Физическое качество гибкость. Качества его определяющие. Методика развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:49, реферат

Описание работы

Физическое развитие — комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.
Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………....3
1. Общая характеристика физических качеств……………………….4
2. Гибкость, как физическое качество человека …………………........5
3. Факторы, ограничивающие развитие гибкости………………….....7
4. Средства и методы развития гибкости………………………….......8
Заключение………………………………………………………..........10
Список литературы…………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

Физическое качество гибкость. Факторы её определяющие. Методика развития..docx

— 31.73 Кб (Скачать файл)

               Министерство образования и науки  Российской Федерации

             Костромской государственный технологический  университет.

                                 Кафедра физического воспитания.

 

 

 

 

               Реферат по дисциплине «Физическая культура»

                      На тему: Физическое качество гибкость.

                                           Качества его определяющие.

                                                          Методика развития.

 

 

                                                            Выполнила:

                                                            Студентка группы 13- 3Эк - 054

                                                            Крапивенцева А.М.

 

      Проверил:

                                                         Заведующий кафедрой физ.воспитания,

                                                             Доктор биологических наук, профессор

                                                             Смирнов Игорь Юрьевич.

 

                                                 

                                                            

 

                                                      Кострома 2013г

Содержание:

 

 

 

Введение………………………………………………………………....3

1.  Общая  характеристика физических качеств……………………….4

2. Гибкость, как физическое качество человека …………………........5

3. Факторы, ограничивающие  развитие гибкости………………….....7

4. Средства  и методы развития гибкости………………………….......8

Заключение………………………………………………………..........10

Список литературы…………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Физическое  развитие — комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

Физическими качествами человека принято называть отдельные его  двигательные возможности, такие как  сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные  задатки к движениям, которыми все  люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и  развития организма.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма  на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического  развития и телосложения человека в  значительной мере зависят от его  конституции.

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью  и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и  развития, но в то же время существенно  зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием  понимают непрерывно происходящие биологические  процессы. На каждом возрастном этапе  они характеризуется определённым комплексом связанных между собой  и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических  и других свойств организма и  обусловленных этим своеобразием запасом  физических сил. Хороший уровень  физического развития сочетается с  высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

 

Подробнее рассмотрим такое  качество физического развития человека как гибкость.

 

1.  Общая характеристика  физических качеств.

 

Термины "физическое качество и "двигательное качество" используются как равнозначные. Они определяют стороны двигательных возможностей человека. Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

 

Под силой как физическим качеством необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.

Быстрота как физическое качество — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

 

Выносливость — это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия.

Ловкость — это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.

Гибкость — это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения.

Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о  преимущественном развитии того или  иного качества. Развитие одного физического  качества в ущерб другим отрицательно сказывается на качестве физической подготовки.

Развитие физического  качества в процессе физического  воспитания происходит с учетом возрастных особенностей.

 

2. Гибкость как  физическое качество человека.

 

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

 

Задачи развития гибкости в физическом воспитании.

 

В физическом воспитании главной  является задача обеспечения такой  степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно  овладевать основными жизненно важными  двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью  проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.

 

1. В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

2. Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

3. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок.

 

В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается  как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев  тела.

Различают две  формы ее проявления:

 

1. Активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям.

2. Пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнера или отягощения и т. п.)

 

В пассивных упражнениях  на гибкость достигается большая, чем  в активных упражнениях, амплитуда  движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

 

По  способу проявления гибкость подразделяют на:

1. Динамическую гибкость - она проявляется в движениях.

2. Статическую – она проявляется в позах.

 

 

Различают также общую и специальную  гибкость.

1. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.) и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

2. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

 

 

 

 

 

 

3. Факторы, ограничивающие развитие гибкости.

 

1. Ограничивают подвижность костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей.

2. Ограничение гибкости связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела.

3. Размах движений может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов.

4. К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.

5. Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата, но не препятствует проявлению пассивной гибкости.

6. Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

7. Зависит гибкость и от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, и, как правило, стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13-14-летнего возраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40-50 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается, а у некоторых людей достигает или даже превосходит тот уровень, который был у них в юные годы. Поэтому целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 — 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

8. К факторам, влияющим на гибкость, следует отнести и температуру тела – при более высокой температуре уровень гибкости повышается. Именно этим обоснована необходимость тщательно выполнять разминку перед выполнением упражнений на растягивание.

Проявление гибкости в  тот или иной момент времени зависит  и от общего функционального состояния  организма, и от внешних условий: времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления.

4. Средства и методы развития гибкости.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые  можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями  размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань  этих мышц, сделать мышцы податливыми  и упругими (подобно резиновому жгуту) — задача упражнений на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают:

1. Активные - движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

2. Пассивные - включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

3. Статические упражнения - выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6—9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется  проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся  амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых  движений с большой амплитудой.

 

Основные  правила применения упражнений в  растягивании:

1. Не допускаются болевые  ощущения.

2. Движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.

 

Основным  методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Для лиц со стойкими ограничениями  подвижности в суставах необходимы увеличенные — более частые и  продолжительные нагрузки в упражнениях "на растягивание". В определенные периоды они могут даваться 2—3 раза в день. Напротив, для лиц с повышенными от природы показателями гибкости необходимо ограничивать упражнения в растягивании и принимать специальные меры по укреплению опорно-двигательного аппарата с помощью избирательно направленных силовых и общеразвивающих упражнений.

Информация о работе Физическое качество гибкость. Качества его определяющие. Методика развития