Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:28, курсовая работа
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов.
ВВЕДЕНИЕ 1
1.Общая физическая подготовка 3
2. Специальная физическая подготовка 7
2.1 Спортивная подготовка 7
2.2 Профессионально-прикладная физическая подготовка 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
Список используемой литературы 13
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1
1.Общая физическая подготовка 3
2. Специальная физическая подготовка 7
2.1 Спортивная подготовка 7
2.2 Профессионально-прикладная физическая подготовка 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
Список используемой литературы 13
В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической культуре с целью поправить своё здоровье, повысить жизненный тонус и просто хорошо отдохнуть. Широкое распространение получают такие классические, возникшие очень давно виды спорта как плавание, бег, бодибилдинг. Но и немалое развитие и распространение среди населения Земного шара получают сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это утверждение относится к экстремальным видам спорта, таким как горнолыжные дисциплины, diving, mountain bike, парашютный спорт и т.д. Особенно популярными среди молодёжи стали как раз виды спорта из последней категории.
На фоне этого ложкой дёгтя становится осознание того, что мало кто подходит к занятию спортом систематизировано. Например, восстановлением и поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом, сезоном отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок, чтобы добиться высших достижений.
Для того чтобы сердце было здоровым, а тело сильным, нужна регулярная физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни.
Как говорилось выше, сегодня в мире множество различных видов физкультуры и спорта, и их специализация проявляется даже активнее, чем в медицине. Поэтому занятия физическими упражнениями в большинстве своем не помогают людям сохранять и укреплять здоровье. Причем не только в спорте, но и в подавляющем большинстве случаев при занятиях физкультурой. Ведь ОФП - не только основа всей системы физкультуры и спорта, но и здоровья.
Стараясь достичь нужной цели в любом виде физкультуры или спорта, и не имея достаточной ОФП, и обычный человек, и спортсмен будут постоянно сталкиваться с проблемой нехватки силы и выносливости, часто даже не сознавая, в чем истинная причина неудач.
Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.
Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
* достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
* приобрести общую выносливость;
*повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
* увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
*улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
*научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.
Гимнастика - одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.
Гимнастика - это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке. Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечнососудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.
Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики.
Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Легкая атлетика содействует более успешному выполнению требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.
Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.
Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.
Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.
Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.
Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.
В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.
Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.
Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию организма.
Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.
Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристические походы могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.
Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают к длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства -- уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других -- силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.
Специальная физическая подготовка (СФП) - это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
В различных видах спорта требуется преимущественное развитие вполне определенных физических качеств. В штанге - скоростно-силовых качеств, в гимнастике - силы, ловкости, гибкости, выразительности, в беге на длинные дистанции - выносливости. Поэтому СФП направлена на развитие требуемых для каждого вида спорта физических качеств и их необходимое сочетание.
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:
* спортивная подготовка;
* профессионально-прикладная физическая подготовка.
Спортивная подготовка (тренировка) --
это целесообразное использование знаний,
средств, методов и условий, позволяющее
направленно воздействовать на развитие
спортсмена и обеспечивать необходимую
степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по
двум направлениям, имеющим различную
целевую направленность, -- массовый спорт
и спорт высших достижений. Их цели и задачи
отличаются друг от друга, однако четкой
границы между ними не существует из-за
естественного перехода части тренирующихся
из массового спорта в «большой» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового
спорта -- укрепить здоровье, улучшить
физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших
достижений -- добиться максимально высоких
результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов,
принципов спортивной подготовки (тренировки),
то они аналогичны как в массовом спорте,
так и в спорте высших достижений. Принципиально
общей является и структура подготовки
спортсменов, тренирующихся и функционирующих
в сфере массового спорта и спорта высших
достижений.
Структура подготовленности спортсмена
включает технический, физический, тактический
и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует
понимать степень освоения спортсменом
техники системы движений конкретного
вида спорта. Она тесно связана с физическими,
психическими и тактическими возможностями
спортсмена, а также с условиями внешней
среды. Изменения правил соревнований,
использование иного спортивного инвентаря
заметно влияет на содержание технической
подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности
всегда присутствуют так называемые базовые
и дополнительные движения.
Физическая подготовленность -- это возможности
функциональных систем организма. Она
отражает необходимый уровень развития
тех физических качеств, от которых зависит
соревновательный успех в определенном
виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами и формами.
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:
*устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
*кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
*способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
*способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
*способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.
Известно, что каждая из профессий имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирование процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта подготовка является составной частью программы физического воспитания будущих специалистов.
Задачи ППФП направлены на:
*всестороннее физическое развитие и достижение высокого уровня физической подготовленности учащихся;
*преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;
*формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью;