Физическое воспитание детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования : Раскрыть основные особенности физического развития детей в раннем возрасте.
Гипотеза исследования : Физическое воспитание детей раннего возраста создает благоприятные предпосылки физического развития организма.

Задачи:
1.Изучить научно методическую литературу по теме исследования .
2.Выявить анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста.
3 .Рассмотреть особенности двигательной активности детей раннего возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

                                 

 Введение

 

Актуальность. Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребёнка. В период раннего детства  у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко  ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

                                                                                                                                 3

 Поэтому крайне важно правильно  поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Я выбрала данную тему потому что  считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте .

Таким образом, физического воспитания детей имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания -- это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А потому во время планирования и проведения работы по физической культуре, необходимо учесть возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка (чему посвящен I раздел данной курсовой работы).                                                                                                           

Создать все условия для нормального  физического развития детей. Следует  также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие  и игровые упражнения, а также нельзя забывать об утренней гимнастике.(II раздел).

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект исследования: Дети 1-3ЛЕТ

Предмет исследования: Методика развития физических качеств детей 1-3 лет

Цель исследования : Раскрыть основные особенности физического развития детей в раннем возрасте.

Гипотеза исследования : Физическое воспитание детей раннего возраста создает благоприятные предпосылки физического развития организма.

 

 Задачи:

  1.Изучить научно методическую литературу по теме исследования .

    2.Выявить анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста.

   3 .Рассмотреть особенности двигательной активности детей раннего возраста.

 

Методы: Теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников по физическому воспитанию детей раннего детского возраста, опрос в виде анкетирования; метод контрольных     испытаний,  методы математической статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1.1Анатомо-физиологические особенности развития                                 детей раннего возраста

 

 

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходят преобразования генотипических потенций в фенотипические проявления.

Под физическим развитием человека понимается комплекс морфо- функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, его структурно-механические качества и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент обследования

При анализе физического  развития детей используют следующие показатели:

1.Соматометрические: длина, вес тела, окружность грудной клетки, рост сидя, длина туловища и конечностей.

2. Стоматоскопические: форма грудной клетки, спины, ног, стопы, осанка, рельеф и упругость мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, окрас слизистых, половое созревание .

3. Физиометрические: жизненная емкость легких, динамометрия кисти.

Признаки, характеризующие  физическое развитие человека, поддаются  количественному и качественному  учету, поэтому физическое развитие - очень чувствительный признак состояния организма, который довольно быстро меняется под влиянием различных условий [4]

Уровень физического  развития является хорошим признаком сопротивляемости организма, приспособляемости его, в связи с чем часто может служить объективным критерием проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста.

Степень физического  развития позволяет в какой-то мере судить о функциональном состоянии органов и наоборот, нарушение функциональной способности органов влечет за собой изменения в физическом развитии

Признаки физического  развития изменчивы. Они зависят как от унаследованных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.

Физическое развитие ребенка оценивается путем сравнения данных роста, массы тела, окружности грудной клетки с показателями этих же величин по стандартам для детей соответствующего пола и возраста.

В каждой стране разрабатываются  сводные и оценочные таблицы  физического развития детей и  подростков с учетом возрастных, половых, территориальных особенностей.

В оценочных таблицах физического  развития для каждого возраста и  пола даются показатели роста, массы  тела, окружности грудной клетки. Ведущим  признаком при оценке уровня физического  развития детей раннего возраста является рост, который зависит от взаимодействия организма с окружающей средой. Вместе с тем для детей раннего возраста в силу менее длительного воздействия условий внешней среды эта закономерность выражена слабее.

Оценка каждого признака осуществляется на основе расчета среднего значения (М) и квадратического отклонения от этой средней. Для определения пропорциональности физического развития, оценивают каждый признак. Средним он считается в том случае, если фактическая величина отклоняется от среднего стандарта (М) в пределах плюс или минус 15; выше (ниже) среднего оценивают показатель, если фактическая величина больше (меньше) среднего стандарта (М) на величину в пределах от 15 до 25. Если расхождение фактических данных от среднего стандарта (М) превышают 25 со знаком плюс, тогда показатель оценивают как высокий, со знаком минус -как низкий.

Развитие считают пропорциональным при одинаковой оценке всех трех показателен. В противном случае признается непропорциональность с указанием отклонения[16]

Физическое развитие ребенка идет скачкообразно.И.К.Кузьменкова проводила лонгитюдинальное наблюдение за ростом и развитием детей от периода новорожденности до 3-х лет жизни. На основании этого наблюдения было сделано следующее заключение: первый год жизни характеризуется интенсивным ростом ребенка. Наибольший прирост длины и массы тела приходится на первый квартал первого года жизни. На 2-м и 3-м году темпы нарастания этих показателей снижаются. Меняются пропорции тела: происходит брахикефализация головы, относительное укорочение туловища, удлинение конечностей, темпы нарастания показателей длины ноги преобладают над темпам нарастания длины руки. В тот период также меняется и осанка. Дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура, совершенствуется точность движений за счет развития мелких мышц кистей и пальцев

В первые 3 года жизни  организма ребёнка, развитие идёт очень  быстро и тем быстрее, чем меньше ребенок. Рост малыша в 1-й год жизни  увеличивается с 49-50 до 73-75 см, т.е. на 23-25 см, в течение 2- 4 го года - в среднем на 10 см, а в течение 3-го года - уже только на 8 см.

Постепенно замедляясь, происходит и нарастание веса. При нормальном питании материнским молоком  и при нормальном воспитании вес  здорового ребенка в первые 3 месяца жизни увеличивается ежедневно на 25-28 грамм и ежемесячно на 800 грамм. К пятимесячному возрасту здоровый ребенок <%1 удваивает свой вес, к году - утраивает. Прибавка в массе на третьем году - около 2,8 кг. Средняя масса в 3 года - мальчика 15-16 кг, девочки - 14-16 кг. Данные о динамике весо-ростовых показателей дошкольников приведены в табл.1. Как видно из таблицы, наиболее интенсивное физическое развитие (по показателям роста и веса) приходится на возрастной период до трех лет.

         Возрастные изменения роста и веса у дошкольников                         

 

Возраст (год)                  Рост(см)                            Вес (кг)

 

                              Мальчики    Девочки         Мальчики    Девочки

 

1                                74-79          73-78               10-11.5          9-11

 

2                               84-91          82-91               11-16            11-15

 

3                                91-101        91-99               15-16            14-16

 

4                                98-107       95-106             15.5-18.9      14.4-17.9

 

Теоретический анализ данных литературы показал, что физическое развитие детей зависит от внешнесредовых факторов, к которым относятся  и педагогические воздействия, связанные  с использованием физических упражнений. Это важно и необходимо потому, что весь опыт отечественного здравоохранения, все достижения мировой науки свидетельствуют о том, что пассивное отношение к охране и формированию детского здоровья, надежда на естественные процессы роста и развития ни в коей мере не оправдываются.

          Очень большие изменения происходят в центральной нервной системе. Если в первые месяцы нервные клетки головного мозга еще не представляют собой сформировавшихся центров (таких, как двигательный, зрительный и др.) то к трем годам их строение уже достаточно совершенно. А это обеспечивает способность сознательно реагировать на окружающую обстановку, совершенствовать движения, развивать речь. В этом возрасте малыш приобретает много полезных навыков и умений, у него сильно развиты эмоции.

Выносливость нервной  системы значительно увеличивается, повышается и работоспособность. Он умеет сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время - до 10-15 минут. Он может уже больше бодрствовать и меньше спать. Поэтому с 1,5 лет ему достаточно спать днем только 1 раз.

Но в то же время особенности  высшей нервной деятельности детей данного возраста таковы, что они не способны на длительное торможение (не могут долго находиться в одной и той же позе) и на длительное ожидание, быстро утомляются от однообразных действий, например, от ходьбы в одном направлении.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота пульса у 2-летнего составляет 110—115 ударов в минуту, у 3-летнего — 95—110. [11]

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает. [14]

      Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику. Увеличивается объем желудка: его емкость у годовалого ребенка равна 250 мл, у трехлетнего — 400 мл. Формируется жевательный аппарат, что позволяет хорошо справляться с плотной пищей. Практически диета трехлетнего малыша приближается к диете взрослого.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом возрастном росте почек объем мочевого пузыря к концу третьего года жизни увеличивается почти в 4 раза. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, хотя число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты, поэтому позыв к мочеиспусканию слабый. Не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки (если вы не пользуетесь памперсами), навык опрятности у большинства детей формируется к 3 годам, когда они своевременно реагируют на переполнение мочевого пузыря.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у  каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети уже готовы пользоваться туалетом, ещё не достигнув двухлетнего возраста, другие - только после 3 лет.

Информация о работе Физическое воспитание детей раннего возраста