Физическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

Приучать ребенка к спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности - в частности, психики. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей.

Содержание работы

Ведение 3
Глава 1. Начальное ознакомление детей с физическим воспитанием 5
Глава 2. Совместные занятия физической культурой детей и родителей 9
Глава 3. Физическое воспитание ребенка, спортивные занятия 12
Глава 4. Инвентарь и место для спортивных занятий 20
Заключение 22
Используемая литература 23

Файлы: 1 файл

ФИЗ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ (физкультура).docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

 

 


 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т


 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: Физическая культура

НА  ТЕМУ:  «Физическое воспитание детей в семье»


 

 

 

Студент

Курс  третий

Группа 

Преподаватель


 

 

 

 

 

 

Оглавление

Ведение 3

Глава 1. Начальное ознакомление детей с физическим воспитанием 5

Глава 2. Совместные занятия физической культурой детей и родителей 9

Глава 3. Физическое воспитание ребенка, спортивные занятия 12

Глава 4.  Инвентарь и место для спортивных занятий 20

Заключение 22

Используемая литература 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

В своём реферате я хочу рассказать о важности физического  воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры – предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость.

Приучать  ребенка к спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям  пример активной, интересной и подвижной  жизни. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В  младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем  общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят  о развитии других сторон личности - в частности, психики. А поскольку  движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного  развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто  забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь  двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного  роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Результаты последних исследований подтверждают, что в цивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных  квартирах, темп современной жизни  вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) - все это требует  крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

Нам не остановить стремительный темп жизни; всевозрастающие  требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное  с этим нарушение естественного  образа жизни будет закономерно  сказываться на наших детях. Чем  более крепким здоровьем и  хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся  к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков  ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств являются первоочередной задачей  матери и отца еще до поступления  ребенка в школу.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Начальное  ознакомление детей с физическим воспитанием

Физическое  воспитание – составная часть  интеллектуального, нравственного  и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем  и во время занятий повторять  упражнения до тех пор, пока ребенку  не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом следует учитывать возраст  ребенка, его возможности. Во время  занятий ценятся главным образом  те упражнения, которые ребенок выполняет  с радостью, без нажима со стороны  взрослых, не подозревая о том, что  подчиняется их желаниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует  от родителей большого терпения и  самообладания.

Не должно возникать ссор и споров, которые  могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического  воспитания.

Воспитывать спортивные наклонности нужно с  раннего детства. Важно обострить  у ребенка чувство «мышечной  радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого  человека от рождения. Но длительный малоподвижный  образ жизни может привести к  почти полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

Занятия физической культурой также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния подростка.

Родителям необходимо изучать стадии физического развития ребенка, а также его возрастные и индивидуальные особенности. Рост и развитие ребенка – сложный  процесс, одним из компонентов которого является развитие движений. Как правильно подобрать упражнения, в какой последовательности их выполнять, как познакомить с ними ребенка и приступить к разучиванию, сколько раз их повторять – родители могут правильно ответить на все эти вопросы только на основе тщательного изучения и глубокого знания индивидуальных особенностей своего ребенка.

Ребенок развивается  неравномерно. Ориентиром может служить  возраст, однако в двигательном развитии ребенок может опережать свой возраст или, наоборот, отставать. Поэтому  родители должны не ограничиваться только данными возрастной группы, а внимательно  отбирать движения, предпочитая те, к которым ребенок готов: либо возвращаться к задачам для детей  младшего возраста, либо, напротив, предоставить свободу движений ребенку, который  по развитию перегнал свой возраст.

Правильно подобранные  упражнения с эмоциональным зарядом, которые дети выполняют с увлечением, положительно влияют на эмоциональное, эстетическое и этическое воспитание ребенка. В наше время, которое психологи  называют зачастую временем нарастающей  отчужденности детей, очень важно  найти средства, способствующие созданию теплой, домашней атмосфере, внушающие  ребенку чувство уверенности  и безопасности, убеждающие его в  родительской любви и взаимопонимании. Хорошо продуманные занятия родителей  с ребенком являются одним из таких  средств.

С медицинской  и педагогической точки зрения развитие ребенка может разделить на следующие  этапы:

грудной возраст  – до 1 года,

младший возраст  – от 1 года до 3 лет,

дошкольный  возраст – от 3 до 6 лет,

школьный  возраст – от 6 до 17лет.

Забота о  двигательном развитии ребенка столь  же важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный  сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая  одежда.

Грудной возраст (до 1 года)

Процесс развития двигательных навыков у ребенка  в течение 1-го года жизни хорошо изучен.

На первом месяце жизни ребенок должен самостоятельно двигаться.

В 2 – 3 месяца кладите ребенка на животик, берите его на руки и, показывая игрушку, стимулируйте движения мышц шеи.

В 4 – 6 месяцев  к уже освоенным движениям  добавляйте переворот ребенка на бок и на животик.

В 7 – 9 месяцев  побуждайте ребенка ползать, сидеть и стоять, а некоторых детей  уже можно учить ходить, держась  за какую-либо опору.

В 10 – 12 месяцев  продолжайте развивать у ребенка  умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а затем побуждайте его к первым самостоятельным  шагам.

Здоровые  дети в годовалом возрасте, как  правило, умеют ходить с помощью взрослого или же держась за мебель, а некоторые – и самостоятельно. Дети начинают ходить около 9 мес. или более поздно.

Младший возраст (от 1 года до 3 лет)

На 2-ом году жизни  главная задача родителей – поддерживать врожденное стремление ребенка к  разнообразным движениям, учить  его менять позы и положения.

На 3-ем году жизни  интенсивно развивается подвижность  рук и ног, ребенок набирает силы. Задача родителей – способствовать всестороннему развитию у ребенка  умение ходить, бегать, прыгать и  т.д.

Дошкольный  возраст (от 3 до 6 лет)

На 4-ом году жизни  задача родителей вырабатывать у  ребенка правильную осанку и легкую, красивую походку.

На 5-ом году жизни  ребенок быстро ориентируется в  новых ситуациях, в состояние  выполнять ритмические движения.

На 6-ом ребенок  должен показать, что им освоены  все основные виды движений. Его  умственно и физически нужно  приготовить к школьной работе. Чтобы  всего этого достичь следует  в течение дошкольного периода  систематически направлять двигательную активность.

Школьный  возраст (от 6 до 17 лет)

Ребенок приобщается  к более серьезным подвижным  командным играм – футбол, баскетбол, волейбол и др. Этот возраст наибольшей активности у детей, поэтому многие родители грамотно распределяют нагрузки своего ребенка, сочетая школьные занятия  и досуг ребенка. Они записывают своих детей на различные спортивные кружки и занятия: плаванье, танцы, футбол, теннис, восточные единоборства.

Конечно, это всего лишь краткая характеристика первых шагов к физическому воспитанию. Важно: уметь сделать их правильно, во всем помогая и направляя ребенка.

 

 

Глава 2. Совместные занятия физической культурой детей и родителей

Родители  считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по–настоящему используют для этого  возможности физической культуры. И  сами родители в большинстве своем  самокритично оценивают свое участие  в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые  мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры – все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время.

Важен выбор  цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время  года, в применение к возможностям подростка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.

Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше  узнать ребенка, создают и укрепляют  в семье обстановку взаимного  внимания и делового содружества, столь  необходимую для решения любых  воспитательных задач.

Совместные  занятия приносят следующие положительные результаты:

- пробуждают  у родителей интерес к уровню  «двигательной зрелости» детей  и способствуют развитию у  детей двигательных навыков в  соответствии с их возрастом  и способностями;

- углубляют  взаимосвязь родителей и детей;

- предоставляют  возможность позаниматься физкультурой  за короткий отрезок времени  не только ребенку, но и взрослому:  родитель показывает ребенку  те или иные упражнения и  выполняет большинство из них  вместе с ним;

- позволяют  с пользой проводить то свободное  время, которое мать или отец  посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию  ребенка.  Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них – не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора.  Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора. Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований – они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре.  

А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив  во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче.

Информация о работе Физическое воспитание детей в семье