Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 15:39, реферат
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха………………………………….……………………………………….…….4
2. Задачи физического воспитания глухих и слабослышащих детей………………………………………………………………………………...6
3. Роль речи в коррекционно-педагогическом процессе физического воспитания………………………………………………………………………….9
4. Формы и средства физического воспитания…………………………....……..10
5. Содержание и методы физического воспитания………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………………16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности физического
развития детей с нарушениями слуха………………………………….……………………………
2. Задачи физического воспитания
глухих и слабослышащих детей…………………………………………………………………
3. Роль речи в коррекционно-педагогическом
процессе физического воспитания……………………………………………………
4. Формы и средства
физического воспитания……………………
5. Содержание и методы
физического воспитания……………………
Заключение…………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную перестройку. На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей, их познавательной активности, уверенности в себе.
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.
Таким образом, актуальность данной темы определяется важной ролью физического воспитания детей - ведь успех последующей коррекционной работы с ребенком во многом может зависеть именно от состояния его двигательной, моторной стороны развития.
Исследования физического и моторного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха (Р. Д. Бабенкова, А. А. Катаева, А. А. Коржова, Н. A. Pay, Л. В. Рябова, Г. В. Трофимова и др.) выявили некоторые особенности, обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. У слабослышащих и глухих детей недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году жизни у глухих детей отмечается отставание в сроках удержания головы, более позднее овладение ходьбой, однако задержка прямостояния компенсируется к одному году и двум-четырем месяцам.
Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте. К этому возрасту дети часто не овладевают двигательным опытом в полной мере: не умеют прыгать, лазать, бегать. Движения таких детей недостаточно координированы, скованы и замедленны, у них отмечаются нарушения ориентации в пространстве и боязнь высоты. Так же, своеобразие развития отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Хотя в дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких изменений не происходит. Многим детям присущи нарушения мелкой моторики, что в дальнейшем отражается на становлении ведущего вида деятельности. Из-за нарушения слухового контроля самого себя, при движении ребенок производит излишний шум, неритмичные и замедленные движения. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движениях. Наблюдается асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышенная резкость движений.
Отрицательное влияние на моторное развитие дошкольников с нарушениями слуха оказывает большой объем статических нагрузок, связанный с множеством занятий в детском саду и дома. Гиподинамия, по мнению Г. В. Трофимовой, является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных качеств, вызывает и усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у глухих и слабослышащих дошкольников.
Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также имеет некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные ребенком заболевания, соматическая ослабленность. У этих детей отмечаются более низкие по сравнению со слышащими ребятами показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки (А. А. Коржова, Г. В. Трофимова). Для дошкольников с нарушенным слухом характерны мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства. В группе детей с нарушениями слуха отмечаются большие индивидуальные различия внутри одной возрастной группы. Вместе с тем в физическом и моторном развитии таких дошкольников отмечаются тенденции, характерные для слышащих детей.
2. Задачи физического
воспитания глухих и
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. В процессе работы по физическому воспитанию реализуются как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушениями слуха.
Решение оздоровительных задач: укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию и закаливание организма предполагают систематический контроль за здоровьем детей со стороны педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских осмотров, правильную организацию режима дня в детском саду и дома. Чередование разных видов деятельности, занятий и отдыха способствует четкой работе организма. Режим каждой возрастной группы построен с учетом психофизических особенностей детей, в нем регламентировано время сна (11-часовой ночной сон и 1,5—2 часа днем), четырехразовое питание, утренние и вечерние прогулки, свободные игры детей (около 1,5 часа), занятия. Учитывая большее по сравнению с массовым детским садом число занятий и значительные статические нагрузки, особое значение приобретает контроль со стороны сурдопедагога и воспитателей за сменой видов деятельности на занятиях, включении в них подвижных игр, физминуток, фонетической ритмики и др.
Образовательные задачи для детей пяти—семи лет: формирование правильных двигательных навыков всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье); развитие двигательных качеств (скоростных, скоростно-силовых, координации, равновесия); формирование знаний о способах выполнения движений, правилах подвижных игр.
Формирование
основных движений и
Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве.
Для детей пяти—семи лет коррекционными задачами являются: формирование правильной осанки, преодоление боязни высоты, развитие быстроты реакции на звуковые сигналы, совершенствование ориентировки в пространстве и во времени, формирование ритмичности движений, согласованности действий рук и ног.
Воспитательные задачи для детей пяти — семи лет: воспитание привычки к ежедневным занятиям физкультурой; развитие умения самостоятельно выполнять упражнения в детском саду и дома; воспитание интереса к занятиям спортивными упражнениями и играми, нравственно-волевых качеств (умение заниматься в коллективе, оказывать взаимопомощь, проявлять смелость, выдержку в играх, упражнениях), организаторских умений (умение организовать собственную двигательную деятельность, игры и соревнования в группе детей и т. п.).
На протяжении всех лет обучения дошкольников с нарушенным слухом необходимо упражнять в быстром выполнении отдельных движений, проводить с ними игры, в которых требуется быстрая двигательная реакция; предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в непривычных, более сложных условиях; использовать упражнения, расширяющие возможности пространственной ориентировки детей.
Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций воспитателем. В зависимости от возраста детей и этапа обучения они предъявляются устно и письменно (на табличках), устно-дактильно (в детском саду для глухих). По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой материал предъявляется устно. Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе подвижных игр, выполнения упражнений. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано и регламентировано воспитателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.
3. Роль речи
в коррекционно-педагогическом
Недостаточность речевого обеспечения у глухих приводит к более низкой по сравнению со слышащими эффективности учебно-педагогического процесса физического воспитания и к замедленной динамике становления двигательных умений и навыков. Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации, содержащей описание двигательных действий, умений, необходимых для последующей двигательной деятельности.
Чаще всего речевые особенности проявляются у лиц с недостатками слуха: они получают сокращенный объем информации, поступающей в процессе обучения. Применение современных типов слуховой аппаратуры, внедрение и реализация развития остатков слуха способствуют положительному изменению данной ситуации. Словесная речь в физическом воспитании не является единственным носителем информации. Словесная речь выступает обычно как один из компонентов по своим информационным средствам сообщения. Весьма весомы и разнообразны в таких сообщениях наглядные компоненты.
Отсутствие у учащихся слуха вызывает необходимость найти специальные формы сочетания наглядного и словесного обучения. Преподавание в основном ведется на основе показа и жестомимической формы общения.
Глухие учащиеся владеют специфическими средствами общения — жестомимической и дактильной формами речи. Преподаватель всегда должен занимать положение лицом к ученикам. Немаловажным является и расстояние от учащихся до учителя. Это приобретает особое, решающее значение при считывании речевого материала с губ. Расстояние между говорящим и считывающим должно быть не менее 1—2 м. Удобнее всего, когда глаза читающего с губ находятся приблизительно на уровне рта говорящего, но можно сообщать учащимся речевой материал в чтении с губ и в других положениях.
4. Формы и средства физического воспитания.
Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию.
Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Перед началом выполнения упражнений важно создать у детей хорошее настроение, можно использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи). Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки и др.). Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.
Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. Игры между занятиями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех.
Организация игр на прогулке зависит от времени года и состояния погоды. Необходимо также учитывать характер предшествующей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок можно широко использовать бессюжетные игры; в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, футбол, бадминтон и др.
Информация о работе Физическое воспитание детей с нарушением слуха