Физическое развитие. Ловкость. Координация движений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:43, доклад

Описание работы

Представление о физических качествах окончательно неупорядочено. Часть авторов рассматривает их как свойства и способности человека, другие - как стороны двигательной деятельности. Первое научное определение физическим качествам дал П.Ф. Лесгафт, рассматривая их как причину движения или его видоизменения. Сила - это способность производить механическую работу. Неутомимость - способность к длительному ее выполнению. Быстрота - способность управлять силой во времени. Ловкость - способность управлять ею в пространстве.

Файлы: 1 файл

Физические особенности человека и их развитие.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный  Технический Университет имени  Н.Э. Баумана

Кафедра «Физическое Воспитание»

 

 

 

 

 

Реферат

на  тему: «Физическое развитие. Ловкость. Координация движений»

 

 

 

 

 

 

Студент:  Темеров Павел Алексеевич  группа: ИБМ6-71 

 

Преподаватель:             Жирнова Елена Владимировна    

 

 

 

 

Москва

2010 г.

Введение

Еще в античный период древнегреческий  мыслитель, философ Платон  отмечал: “Воину необходимо иметь силу, быстроту, мужество.  Эти качества  необходимо иметь каждому воину”. В  работе  “Армия”  Ф.  Энгельс  характеризует  солдат будущего общества: “По силе, ловкости, интеллигентности они  превзойдут  тех солдат, которых может дать  cовременное общество”. В наше время его взгляды являлись  одной из   предпосылок   научных   исследований   и   последующей специальной направленности физической подготовки войск с учетом  конкретной воинской специальности.

Представление  о  физических  качествах  окончательно  неупорядочено.  Часть авторов рассматривает  их как свойства и способности  человека, другие  -  как стороны  двигательной деятельности.  Первое  научное  определение  физическим качествам дал П.Ф. Лесгафт, рассматривая их как  причину  движения  или  его видоизменения. Сила  -  это  способность  производить  механическую  работу. Неутомимость  -  способность  к  длительному  ее  выполнению.   Быстрота   - способность управлять  силой во времени. Ловкость - способность  управлять  ею в пространстве.

Известные советские  физиологи  доктора  наук  В.С.Фарфель,  Н.А.  Берштейн, А.Н.Крестовников  исследовали физические   качества   с   разных   позиций. В.С.Фарфель  изучал  качества  по  зонам мощности,   т.е.   по   механизмам энергообеспечения движений:

- максимальная и субмаксимальная - анаэробные механизмы энергообеспечения;

- большая и умеренная - аэробный (кислородный) механизм энергообеспечения.

Н.А.Берштейн провел исследования и написал монографию  по  координационным способностям и построению  движений.  А.Н.  Крестовников  считал  физические качества формой проявления дееспособности функциональных систем организма.

 

Гибкость и  методика ее развития.

Под гибкостью понимают способность  к max по амплитуде движениям в суставах. Гибкость - морфофункциональное двигательное качество. Она зависит:

- от строения суставов;

- от эластичности мышц  и связочного аппарата;

- от механизмов нервной  регуляции тонуса мышц.

Различают активную и пассивную  гибкость. Активная гибкость -   способность  выполнять движения с большой  амплитудой  за счет собственных  мышечных усилий.   Пассивная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой  за счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина  пассивной  гибкости выше показателей активной гибкости.

В последнее время получает распространение в  спортивной  литературе  термин “специальная  гибкость”  -  способность   выполнять   движения   с   большой амплитудой в суставах и  направлениях, характерных для  избранной  спортивной специализации. Под “общей гибкостью”, в таком случае, понимается гибкость  в наиболее крупных  суставах и в различных направлениях. Кроме  перечисленных  внутренних  факторов  на  гибкость  влияют  и  внешние факторы: возраст,  пол,  телосложение,  время  суток,  утомление,  разминка. Показатели  гибкости  в  младших  и  средних  классах   (в   среднем)   выше показателей   старшеклассников;   наибольший   прирост   активной   гибкости отмечается в средних классах. Половые различия определяют биологическую гибкость у девочек на 20-30%  выше по сравнению с мальчиками. Лучше она сохраняется у женщин  и  в   последующей возрастной периодике. Время суток также влияет на гибкость, с возрастом это  влияние  уменьшается. В утренние часы гибкость значительно  снижена,  лучшие  показатели  гибкости отмечаются с 12 до 17 часов.  Утомление оказывает существенное  и  двойственное  влияние  на  гибкость.  С одной стороны, к концу работы снижаются показатели силы мышц,  в  результате чего активная гибкость  уменьшается  до  11%.  С  другой  стороны,  снижение возбуждения   силы   способствует    восстановлению    эластичности мышц, ограничивающих амплитуду движения. Тем самым повышается пассивная  гибкость, подвижность увеличивается до 14%. Неблагоприятные  температурные  условия  (низкая  температура)   отрицательно влияют на все разновидности гибкости. Разогревание мышц  в  подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед  выполнением  основных  упражнений повышает подвижность в суставах.

Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для  получения  точных  данных об амплитуде движений используют методы  световой  регистрации:  киносъемку, циклографию,  рентгено-телевизионную  съемку  и   др.   Амплитуда   движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах.

Средства и методы:

Средством развития гибкости являются упражнения на  растягивания.  Их  делят на 2 группы: активные и  пассивные. Активные упражнения:

- однофазные и пружинистые  (сдвоенные, строенные) наклоны; 

- маховые и фиксированные;

- статические упражнения (сохранение неподвижного положения  с максимальной амплитудой).

Пассивные упражнения: поза сохраняется за счет  внешних  сил.  Применяя  их, достигают наибольших показателей гибкости. Для  развития  активной  гибкости эффективны упражнения на растягивание в динамическом режиме. Общее методическое требование для  развития гибкости - обязательный  разогрев (до потоотделения) перед выполнением  упражнений на растягивание. Взаимное  сопротивление  мышц,  окружающих  суставы,   имеет   охранительный эффект. Именно поэтому воспитание гибкости  должно  с запасом обеспечивать требуемую мах амплитуду движений  и  не  стремиться  к  предельно  возможной степени. В последнем случае это ведет к травмированию (растяжению  суставных

связок, привычным вывихам суставов), нарушению правильной осанки.

Мышцы  малорастяжимы,  поэтому  основной  метод  выполнения упражнений   на растягивание -  повторный.  Разовое  выполнение  упражнений  не  эффективно. Многоразовые выполнения ведут к суммированию следов упражнения и увеличение амплитуды  становится  заметным.  Рекомендуется  выполнять   упражнения   на растягивание сериями по 6-12 раз, увеличивая амплитуду движений от  серии  к серии. Между сериями целесообразно выполнять упражнения на расслабление.

Серии упражнений выполняются  в определенной последовательности:

- для рук;

- для туловища;

- для ног.

Более успешно происходит воспитание гибкости при ежедневных занятиях  или  2 раза в день  (в  виде  заданий  на  дом).  Наиболее  эффективно  комплексное применение упражнений на растягивание в следующем сочетании: 40%  упражнений активного  характера,  40%  упражнений  пассивного   характера   и   20%   - статического. Упражнения  на  растягивание  можно  включать  в  любую  часть занятий, особенно в интервалах между силовыми и скоростными упражнениями.

В  младшем  школьном  возрасте  преимущественно  используются  упражнения  в активном динамическом режиме, в среднем и старшем возрасте -  все  варианты. Причем, если в младших и средних классах развивается  гибкость  (развивающий режим), то в старших классах  стараются  сохранить  достигнутый  уровень  ее развития поддерживающий режим). Наилучшие  показатели  гибкости  в  крупных звеньях тела наблюдаются в возрасте до 13-14 лет.

Заканчивая рассмотрение развития физических качеств в  процессе  физического воспитания, следует акцентировать внимание  на  взаимосвязи  их  развития  в школьном  возрасте.  Так,  развитие  одного  качества   способствует   росту показателей других физических качеств. Именно эта взаимосвязь  обусловливает необходимость  комплексного  подхода  к  воспитанию  физических  качеств   у школьников.

Значительные  инволюционные  изменения  наступают  в  пожилом  и  старческом возрасте  (в  связи  с  изменением  состава  мышц   и   ухудшением   упруго- эластических свойств мышц и связок). Нужно  противодействовать  регрессивным изменениям  путем  использования  специальных  упражнений   с   тем,   чтобы поддерживать гибкость на уровне, близком к ранее достигнутому.

 

Ловкость и  методы ее воспитания.

Под ловкостью подразумевается  способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.  Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную двигательную задачу). Координирующие способности:

1) способность координировать  движения при построении действия;

2) способность перестроить   их  для  изменения  параметров  действия  или

переключение на другое действие при изменении условий.

Ловкость характеризуется  координацией и точностью  движений. Координация движений - основной компонент ловкости: способность  к  одновременному  и последовательному  согласованному  сочетанию  движений.  Она  зависит  от четкой и соразмерной работой мышц, в которой строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения.

Некоторые авторы определяют координацию движений  по-разному,  акцентируя внимание на одной из ее сторон.  Н.А.  Бернштейн,  принимая  во  внимание внешнюю сторону  координации  движений,  определяет  ее  как  преодоление избыточных ступеней свободы движущегося органа, т.е.  превращение  его  в управляемую систему. Звено тела движется по равнодействующей  внутренних, внешних  и  реактивных  сил.  Центральная  нервная  система  получает  от проприорецепторов  движущегося  органа  информацию  об   отклонении   его траектории  от  “надлежащей”  и   вносит   соответствующие   поправки   в эффекторный процесс. Данный принцип координирования он  назвал  принципом сенсорной коррекции. Ведущее  место  принадлежит   ЦНС.   Создание   сложнейших   координаций, необходимых для осуществления трудных задач, происходит за  счет  высокой пластичности нервных процессов, обусловливающих  быстрое  переключение  с одних реакций на другие и создание новых временных связей  (Н.В.  Зимкин, 1970). Ловкость в  значительной  степени  зависит  от  имеющегося  двигательного опыта.  Владение  разнообразными  двигательными   умениями   и   навыками положительно сказывается  на  функциональных  возможностях  двигательного анализатора.   Следовательно,   ловкость   можно   считать    проявлением дееспособности функциональных систем управления движением и распределения энергозатрат. К основным факторам, определяющим ловкость, относятся: деятельность  ЦНС, богатство  динамических  стереотипов,  степень  развития  систем,  умение управлять мышечным тонусом, полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Все эти факторы тесно взаимосвязаны.

Ловкость может измеряться временем овладения или выполнения двигательного действия  (мин,  с),  координационной  сложностью  выполняемого  действия (оценка  элементов в гимнастике  из  8,9  и   10   баллов),   точностью выполняемого действия (слалом - количество сбитых флажков,  акробатика  - высота, группировка, градусы в поворотах,  устойчивость  в  приземлении), результатом (прыжки в высоту с шестом-

м, см).

Средства развития ловкости.

Наиболее   эффективным   средством    считают    следующие    упражнения: гимнастические,  акробатические,  легкоатлетические,   спортивно-игровые, единоборства,  горнолыжные.  У  акробатов  и  гимнастов  высока  точность движений, и  зависит  она  от  уровня  спортивной  подготовленности.  Эта зависимость  проявляется  в  точности  оценки   пространственно-временных интервалов и дозирования мышечных усилий. Гимнастические и акробатические упражнения  развивают анализаторные системы,   повышают   вестибулярную устойчивость  (особенно  ТСО:  лопинг,  качели,   батут,   гимнастическое колесо),улучшают  координационные  возможности  занимающихся.  Специально подобранные ОРУ на согласование и точность движений  особенно  эффективны для воспитания координации движений рук.

Тройной прыжок, прыжки с  шестом, в длину и высоту  способствуют  развитию прежде всего координации движений занимающихся.  Наиболее  эффективным  и доступным средством воспитания ловкости у занимающихся являются подвижные и спортивные игры. Они развивают координацию,  точность  и  соразмерность движений,  анализаторные   системы.   В   спортивно-игровых   упражнениях приобретаются  навыки  быстрых  и  эффективных  движений   в   неожиданно сложившейся ситуации.

Упражнения в единоборствах  развивают ловкость. Бокс,  борьба,  фехтование развивают  точность  и  быстроту  реакции.  Они  формируют  такие  тонкие ощущения, как “чувство дистанции”, “чувство времени”, расширяя тем  самым двигательные возможности человека.  Варьирование  тактических  условий  в спортивных играх и единоборствах способствует  своевременной  перестройке двигательной деятельности. Скоростные спуски, слалом выполняются в непрерывно меняющихся условиях  и также способствуют развитию ловкости. Методика воспитания ловкости. Общими методическими требованиями в процессе обучения является  “новизна” упражнений и постепенное  повышение  их  координационной  сложности.  Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения   с   элементами   новизны.   Это   обучение   новому   должно осуществляться постоянно.  Простое  повторение  изученных  упражнений  не ведет к развитию  ловкости,  а  длительные  перерывы  приводят  к  потере способности  обучаться   (при   длительных   перерывах   мастера   спорта проигрывают  I-разрядникам  по   времени   освоения   нового   элемента). Автоматизация динамического стереотипа аналогична, в  известной  степени, скоростному барьеру и не способствует развитию ловкости. Постепенное  повышение   координационной   трудности   упражнения   может заключаться в повышении требований:

Информация о работе Физическое развитие. Ловкость. Координация движений