Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:46, реферат
Процесс физического воспитания инвалидов с нарушениями функций спинного мозга может состоять из трех ступеней, характеризующих состояние двигательной сферы этих лиц. Каждая из ступеней представляет собой определенный качественный уровень двигательных возможностей инвалидов в возрастном аспекте: а) низкий уровень, б) средний уровень, в) высокий уровень.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новокузнецкий институт (филиал)
государственного образовательного бюджетного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра физической культуры и спорта
Реферат на тему:
Физическое воспитание инвалидов
Выполнил: студент группы Ф-102
Камбалина К. И.
Проверил: Звягинцев М. В.
Новокузнецк 2012
Структура и содержание физического воспитания инвалидов
Процесс физического воспитания инвалидов с нарушениями функций спинного мозга может состоять из трех ступеней, характеризующих состояние двигательной сферы этих лиц. Каждая из ступеней представляет собой определенный качественный уровень двигательных возможностей инвалидов в возрастном аспекте: а) низкий уровень, б) средний уровень, в) высокий уровень.
Этот процесс может включать в себя четыре взаимосвязанных
раздела: 1) знания. 2) умения, 3) требования к двигательному режиму, 4) виды испытаний и нормы. Раздел знаний состоит из четырех тем:
1) физическая культура—важнейший составной компонент жизнедеятельности человека;
2) физическая культура как одно из основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов;
3) место физической культуры и спорта в решении проблемы социальной, бытовой и профессиональной реабилитации;
4) сознательное активное отношение инвалидов к физическому воспитанию—фактор, определяющий успех реабилитационных мероприятий.
Раздел умений предусматривает:
владение практическими навыками применения различных средств и форм физической культуры в режиме учебы, труда и отдыха;
умение применять физические упражнения для коррекции двигательной сферы с целью обеспечения возможности бытовой и трудовой деятельности;
особенность применения гигиенических и закаливающих процедур, средств самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Раздел требований к двигательному режиму определяет минимальный недельный объем физических упражнений, который рекомендуется выполнять при подготовке к выполнению норм и обеспечит достижение физического совершенства по уровням качественных групп.
Раздел видов испытаний и норм состоит из видов испытаний (тестов), позволяющих определить разностороннее развитие физических качеств инвалидов и степень овладения ими прикладными бытовыми и трудовыми навыками, а также из нормативов, с помощью которых оценивается фонд жизненно важных двигательных навыков и умений, уровень развития физических качеств инвалида (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) в соответствии с его возрастом, полом, уровнем и степенью поражения позвоночника и спинного мозга.
В результате нарушений функций спинного мозга в различных отделах происходит ущемление двигательной сферы человека, коррекция которой должна осуществляться педагогическим путем — обучение двигательным действиям, воспитание основных двигательных способностей. Обучение двигательным действиям является одним из важнейших вопросов двигательной адаптации инвалидов к бытовой и производственной деятельности, следовательно, программа физического воспитания инвалидов должна включать принципиальные вопросы обучении двигательным действиям. В свете современных теоретических и практических представлений о формировании двигательных умений и навыков, составляющих фонд жизненно важных двигательных действий, процесс обучения необходимо .рассматривать как целостную педагогическую систему, состоящую из трех подсистем, которые отражают структуру и содержание реализации системы педагогических факторов.
1. Этап начального изучения, двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов:
а) сформировать у инвалидов общее представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;
б) научить частям техники изучаемого двигательного действия;
в) сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия;
г) устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия.
Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения:
метод наглядной демонстрации;
словесный метод;
практические методы обучения, которые реализуются в двух основных направлениях — метод строго регламентированного упражнения, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененнно-конструктивным способом и целостным способом; метод частично-регламентированного упражнения — использование разнообразных форм игровой и соревновательной деятельности в целях изучения новых видов двигательной деятельности инвалидов.
При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчлененно-конструктивного упражнения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесных методов.
2. Этап углубленного изучения инвалидами двигательных действий:
а) углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных действий;
б) уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам;
в) усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия;
г) сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия.
Для решения поставленных задач применяется изложенный выше комплекс при преимущественном значении практических методов обучения— расчлененно-конструктивного и целостного упражнения.
3. Этап совершенствования (закрепления навыка выполнения двигательного действия):
а) закрепить навык техники изучаемого двигательного действия;
б) реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;
в) расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;
г) сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.
Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения при преимущественном значении практических методов обучения.
В процессе физического воспитания инвалидов одной из ведущих задач является воспитание их двигательных способностей.
Сила. В процессе воспитания силовых способностей инвалидов целесообразно применять методы:
максимальных усилий;
непредельных усилий с большим количеством повторений;
соревновательный и игровой (включение упражнений силового характера).
Быстрота как двигательное качество может быть развита методами:
повторным;
повторно-прогрессирующим;
переменного упражнения;
игровым и соревновательным.
Выносливость может быть развита с помощью методов:
равномерного упражнения;
непрерывного упражнения;
повторного упражнения;
переменного упражнения;
игрового и соревновательного.
Гибкость развивается с помощью методов:
- локального (упражнения направлены на развитие размаха движений в отдельно взятом суставе);
- интегрального (упражнения направлены на развитие размаха движений в системе суставов, дающих возможность изменять положение тела в зависимости от двигательной ситуации);
- игрового и соревновательного.
Ловкость может быть развита с помощью специальных упражнений, направленных на:
а) дифференцирование мышечных усилий;
б) совершенствование способности дифференцировать пространство;
в) дифференцирование движений во времени;
г) совершенствование функций равновесия;
д) сочетание дозированного напряжения и расслабления.
Классификация упражнений, применяемых в процессе физического воспитания инвалидов
Физические упражнения, применяемые в процессе физического воспитания инвалидов с нарушениями функций спинного мозга, по данным литературных источников, классифицируются по разным основаниям. Существуют следующие признаки:
по преимущественному проявлению двигательных способностей:
а) упражнения силового характера;
б) упражнения скоростного характера;
в) упражнения скоростно-силового характера;
г) упражнения для развития общей и специальной выносливости;
д) упражнения для развития гибкости;
е) упражнения для развития ловкости;
по биомеханическому признаку:
а) физические упражнения циклического характера;
б) физические упражнения ациклического характера;
в) двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера;
по историческому признаку:
а) гимнастические упражнения;
б) плавание;
в) спортивные и подвижные игры;
г) туризм и экскурсии;
д) элементы тяжелой атлетики и атлетической гимнастики;
е) элементы легкой атлетики;
ж) ориентирование.
Основными формами физического воспитания инвалидов с нарушениями функций спинного мозга являются:
1. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм, коррекционные занятия с использованием методических материалов).
2. Организованные групповые и секционные занятия физической культурой и спортом (ЛФК и коррекционные занятия в лечебно-санаторных учреждениях и реабилитационных центрах, занятия доступными видами спорта в группах и секциях общественных физкультурных организаций, производственная гимнастика для лиц, занятых в сфере материального производства и службы быта и др.).
3. Инваспорт (организация и проведение соревнований по доступным видам спорта).
Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 10—20 мин. в зависимости от характера, степени и уровня патологии, функционального состояния и возраста инвалидов. Цель утренней гигиенической гимнастики — подготовка организма к переходу от состояния физиологического покоя к повседневным физическим нагрузкам, связанным с бытовой и трудовой деятельностью. Утренняя гигиеническая гимнастика, как правило, проводится в палатах, холлах, залах ЛФК, на спортивных площадках под руководством инструктора ЛФК групповым методом в специальных лечебных и санаторно-курортных учреждениях, а также в домашних условиях с помощью родственников или самостоятельно.
Для проведения занятий используются раздельный и смешанный методы.
Комплексы утренней гигиенической гимнастики составляются обычно из 9—10 гимнастических упражнений по схеме:
1. Потягивание, дыхательные упражнения.
2. Для улучшения мозгового кровообращения.
3. Для мышц плечевого пояса.
5. Для мышц туловища и позвоночника.
7. Для мышц ног.
9. На точность и координацию движений.
10. Дыхательное.
Занятия проводят сидя на стуле, в кресле-каталке или стоя в фиксирующих аппаратах. Дозировка упражнений зависит м степени и уровня повреждений спинного мозга, возраста, функционального состояния организма занимающихся и от уровня их физической подготовленности.
Лечебная физкультура — одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов со спинной травмой. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма — сердечнососудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, — тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при недостаточности различных функций организма. Необходимо лишь выделить основные принципы, отражающие специфику применения ЛФК при этих заболеваниях:
1. Четкая дифференциация целей и задач ЛФК, исходя из анализа возможностей, обеспечивающих восстановление мышечной силы и координации движений, предупреждение и устранение контрактур, выработку самостоятельного передвижения, развитие способности к манипулятивным действиям, приобретение навыков бытового самообслуживания, нормализацию обмена веществ, дыхания, установление контролируемых актов мочеиспускания и дефекации, приобретение новых профессиональных навыков.
2. Итеративное использование в комплексе ЛФК различных методик.
3. Дифференциация методики с применением гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений прикладного характера.
4. Гимнастические упражнения, включаемые в комплекс, должны определяться клиническим синдромом двигательных расстройств, типом нарушения мышечного тонуса, состоянием координации. Целесообразно выполнять активные, пассивные и активно-пассивные упражнения с помощью методиста, из оптимальных исходных положений, с применением резиновых бинтов, тренажерных систем.
Особенно важными являются упражнения по восстановлению функций кистей, способности к манипулятивным действиям.
5. Четкая дифференциация применения различных видов массажа — классического сегментарного, точечного, их сочетания, вибро-, гидро- и самомассажа, электро- и вибростимуляции пораженных мышц.
6. Упражнения прикладного типа должны включать комплексную систему развития и обучения ходьбе как способу самостоятельного передвижения. Наиболее эффективно последовательное применение упражнений:
а) в кровати с переменным расположением угла ложа;
б) с применением укороченных костыликов;
в) с использованием подвесов и резиновых бинтов;
г) ходьба между параллельными брусьями в зале и в бассейне;
д) передвижение при помощи монорельса, козелков, костылей, палочек;
е) ходьба по лестнице с перешагиванием, с ношей, в темноте, падение и вставание с использованием ортопедических аппаратов.
7. Эффективным является включение в комплекс спортивных игр и соревнований. Индивидуальные и групповые занятия ЛФК проводятся в течение 10—30 мин. один-два раза в день в залах ЛФК стационарных лечебных и санаторно-курортных учреждений, поликлиник, на спортивных площадках, в бассейнах и др.
Производственная гимнастика
Вынужденное положение тела и недостаточная мышечная активность снижают функциональные возможности организма инвалидов: замедляют скорость реакции на внешние раздражители, ухудшают координацию двигательных действий, снижают уровень анализа и синтеза центральной нервной системы, ослабляют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это создает предпосылки для формирования ряда отрицательных последствий психогенного и функционального характера в условиях производственной деятельности инвалидов. Одним из эффективнейших средств профилактики производственного утомления являются физические нагрузки локального и интегрального воздействия на организм инвалидов. В результате педагогических наблюдений за характером профессиональной деятельности инвалидов, занятых в сфере службы быта, конструкторских бюро, было установлено, что наиболее высокая эффективность физических упражнений достигается при их применении на протяжении всего рабочего дня в следующих формах.
Вводная гимнастика помогает организму быстрее войти в рабочий ритм и сохранить работоспособность в течение продолжительного времени. Комплекс составляется из 7—8 специальных упражнений и выполняется в течение 5—7 мин. непосредственно перед работой.
Физкультурная пауза (ФП) повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем организма, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность. Комплекс составляется из 7—8 упражнений и выполняется в течение 5—б мин. Для усиления воздействия упражнений применяются вспомогательные предметы (гантели, эспандеры, резиновые бинты, гимнастические палки). Выполняется комплекс один или два раза во время работы за 1—1,5 ч. до окончания первой и второй половины рабочего дня.
Физкультурные минутки (ФМ) способствуют снятию локального утомления; предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или системы организма занимающихся. В зависимости от самочувствия и степени утомления каждый самостоятельно выбирает необходимый для себя комплекс и выполняет в удобное время непосредственно на рабочем месте. Комплекс составляется из 3—4 упражнений и выполняется в течение 1,5—2 мин.
Физкультурные микропаузы (ФМП) повышают умственную работоспособность путем активизации нервных центров, снятия излишней возбудимости, а также путем усиления мозгового и периферического кровообращения. Комплекс составляется из 1—3 упражнений и выполняется в течение 1 мин. непосредственно во время работы, желательно каждый час.
В программу ежедневных занятий производственной гимнастикой следует включать разнообразные ее формы: 1—2 — ФП, 2—3 — ФМ, 4—5 — ФМП. В целом на активный отдых в течение рабочего дня инвалидов целесообразно отводить 20—25 мин. Программы занятий необходимо менять ежемесячно. Регулярные занятия производственной физкультурой способствуют выработке привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и созданию благоприятных условий для высокопроизводительного труда и сохранения здоровья инвалидов.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях быта необходимо включать ежедневно в режим двигательной активности инвалидов. В течение дня целесообразно проводить 3—4 занятия продолжительностью по 15—30 мин. В целях повышения эффективности физических упражнений на функциональное развитие организма и уровень физической подготовленности рекомендуется использование в индивидуальных занятиях различных тренажерных систем, приспособлений и снарядов (гантели, эластичные, резиновые бинты, эспандеры, блочные системы и др.), что позволит облегчить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма.
Специальные коррекционные занятия как основное звено активной коррекции включают в себя комплекс профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедических приспособлений, упражнения .на тренажерах и др.), способствующих полному или частичному устранению анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата. Различают коррекцию активную и пассивную. Под активной коррекцией подразумевают специальные корригирующие упражнения в сочетании с общеукрепляющими. Пассивная коррекция предусматривает ряд корригирующих воздействий, осуществляемых без активного участия больного (инвалида), — пассивные движения, выполнение положения лежа на наклонной плоскости, массаж, применение корсетов и др. Коррекция делится также на общую и специальную. Общая коррекция включает комплекс общеукрепляющих физических упражнений: гимнастические упражнения общеукрепляющего характера, игры, спорт, закаливание, режим. Специальная коррекция использует преимущественно активную и пассивную коррекцию для устранения недостаточности опорно-двигательного аппарата. Коррекционные занятия проводятся, как правило, в специальных залах ЛФК под руководством инструкторов. Возможен также способ организации самостоятельных индивидуальных коррекционных занятий в условиях быта под контролем врача, педагога. Коррекционные занятия 'необходимо включать в надельный двигательный режим путем ежедневных занятий продолжительностью 15—30 мин.
Прогулки, ближний туризм — формы физического воспитания, не требующие длительной подготовки и использования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательный режим на всех этапах реабилитации. Длительность прогулок зависит от температуры окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использования этого вида самостоятельных занятий в домашних условиях (наличие специальных дорожек для передвижения в кресле-каталке и др.). Ближний туризм может быть организован группой инвалидов, занимающихся в одной секции или объединении по территориальному принципу (специальные районы, дома для инвалидов, лечебные учреждения санаторного типа), а также самостоятельно и проводится, как правило, в течение одного дня. Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов, позволяющего обеспечить сочетание активного восприятия окружающей среды с дозированной физической нагрузкой, способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению функционального состояния основных систем организма, повышению уровня физической подготовленности инвалидов.
Одним из эффективнейших средств физического воспитания инвалидов является использование в коррекционных целях тренажеров комплексного и локального воздействия. Анализ результатов исследования с позиции единства двигательного и функционального структурных компонентов в целостной биодинамической системе двигательного действия основных положений теории моторно-висцеперальных рефлексов позволит сформулировать ряд педагогических положений, отражающих ведущие закономерности достижения коррекционного эффекта двигательной сферы инвалидов путем применения индивидуально дозированных нагрузок различной направленности и мощности с использованием тренажеров и тренажерных систем. Основу этих положений составляет дифференциально-интегральный подход к применению оптимальных доз физических нагрузок, локально воздействующих на лимитирующие функциональные системы двигательной сферы инвалидов с нарушениями функций спинного мозга, на основе которых формируется оптимальный интегральный эффект, выражающийся в расширении диапазона фонда жизненно важных умений и навыков, повышений функциональных возможностей организма.
Содержание дифференциально-интегрального подхода в организации педагогической системы коррекции двигательной сферы инвалидов с нарушениями функций спинного мозга составляют следующие положения:
1. Основу педагогической системы коррекции двигательной сферы инвалидов должен составить принцип соотношения начала развития указанной системы с результатом ее функционирования.
2. Объективная информация о функциональном состоянии организма инвалидов и резервных возможностей его конкретных функциональных систем (центральная нервная, мышечная, сердечнососудистая и дыхательная, нейрогуморальная и т.д.).
3. Воздействие системы педагогических факторов (средства, методы, формы организации занятий физическими упражнениями, полная структура физической нагрузки — мощность, объем, направленность, время однократного воздействия физической нагрузки, интервал отдыха, характер отдыха) в коррекционном процессе должно быть направлено локально на восстанавливаемую или развиваемую функциональную систему организма. В связи с этим сила применяемых физических нагрузок должна быть объективно оптимальной.
4. Интегральный эффект в коррекции двигательной сферы инвалидов и развитии их адаптационных возможностей должен быть только результатом суммы функциональных оптимумов лимитирующих систем, достигнутых .дифференциальным воздействием системы педагогических факторов.
В настоящее время отечественной промышленностью выпускается целый ряд тренажеров, которые могут быть рекомендованы для использования в коррекционных целях: “Здоровье”, “Грация”, “Кавказец”, эспандеры ручные и кистевые, мини-штанги, гантели и др.
1. Алабин В. Г., Кривоносое М. П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. М., 1982.
2. Милчева Д. Спортьт в лечебнота физкультура. Учебно помогало за специалиста. София, 1980, 1984.
3. Зуев Г. И. Социально-психологические и психофизические аспекты использования адаптированных видов спорта в системе реабилитации больных с па-раплегиями позвоночника и спинного мозга: Сб. научн. тр. Омск, .1982.
4. Каптелин А. Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. М., 1969.
5. Коган О. Г. Реабилитация больных при травмах позвоночника и спинного мозга. М., 1975.
6. Коган О. Г., Найдин В. Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. М., 1988.
7. Маллаев Д. М. Комплекс ГТО в школе для слепых детей: Методическое пособие. М., 1986.
8. Медицинские и социальные аспекты реабилитации неврологических больных: Сб. научн. тр. /Под ред. В. М. Рассохина, О. Г. Когана, Л., 1984.
9. Милчева Д. Спорт за инвалиди. София, 1986.
10. Мошков В. И. Лечебная физическая культура в клинике нервных больных. М., 1982.
11. Найдин В. Л. Реабилитация нейрохирургических больных с двигательными нарушениями. М., 1972.
12. Реабилитация двигательных функций в клинике нервных болезней / Под ред. В. А. Руднева, А. Б. Гринштейна. Красноярск, 1979.
13. Руководство по “инезитерапии /Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева, С.Банкова: Пер. с англ. София, 1978.
14. Сермеев Б. В., Ефименко Н. Н. Физическое воспитание детей с нарушениями зрения. Киев, 1987.
15. Сермеев Б. В., Ефименко Н. Н. Физическое воспитание дошкольников, страдающих церебральным параличом: Методические рекомендации. Одесса, 1988.
16. Физиотерапия /Под ред. М. Вейса, А. Зембатого. М., 1986.
17. Физкультурно-оздоровительные тренажеры для здравниц профсоюзов: Альбом. М., 1986.
18. Шеложенко А. А., Душани.н С. А. и др. Использование тренажеров в оздоровительных целях. Киев, 1984.
19. Штеренгерд А. Е. Лечебная физическая культура при патетических заболеваниях у детей и подростков. Киев, 1972.
20. Григоренко В. Г. Особенности мышечной работоспособности у детей с избыточным весом тела при выполнении физической нагрузки скоростного характера. Физическое воспитание детей в специальных школах. Горький, 1980.
21. Толокнов Ю. Г. Тренажер для гимнастических упражнений //Теория и практика физической культуры. 1973. .№ 4.
22. Шиян Б. М., Ашмарин Б. А. и др. Теория и методика физического воспитания: Учеб. подобие для студентов пед. ин-в и училищ /Под ред. Б. М. Шиян. – М„ 1988.
23. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физкультуры /Под общей ред. А. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. В 2-х т. М., 1976.