Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:15, курсовая работа
Цель исследования : Раскрыть основные особенности физического развития детей в раннем возрасте.
Гипотеза исследования : Физическое воспитание детей раннего возраста создает благоприятные предпосылки физического развития организма.
Задачи:
1.Изучить научно методическую литературу по теме исследования .
2.Выявить анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста.
3 .Рассмотреть особенности двигательной активности детей раннего возраста.
Введение
Актуальность. Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребёнка. В период раннего детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Поэтому крайне важно
Я выбрала данную тему потому что считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте .
Таким образом, физического воспитания
детей имеет огромное значение для будущего
всего общества и цель физического воспитания
-- это создание всех необходимых и благоприятных
условий для будущего формирования здоровой
и физически крепкой личности. А потому
во время планирования и проведения работы
по физической культуре, необходимо учесть
возрастные анатомо-физиологические особенности
развития ребенка (чему посвящен I раздел
данной курсовой работы).
Создать все условия для нормального
физического развития детей. Следует
также заметить, что к развитию
ребенка нужно подходить
Объект исследования: Дети 1-3ЛЕТ
Предмет исследования: Методика развития физических качеств детей 1-3 лет
Цель исследования : Раскрыть основные особенности физического развития детей в раннем возрасте.
Гипотеза исследования : Физическое воспитание детей раннего возраста создает благоприятные предпосылки физического развития организма.
Задачи:
1.Изучить научно методическую литературу по теме исследования .
2.Выявить анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста.
3 .Рассмотреть особенности двигательной активности детей раннего возраста.
Методы: Теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников по физическому воспитанию детей раннего детского возраста, опрос в виде анкетирования; метод контрольных испытаний, методы математической статистики.
1.1Анатомо-физиологические
особенности развития
Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходят преобразования генотипических потенций в фенотипические проявления.
Под физическим развитием человека понимается комплекс морфо- функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, его структурно-механические качества и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент обследования
При анализе физического развития детей используют следующие показатели:
1.Соматометрические: длина, вес тела, окружность грудной клетки, рост сидя, длина туловища и конечностей.
2. Стоматоскопические: форма грудной клетки, спины, ног, стопы, осанка, рельеф и упругость мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, окрас слизистых, половое созревание .
3. Физиометрические: жизненная емкость легких, динамометрия кисти.
Признаки, характеризующие
физическое развитие человека, поддаются
количественному и
Уровень физического развития является хорошим признаком сопротивляемости организма, приспособляемости его, в связи с чем часто может служить объективным критерием проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста.
Степень физического развития позволяет в какой-то мере судить о функциональном состоянии органов и наоборот, нарушение функциональной способности органов влечет за собой изменения в физическом развитии
Признаки физического развития изменчивы. Они зависят как от унаследованных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.
Физическое развитие ребенка оценивается путем сравнения данных роста, массы тела, окружности грудной клетки с показателями этих же величин по стандартам для детей соответствующего пола и возраста.
В каждой стране разрабатываются сводные и оценочные таблицы физического развития детей и подростков с учетом возрастных, половых, территориальных особенностей.
В оценочных таблицах физического развития для каждого возраста и пола даются показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки. Ведущим признаком при оценке уровня физического развития детей раннего возраста является рост, который зависит от взаимодействия организма с окружающей средой. Вместе с тем для детей раннего возраста в силу менее длительного воздействия условий внешней среды эта закономерность выражена слабее.
Оценка каждого признака осуществляется на основе расчета среднего значения (М) и квадратического отклонения от этой средней. Для определения пропорциональности физического развития, оценивают каждый признак. Средним он считается в том случае, если фактическая величина отклоняется от среднего стандарта (М) в пределах плюс или минус 15; выше (ниже) среднего оценивают показатель, если фактическая величина больше (меньше) среднего стандарта (М) на величину в пределах от 15 до 25. Если расхождение фактических данных от среднего стандарта (М) превышают 25 со знаком плюс, тогда показатель оценивают как высокий, со знаком минус -как низкий.
Развитие считают
Физическое развитие ребенка идет скачкообразно.И.К.Кузьменкова проводила лонгитюдинальное наблюдение за ростом и развитием детей от периода новорожденности до 3-х лет жизни. На основании этого наблюдения было сделано следующее заключение: первый год жизни характеризуется интенсивным ростом ребенка. Наибольший прирост длины и массы тела приходится на первый квартал первого года жизни. На 2-м и 3-м году темпы нарастания этих показателей снижаются. Меняются пропорции тела: происходит брахикефализация головы, относительное укорочение туловища, удлинение конечностей, темпы нарастания показателей длины ноги преобладают над темпам нарастания длины руки. В тот период также меняется и осанка. Дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура, совершенствуется точность движений за счет развития мелких мышц кистей и пальцев
В первые 3 года жизни организма ребёнка, развитие идёт очень быстро и тем быстрее, чем меньше ребенок. Рост малыша в 1-й год жизни увеличивается с 49-50 до 73-75 см, т.е. на 23-25 см, в течение 2- 4 го года - в среднем на 10 см, а в течение 3-го года - уже только на 8 см.
Постепенно замедляясь, происходит и нарастание веса. При нормальном питании материнским молоком и при нормальном воспитании вес здорового ребенка в первые 3 месяца жизни увеличивается ежедневно на 25-28 грамм и ежемесячно на 800 грамм. К пятимесячному возрасту здоровый ребенок <%1 удваивает свой вес, к году - утраивает. Прибавка в массе на третьем году - около 2,8 кг. Средняя масса в 3 года - мальчика 15-16 кг, девочки - 14-16 кг. Данные о динамике весо-ростовых показателей дошкольников приведены в табл.1. Как видно из таблицы, наиболее интенсивное физическое развитие (по показателям роста и веса) приходится на возрастной период до трех лет.
Возрастные изменения роста
и веса у дошкольников
Возраст (год)
Рост(см)
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
1 74-79 73-78 10-11.5 9-11
2
3 91-101 91-99 15-16 14-16
4 98-107 95-106 15.5-18.9 14.4-17.9
Теоретический анализ данных литературы показал, что физическое развитие детей зависит от внешнесредовых факторов, к которым относятся и педагогические воздействия, связанные с использованием физических упражнений. Это важно и необходимо потому, что весь опыт отечественного здравоохранения, все достижения мировой науки свидетельствуют о том, что пассивное отношение к охране и формированию детского здоровья, надежда на естественные процессы роста и развития ни в коей мере не оправдываются.
Очень большие изменения происходят в центральной нервной системе. Если в первые месяцы нервные клетки головного мозга еще не представляют собой сформировавшихся центров (таких, как двигательный, зрительный и др.) то к трем годам их строение уже достаточно совершенно. А это обеспечивает способность сознательно реагировать на окружающую обстановку, совершенствовать движения, развивать речь. В этом возрасте малыш приобретает много полезных навыков и умений, у него сильно развиты эмоции.
Выносливость нервной системы значительно увеличивается, повышается и работоспособность. Он умеет сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время - до 10-15 минут. Он может уже больше бодрствовать и меньше спать. Поэтому с 1,5 лет ему достаточно спать днем только 1 раз.
Но в то же время особенности высшей нервной деятельности детей данного возраста таковы, что они не способны на длительное торможение (не могут долго находиться в одной и той же позе) и на длительное ожидание, быстро утомляются от однообразных действий, например, от ходьбы в одном направлении.
Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота пульса у 2-летнего составляет 110—115 ударов в минуту, у 3-летнего — 95—110. [11]
Совершенствуется опорно-
Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику. Увеличивается объем желудка: его емкость у годовалого ребенка равна 250 мл, у трехлетнего — 400 мл. Формируется жевательный аппарат, что позволяет хорошо справляться с плотной пищей. Практически диета трехлетнего малыша приближается к диете взрослого.
Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом возрастном росте почек объем мочевого пузыря к концу третьего года жизни увеличивается почти в 4 раза. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, хотя число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты, поэтому позыв к мочеиспусканию слабый. Не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки (если вы не пользуетесь памперсами), навык опрятности у большинства детей формируется к 3 годам, когда они своевременно реагируют на переполнение мочевого пузыря.
Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети уже готовы пользоваться туалетом, ещё не достигнув двухлетнего возраста, другие - только после 3 лет.
Информация о работе Физическое воспитание детей раннего возраста