Физическое воспитание детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 15:39, реферат

Описание работы

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха………………………………….……………………………………….…….4
2. Задачи физического воспитания глухих и слабослышащих детей………………………………………………………………………………...6
3. Роль речи в коррекционно-педагогическом процессе физического воспитания………………………………………………………………………….9
4. Формы и средства физического воспитания…………………………....……..10
5. Содержание и методы физического воспитания………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Судропедагогика.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха………………………………….……………………………………….…….4

2. Задачи физического воспитания глухих и слабослышащих детей………………………………………………………………………………...6

3. Роль речи в коррекционно-педагогическом процессе физического воспитания………………………………………………………………………….9

4. Формы и средства  физического воспитания…………………………....……..10

5. Содержание и методы  физического воспитания………………………………13

 Заключение…………………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную перестройку. На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей, их познавательной активности, уверенности в себе.

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

      Таким образом, актуальность данной темы определяется важной ролью физического воспитания детей - ведь успех последующей коррекционной работы с ребенком во многом может зависеть именно от состояния его двигательной, моторной стороны развития.

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха.

     Исследования физического и моторного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха (Р. Д. Бабенкова, А. А. Катаева, А. А. Коржова, Н. A. Pay, Л. В. Рябова, Г. В. Трофимова и др.) выявили некоторые особенности, обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. У слабослышащих и глухих детей недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году жизни у глухих детей отмечается отставание в сроках удержания головы, более позднее овладение ходьбой, однако задержка прямостояния компенсируется к одному году и двум-четырем месяцам.

      Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте. К этому возрасту дети часто не овладевают двигательным опытом в полной мере: не умеют прыгать, лазать, бегать. Движения таких детей недостаточно координированы, скованы и замедленны, у них отмечаются нарушения ориентации в пространстве и боязнь высоты. Так же, своеобразие развития отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Хотя в дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких изменений не происходит. Многим детям присущи нарушения мелкой моторики, что в дальнейшем отражается на становлении ведущего вида деятельности. Из-за нарушения слухового контроля самого себя, при движении ребенок производит излишний шум, неритмичные и замедленные движения. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движениях. Наблюдается асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышенная резкость движений.

      Отрицательное влияние на моторное развитие дошкольников с нарушениями слуха оказывает большой объем статических нагрузок, связанный с множеством занятий в детском саду и дома. Гиподинамия, по мнению Г. В. Трофимовой, является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных качеств, вызывает и усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у глухих и слабослышащих дошкольников.

      Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также имеет некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные ребенком заболевания, соматическая ослабленность. У этих детей отмечаются более низкие по сравнению со слышащими ребятами показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки (А. А. Коржова, Г. В. Трофимова). Для дошкольников с нарушенным слухом характерны мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства. В группе детей с нарушениями слуха отмечаются большие индивидуальные различия внутри одной возрастной группы. Вместе с тем в физическом и моторном развитии таких дошкольников отмечаются тенденции, характерные для слышащих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задачи физического  воспитания глухих и слабослышащих  детей.

      Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. В процессе работы по физическому воспитанию реализуются как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушениями слуха.

      Решение оздоровительных задач: укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию и закаливание организма предполагают систематический контроль за здоровьем детей со стороны педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских осмотров, правильную организацию режима дня в детском саду и дома. Чередование разных видов деятельности, занятий и отдыха способствует четкой работе организма. Режим каждой возрастной группы построен с учетом психофизических особенностей детей, в нем регламентировано время сна (11-часовой ночной сон и 1,5—2 часа днем), четырехразовое питание, утренние и вечерние прогулки, свободные игры детей (около 1,5 часа), занятия. Учитывая большее по сравнению с массовым детским садом число занятий и значительные статические нагрузки, особое значение приобретает контроль со стороны сурдопедагога и воспитателей за сменой видов деятельности на занятиях, включении в них подвижных игр, физминуток, фонетической ритмики и др.

      Образовательные задачи для детей пяти—семи лет: формирование правильных двигательных навыков всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье); развитие двигательных качеств (скоростных, скоростно-силовых, координации, равновесия); формирование знаний о способах выполнения движений, правилах подвижных игр.

      Формирование  основных движений и двигательных  качеств — одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более сложными движениями. 

      Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве. 

Для детей пяти—семи лет коррекционными задачами являются: формирование правильной осанки, преодоление боязни высоты, развитие быстроты реакции на звуковые сигналы, совершенствование ориентировки в пространстве и во времени, формирование ритмичности движений, согласованности действий рук и ног.

      Воспитательные задачи для детей пяти — семи лет: воспитание привычки к ежедневным занятиям физкультурой; развитие умения самостоятельно выполнять упражнения в детском саду и дома; воспитание интереса к занятиям спортивными упражнениями и играми, нравственно-волевых качеств (умение заниматься в коллективе, оказывать взаимопомощь, проявлять смелость, выдержку в играх, упражнениях), организаторских умений (умение организовать собственную двигательную деятельность, игры и соревнования в группе детей и т. п.).

      На протяжении всех лет обучения дошкольников с нарушенным слухом необходимо упражнять в быстром выполнении отдельных движений, проводить с ними игры, в которых требуется быстрая двигательная реакция; предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в непривычных, более сложных условиях; использовать упражнения, расширяющие возможности пространственной ориентировки детей.

      Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций воспитателем. В зависимости от возраста детей и этапа обучения они предъявляются устно и письменно (на табличках), устно-дактильно (в детском саду для глухих). По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой материал предъявляется устно. Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе подвижных игр, выполнения упражнений. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано и регламентировано воспитателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль речи  в коррекционно-педагогическом процессе  физического воспитания.

      Недостаточность речевого обеспечения у глухих приводит к более низкой по сравнению со слышащими эффективности учебно-педагогического процесса физического воспитания и к замедленной динамике становления двигательных умений и навыков. Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации, содержащей описание двигательных действий, умений, необходимых для последующей двигательной деятельности.

       Чаще всего речевые особенности проявляются у лиц с недостатками слуха: они получают сокращенный объем информации, поступающей в процессе обучения. Применение современных типов слуховой аппаратуры, внедрение и реализация развития остатков слуха способствуют положительному изменению данной ситуации. Словесная речь в физическом воспитании не является единственным носителем информации. Словесная речь выступает обычно как один из компонентов по своим информационным средствам сообщения. Весьма весомы и разнообразны в таких сообщениях наглядные компоненты.

      Отсутствие у учащихся слуха вызывает необходимость найти специальные формы сочетания наглядного и словесного обучения. Преподавание в основном ведется на основе показа и жестомимической формы общения.

       Глухие учащиеся владеют специфическими средствами общения — жестомимической и дактильной формами речи. Преподаватель всегда должен занимать положение лицом к ученикам. Немаловажным является и расстояние от учащихся до учителя. Это приобретает особое, решающее значение при считывании речевого материала с губ. Расстояние между говорящим и считывающим должно быть не менее 1—2 м. Удобнее всего, когда глаза читающего с губ находятся приблизительно на уровне рта говорящего, но можно сообщать учащимся речевой материал в чтении с губ и в других положениях.

 

 

4. Формы и средства  физического воспитания.

      Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию.

      Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Перед началом выполнения упражнений важно создать у детей хорошее настроение, можно использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи). Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки и др.). Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.

      Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. Игры между занятиями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех.

     Организация игр на прогулке зависит от времени года и состояния погоды. Необходимо также учитывать характер предшествующей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр.   В дождливую погоду организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок можно широко использовать бессюжетные игры; в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, футбол, бадминтон и др.

Информация о работе Физическое воспитание детей с нарушением слуха