь
ограничивать степень расширения определенной
части грудной клетки и усиливать дыхательные
движения другой ее части (И.С.Дамскер
и др.). Продолжительность занятий увеличивается
до 25—30 мин. После выписки из стационара
больным рекомендуется продолжать занятия
ЛФК либо в поликлинике и дома, либо в санаторно-курортных
учреждениях. Используемые средства ЛФК
и формы занятий зависят от назначенного
двигательного режима: щадящего, щадящетренирующего
или тренирующего.
Основными формами занятий являются УГГ,
ЛГ, оздоровительные ходьба, бег, плавание,
езда на велосипеде, ходьба на лыжах и
т.д. Хроническая пневмония — это воспалительный
процесс в легочной ткани, являющейся
результатом не излеченной острой пневмонии
с повторными вспышками воспалительного
процесса в пораженном участке легкого.
Хроническая пневмония характеризуется
определенной периодичностью течения
с обострениями и ремиссиями (затихающее
обострение) воспалительного процесса
в легочной паренхиме,
с постепенным сморщиванием пораженного
участка легочной ткани. Хроническая пневмония
может привести к развитию либо пневмосклероза,
либо хронического бронхита, либо астмоидного
состояния (бронхиальной астмы). Независимо
от формы этих проявлений развивается
дыхательная недостаточность, которая
нередко сочетается с сердечно-сосудистой.
Состояние больного может ухудшаться
также за счет развивающейся интоксикации.
Задачи:
1.общее оздоровление и укрепление организма,
повышение его иммунологической устойчивости;
2.улучшение вентиляции и газообмена за
счет выработки правильного механизма
дыхания;
3.улучшение трофики, крово- и лимфообращения
в легких с целью ликвидации воспалительного
процесса;
4.развитие компенсаторных реакций аппарата
внешнего дыхания и кровообращения с целью
их адаптации к бытовым и производственным
нагрузкам;
5.увеличение подвижности ребер, диафрагмы,
позвоночника; силы мускулатуры грудной
клетки;
6.восстановление полного дыхания с преимущественной
тренировкой продолжительного выдоха.
ЛФК назначается во время стихания
воспалительных явлений и улучшения общего
состояния больного. При лечении больного
в поликлинике или на дому методика ЛФК
мало чем отличается от методики при острой
пневмонии в стационаре. Особое внимание
необходимо уделять специальным дыхательным
упражнениям, которые способствуют развитию
полноценного дыхания, диафрагмального
дыхания, подвижности грудной клетки и
позвоночника.
Систематическое применение небольшого
комплекса специальных физических упражнений
способствует уменьшению, а иногда и полной
ликвидации как инспираторной, так и экспираторной
одышки. На занятия в кабинете ЛФК поликлиники
следует широко использовать упражнения
с предметами (гимнастическими палками,
набивными мячами, гантелями и т.п.), а также
на гимнастической скамейке, которые способствуют
укреплению мышц брюшного пресса и грудной
клетки и увеличению подвижности позвоночника.
Для улучшения функции кардиореспираторной
системы дополнительно рекомендуется
дозированная ходьба — вначале по ровной,
а затем по пересеченной местности, с варьированием
длины дистанции и темпа ее прохождения. [http://lechfk.
Задачи ЛФК:
1. улучшение дыхательной функции;
2. укрепление дыхательной мускулатуры;
3. увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;
4. растяжение плевральных
спаек и очищение дыхательных
путей от патологического
Лежа
1. Лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Дыхание то грудное (при вдохе расширяется грудная клетка), то брюшное (при вдохе максимально выпячивается живот, при выдохе-втягивается). Повторить и то и другое 4-5 раз.
2. После глубокого вдоха, выдыхая, сделать движения ногами, как при ходьбе, не отрывая пятки от матраца. Повторять в течение 30 секунд-1 минуты.
3. Руки вдоль туловища, развести их в стороны, - глубоко вдохнуть, одновременно поднять прямую ногу; выдыхая, руки на место, опустить ногу. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
4. Лежа на здоровом боку, поднять руку вверх, глубоко вдохнуть (фото 1); опуская руку и медленно выдыхая, слегка надавить рукой на грудную клетку. Повторить 3-4 раза. При этом можно покашливать, чтобы вывести мокроту. То же на больном боку.
5. Лежа на спине, развести руки в стороны-вдох. Медленно выдыхая, согнуть ноги, подтянуть их при помощи, рук к груди. Повторить 4-5 раз.
6. Глубоко вдохнуть; выдыхая, сделать полуоборот на бок с хлопком в ладоши. То же в другую сторону. Повторить 5-6 раз.
7. Полусидя на подушках, кисти рук к плечам. После глубокого вдоха, выдыхая, сделать круговые движения в плечевых суставах вперед, затем назад. Повторить по 4-5 раз.
8. Полусидя на подушках, после глубокого вдоха, выдыхая, наклонить голову вперед, назад, в стороны. Глубоко вдохнув, вращать голову то в одну, то в другую сторону. Повторить каждое движение по 3-4 раза.
9. Глубоко вдыхая, поочередно отводить прямые ноги в стороны; выдыхая, ноги на место. Повторить 3-4 раза.
10. Лежа на здоровом боку, поднять руку вверх-глубокий вдох; медленно выдыхая, покашливать, подтягивая ноги к груди. Повторить 4-5 раз.
Если кашель сильный и мокрота отходит с трудом, после каждого упражнения отдыхайте не менее 30 секунд: расслабьте мышцы рук, ног, груди, живота.
Те, кто хорошо переносит нагрузку, через 4-5 дней могут делать упражнения 1 и 4 с отягощением. Это помогает укрепить дыхательную мускулатуру.
Мешок с песком (1,1,5,2 кг) кладут на верхнюю часть живота. Выполняя упражнение 1, на вдохе брюшную стенку выпячивают как можно сильнее, выдыхая, максимально втягивают живот. При этом на мешок можно надавливать руками.
Повторить упражнение 4-5 раз, отдохнуть примерно минуту, полностью расслабившись.
Выполняя упражнение 4, мешок с песком кладут на бок. Поднять руку вверх, сделать глубокий вдох (фото 5), медленно выдыхая, опустить руку на мешок
Через 10-14 дней, если самочувствие хорошее, врач разрешает обычно приступить к упражнениям из положения, сидя, оставив в комплексе упражнения с отягощением.
Сидя на стуле
11. Ноги вытянуты вперед и слегка расставлены; развести руки в стороны-глубокий вдох, медленно выдыхая, наклонить туловище вперед, стараясь достать кистями рук пола, покашливать. Повторить 5-6 раз.
12. Ноги вместе; развести руки в стороны-вдох; выдыхая, подтянуть согнутую ногу к груди. В конце выдоха покашлять-вывести мокроту. То же другой ногой. Повторить 4-5 раз.
13. Руки в стороны, вверх-вдох, наклонить туловище вперед, поочередно доставая рукой носка противоположной ноги, - выдох. Повторить 4-5 раз каждой рукой.
14. После глубокого вдоха, выдыхая, наклонить туловище вправо, усилить это движением поднятой вверх руки. Выдох и вдох усиленные, темп средний. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.