Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:10, реферат

Описание работы

Мы посвящаем работу рекомендациям лечебной гимнастики детям не во время острых заболеваний — этим занимаются методисты лечебной физкультуры в больницах и поликлиниках. Мы хотим помочь родителям организовать в домашней обстановке правильное физическое воспитание детей, перенесших в недалеком прошлом заболевания сердца, легких, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, и, кроме того, детей, ничем не болеющих, но физически слабо развитых, худых, бледных, а иногда и чрезмерно полных, постоянно жалующихся на слабость и утомление.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Влияние физических упражнений на организм учащихся
с ослабленным здоровьем…………………………………………………….….4
Глава 2. Принципы комплектования медицинских групп……………………..6
Глава 3. Методика и особенности занятий по физическому воспитанию в СМГ
Список используемой литературы……………………………………………9

Файлы: 1 файл

С ослаб здоровьем.docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

                               Министерство образования и науки РФ 

Новосибирский государственный университет

экономики и управления – «НИНХ»

Институт менеджмента

 

Кафедра          физической культуры и спорта                  

              (наименование кафедры)

 

 

Учебная  дисциплина: «физическая культура»

 

Тема курсовой работы: «физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем»

 

Номер группы: БГМУ-22

 

Наименование специальности: Государственное и муниципальное управление

 

Номер зачетной книжки: 122279

 

Фамилия, имя, отчество студента: Кравцова Оксана Андреевна

 

 

Дата регистрации кафедрой: «_____» __________________ 20__ г.

 

Проверил: ________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество  преподавателя)

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2014

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Влияние физических упражнений на организм учащихся

с ослабленным здоровьем…………………………………………………….….4

Глава 2. Принципы комплектования медицинских групп……………………..6

Глава3. Методика и особенности занятий по физическому воспитанию в СМГ

Список используемой литературы……………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Обучение в детей  увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной активности, и увеличиваются статические напряжения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний

К врачам специалистам по лечебной физкультуре, часто обращаются родители детей, перенесших в раннем детстве самые разнообразные заболевания или страдающих какой-нибудь хронической болезнью в настоящее время. 
Всякое заболевание дезорганизует нормальную жизнедеятельность организма. Ограничение движений всегда весьма тяжело воспринимается детьми, так как потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, его нормального формирования и развития. 
Восполнение у детей дефицита движений при помощи физических упражнений является одной из главных задач лечебной физкультуры. 
Естественно, что в каждой семье, в которой растут дети, ослабленные физически или перенесшие те или иные заболевания, необходимо организовать правильное физическое воспитание своего ребенка дома. Родители должны уметь полноценно использовать средства физической культуры в лечебно-оздоровительных целях. 
Существует много практических советов о правильном физическом воспитании ребенка. 
Рекомендации массажа и гимнастики при рахите, кривошее и косолапости относятся к детям раннего возраста, преимущественно до трех лет. Лечебная гимнастика при болезнях сердца, легких и заболеваниях опорно-двигательного аппарата — к дошкольникам и школьникам. 
Естественно, что возрастные отличия должны учитываться при дозировке упражнений, степени сложности их и выработке навыков сочетания дыхания с движениями. 
Чем младше дети, тем меньше следует требовать от них четкости и чистоты в выполнении упражнений. 
Рекомендуемые при различных заболеваниях специальные. упражнения должны применяться только в сочетании с общеразвивающими физическими упражнениями. 
Важнейшей физиологической особенностью детского организма является чрезвычайная пластичность его нервной системы. У детей при правильном двигательном режиме особенно быстро развиваются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливаются нервные рёгуляции, нарушенные патологическим процессом. 
 
Полное освобождение от занятий физическими упражнениями допускается только как временная мера и оправдано лишь при острых заболеваниях. 
Мы посвящаем раздел рекомендациям лечебной гимнастики детям не во время острых заболеваний — этим занимаются методисты лечебной физкультуры в больницах и поликлиниках. Мы хотим помочь родителям организовать в домашней обстановке правильное физическое воспитание детей, перенесших в недалеком прошлом заболевания сердца, легких, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, и, кроме того, детей, ничем не болеющих, но физически слабо развитых, худых, бледных, а иногда и чрезмерно полных, постоянно жалующихся на слабость и утомление. 

Глава 1. Влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем

На основании данных медицинского осмотра о состоянии здоровья и физического развития учащиеся распределяются на медицинские группы( основную, специальную,подготовительную) для занятий физической культурой.

 

Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следующие разделы: детальный опрос родителей обследуемого ученика с целью уточнения характера и клинического течения, ранее перенесенных заболеваний (их продолжительность, осложнения), оценка общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности ребенка. По полученным результатам обследования, производится комплектация школьников по группам. Выделяют три группы здоровья в общеобразовательной школе (Н.Б.Тамбиан, 1988).

Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.

Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можнс использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время и другие формы занятий.

Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК).

Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях (в периоды между приступами ревматизма, при хроническом воспалении легких и др.) у школьников, отнесенных к специальной группе, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной других систем. Поэтому для них можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний.

При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата (паралич парезы и пр.), а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой.

При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания. Примерные показания приведены в таблице

В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру.

При некоторых заболеваниях противопоказаны занятия в неблагоприятных метеорологических условиях. Так, при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно, методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета (невосприимчивости организма к болезням) и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды.

Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную должен производиться совместно врачом и учителем — при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Принципы комплектования медицинских групп

 

Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

В некоторых школах допускается практика совместных занятий школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учащимися основной и подготовительной групп. Такие занятия малоэффективны. Дети этой группы обычно малоподвижны, не решаются выполнить ряд упражнений, стесняются на занятиях, движения делают неуверенно и робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек.

В других школах при медицинских осмотрах часть детей освобождают от занятий, но в часы уроков физического воспитания предоставляют их самим себе и нередко за эти 40 мин они подвергаются гораздо большей физической нагрузке, чем та, которую они могли бы получить на уроке (С.Ф.Цвек, В.С. Язловский, 1983).

В некоторых случаях ученикам, которым запрещено заниматься физкультурой, разрешают наблюдать за занятиями своих товарищей. Иногда такие дети участвуют в подготовительной части урока физкультуры, от основной части урока их освобождают, и они включаются в занятия только в конце урока, что резко повышает их физическую нагрузку. Все перечисленные методы являются неправильными. Они часто угнетающе действуют на психику детей. Поэтому занятия по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем следует проводить отдельно от других школьников, что щадит их психику и освобождает от излишнего напряжения.

Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года. Наполняемость групп – 10-15 человек.

Антропометрические данные (рост, масса, окружность грудной клетки, спирометрия, динамометрия и др.), данные функциональных проб (ортостатическая и клиностатическая пробы, пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе, пробы на скорость активных движений; пульс, частота дыхания, артериальное давление до и после 10 приседаний за 15 с и время восстановления) заносятся в личную карточку перед началом занятий и периодически (один раз в квартал) определяются в процессе занятий.

Повторные антропометрические и функциональные измерения позволяют следить за динамикой физического развития школьников, учитывать и оценивать влияние на организм учащегося систематических занятий, контролировать учебный процесс. Перед началом занятий необходимо собрать детей, которые относятся к специальной группе, вместе с родителями и педагогическим коллективом (директор, классные руководители), провести беседу с ними о профилактическом значении физкультуры, о режиме дня, гигиенической гимнастике, закаливании и организации быта школьников. В заключение организовать показательные выступления лучших спортсменов школы и детей специальной группы, которые уже занимались физкультурой продолжительное время и достигли успехов. Все эти мероприятия помогут убедить родителей в том, что их дети могут стать сильными, ловкими и здоровыми, если они и в домашней обстановке будут выполнять требования школы в отношении правильного ведения режима дня.

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы — А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа А — школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.

Подгруппа Б — школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Глава . Методика и особенности занятий по физическому воспитанию в СМГ

Схема построения уроков СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.

Вводная часть (15-20 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться очень осторожно и постепенно, на основе гибкого и рационального применения средств и упражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В вводную часть должны войти такие элементы, как построение, опрос о самочувствии, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, бег в медленном темпе, упражнения на гимнастической скамейке.

В основной части урока (15-20 минут) школьники овладевают основными двигательными навыками, получают оптимальную физическую нагрузку и оптимальное напряжение. Решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования общей координации движений, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся. Круг этих средств должен быть широк и разнообразен.

Большое значение при этом приобретает подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий, использование естественных сил природы.

Упражнения для общего развития мышечной системы, гибкости и силы могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач.

Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учащихся движения на координацию следует разучивать в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей.

Информация о работе Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем