Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:49, реферат
Физическое развитие — комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.
Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма.
Введение………………………………………………………………....3
1. Общая характеристика физических качеств……………………….4
2. Гибкость, как физическое качество человека …………………........5
3. Факторы, ограничивающие развитие гибкости………………….....7
4. Средства и методы развития гибкости………………………….......8
Заключение………………………………………………………..........10
Список литературы…………………………………………………….11
Министерство образования и
Костромской государственный
Реферат по дисциплине «Физическая культура»
На тему: Физическое качество гибкость.
Проверил:
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Общая
характеристика физических
2. Гибкость,
как физическое качество
3. Факторы, ограничивающие развитие гибкости………………….....7
4. Средства
и методы развития гибкости…………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Физическое развитие — комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.
Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма.
Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.
Физическое развитие, наряду
с рождаемостью, заболеваемостью
и смертностью, является одним из
показателей уровня здоровья населения.
Процессы физического и полового
развития взаимосвязаны и отражают
общие закономерности роста и
развития, но в то же время существенно
зависят от социальных, экономических,
санитарно-гигиенических и
Под физическим развитием
понимают непрерывно происходящие биологические
процессы. На каждом возрастном этапе
они характеризуется
Подробнее рассмотрим такое качество физического развития человека как гибкость.
1. Общая характеристика физических качеств.
Термины "физическое качество и "двигательное качество" используются как равнозначные. Они определяют стороны двигательных возможностей человека. Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Под силой как физическим качеством необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.
Быстрота как физическое качество — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Выносливость — это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия.
Ловкость — это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.
Гибкость — это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения.
Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на качестве физической подготовки.
Развитие физического качества в процессе физического воспитания происходит с учетом возрастных особенностей.
2. Гибкость как физическое качество человека.
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.
Задачи развития гибкости в физическом воспитании.
В физическом воспитании главной
является задача обеспечения такой
степени всестороннего развития
гибкости, которая позволяла бы успешно
овладевать основными жизненно важными
двигательными действиями (умениями
и навыками) и с высокой результативностью
проявлять остальные
1. В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.
2. Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.
3. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок.
В теории и методике физической
культуры гибкость рассматривается
как морфофункциональное
Различают две формы ее проявления:
1. Активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям.
2. Пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнера или отягощения и т. п.)
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».
По способу проявления гибкость подразделяют на:
1. Динамическую гибкость - она проявляется в движениях.
2. Статическую – она проявляется в позах.
Различают также общую и специальную гибкость.
1. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.) и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.
2. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.
3. Факторы, ограничивающие развитие гибкости.
1. Ограничивают подвижность костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей.
2. Ограничение гибкости связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела.
3. Размах движений может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов.
4. К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.
5. Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата, но не препятствует проявлению пассивной гибкости.
6. Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.
7. Зависит гибкость и от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, и, как правило, стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13-14-летнего возраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40-50 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается, а у некоторых людей достигает или даже превосходит тот уровень, который был у них в юные годы. Поэтому целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 — 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.
8. К факторам, влияющим на гибкость, следует отнести и температуру тела – при более высокой температуре уровень гибкости повышается. Именно этим обоснована необходимость тщательно выполнять разминку перед выполнением упражнений на растягивание.
Проявление гибкости в тот или иной момент времени зависит и от общего функционального состояния организма, и от внешних условий: времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления.
4. Средства и методы развития гибкости.
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) — задача упражнений на растягивание.
Среди упражнений на растягивание различают:
1. Активные - движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).
2. Пассивные - включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).
3. Статические упражнения - выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6—9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.
Упражнения для развития
подвижности в суставах рекомендуется
проводить путем активного
Основные правила применения упражнений в растягивании:
1. Не допускаются болевые ощущения.
2. Движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.
Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).
Для лиц со стойкими ограничениями подвижности в суставах необходимы увеличенные — более частые и продолжительные нагрузки в упражнениях "на растягивание". В определенные периоды они могут даваться 2—3 раза в день. Напротив, для лиц с повышенными от природы показателями гибкости необходимо ограничивать упражнения в растягивании и принимать специальные меры по укреплению опорно-двигательного аппарата с помощью избирательно направленных силовых и общеразвивающих упражнений.
Информация о работе Физическое качество гибкость. Качества его определяющие. Методика развития