Физическое воспитание и умственная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Прежде всего, умственный труд в наибольшей мере лишен усиленной работы мышц. Известно, что мышечная деятельность представляет собой незаменимое воздействие, способное стимулировать психические функции организма и его эмоциональное состояние. Это влияние было известно еще в античном мире, где возникло утверждение: «В здоровом теле - здоровый дух». Полноценная деятельность мозга, высокая психическая работоспособность, точные и тонкие впечатления об окружающем, правильные суждения, равно как и способность к верным, логически обоснованным умозаключениям, возможны лишь при нормальном функционировании организма, отлаженной работе внутренних органов.

Содержание работы

Введение 3
1. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности 3
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 3
3. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление 3
Заключение 3
Список используемой литературы 3

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ-Физкультура-Физическое воспитание и умственная деятельность.docx

— 36.12 Кб (Скачать файл)

Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано  с тем, что помимо анаэробных реакций  энергообеспечения мышечной деятельности разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это  увеличивает (вплоть до полного удовлетворения потребности) поступление кислорода  к работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной  мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления  кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При этом часть потребляемого кислорода  используется на окислительный ресинтез АТФ, КФ и углеводов.

При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно  уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на деятельности нервных  центров, мышц и других работающих органов. Чтобы восполнить израсходованные  углеводные запасы организма в процессе длительных забегов и проплывов, предусматривается специальное  питание растворами сахара, глюкозы, соками.

Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собою стереотипно  следующие фазы движений с четким завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую  координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера). Успешность выполнения этих упражнений связана  с проявлением либо максимальной силы, либо скорости, либо сочетания  того и другого и зависит от необходимого уровня функциональной готовности систем организма в целом.

К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические  факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных  сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и  деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных  привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические  занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной  деятельности снимают нервно-психические  напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма  при напряженной учебной работе.

 

3. Утомление  при физической и умственной  работе. Восстановление

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ  и энергии, что положительным  образом сказывается на умственной и физической работоспособности  человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов  деятельности в организме развивается  особое состояние, называемое утомлением.

Утомление - это «функциональное  состояние, временно возникающее под  влиянием продолжительной и интенсивной  работы и приводящее к снижению ее эффективности». Утомление проявляется  в том, что уменьшается сила и  выносливость мышц, ухудшается координация  движений, возрастают затраты энергии  при выполнении работы одинакового  характера, замедляется скорость переработки  информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением  усталости, и в то же время оно  служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным  биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее  в процессе упражнения, это еще  и стимулятор, мобилизующий как резервы  организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при  физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться  в короткий промежуток времени, и  хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций  организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности  из-за того, что включаются резервные  возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма  исчерпаны и работоспособность  явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная  организация труда, чрезмерное нервно-психическое  и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечнососудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав  его физическую, умственную и эмоциональную  активность.

Профилактике и отдалению  умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической  активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что  привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться  на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Восстановление - «процесс, происходящий в организме после прекращения  работы и заключающийся в постепенном  переходе физиологических и биохимических  функций к исходному состоянию». Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса  после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме  как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.

В восстановительном периоде  преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного  уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для  повышения тренированности организма  и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Схематически процесс  восстановления можно представить  в виде трех взаимодополняющих звеньев:

1) Устранение изменений и нарушений в системах нейрогуморального регулирования;

2) Выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения;

3) Устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения  могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые  обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.

Различают раннюю и позднюю  фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается  через несколько минут после  легкой работы, после тяжелой - через  несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой  пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться  фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного  бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько  часов стабилизируется частота  сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных  реакций возвращаются к исходному  уровню спустя сутки и более; у  марафонцев основной обмен восстанавливается  спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы  сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными  средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный  критерий положительной динамики восстановительных  процессов - готовность к повторной  деятельности, а наиболее объективным  показателем восстановления работоспособности  служит максимальный объем повторной  работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных  процессов при организации занятий  физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок. Повторные  нагрузки целесообразно выполнять  в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Так, после скоростного  бега на 60-80 м кислородный долг ликвидируется  в течение 5-8 мин. Возбудимость же центральной  нервной системы в течение  этого времени сохраняется на высоком уровне. Поэтому оптимальным  для повторения скоростной работы будет  интервал в 5-8 мин.

Чтобы ускорить процесс  восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). Он показал, к примеру, что утомленная конечность восстанавливается ускоренно не при пассивном отдыхе, а при работе другой конечностью. 

Заключение

В наш век атома и  кибернетики умственный труд все  больше вытесняет физический или  тесно сливается с ним. Но, как  я постаралась показать, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека.

«Всю мою жизнь, - писал И.П.Павлов, - я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками».

Основатель дела физического  воспитания в России выдающийся врач педагог П.Ф.Лесграф неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности – «тела и духа» рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека. «Такое нарушение гармони - писал он, - не остается безнаказанным - оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».

Многие считают, что поддерживать высокую умственную работоспособность помогает специальная «гимнастика мозга». Речь идет о так называемой стойке на голове. Это упражнение в сочетании с ритмичным сгибанием и разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах не только усиливает приток крови к клеткам мозга, укрепляет сосуды, но еще и способствует оттоку венозной крови от нижних конечностей и тазовых органов, т.е. является важным средством профилактики варикозного расширения вен, геморроя, почечнокаменной болезни.

 

Список используемой литературы

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений - М.: Лань, 2004год.
  2. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов./ Под. ред. В.И. Ильинича. - М.:Гардарики,1999 год.
  3. Физическая культура. Учебное пособие/ Под ред. В.А. Коваленко. – М.: АСВ, 2000 год.
  4. Физическое воспитание студентов: Тексты лекций / С.К.Городилин, В.В.Руденик. – Гродно: ГрГУ, 2002год.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000год.

 


Информация о работе Физическое воспитание и умственная деятельность