Физическое воспитание как составляющая общей культуры студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Возникновение термина «физическая культура» 4
1.2. Общие понятия теории физической культуры 5
1.3. Физическая культура как вид культуры общества 7
1.4. Физическая культура как часть культуры личности 9
1.5. Социальные функции физической культуры студенческой молодежи 10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ 15
2.1. Основные положения и требования учебной программы по физической культуре для ВУЗов 15
2.2. Содержание работы учебных отделений 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

2.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

Индивидуальные занятия студентов  проводятся во вне-учебное время  по заданию преподавателей кафедры  физического воспитания в самодеятельных секциях (группах) студенческого спортивного клуба или коллектива физкультуры. Они позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, способствуют ускорению процесса физического развития, являются одним из путей внедрения физической культуры в быт и отдых студентов.

Содержание физического образования -- это совокупность таких специфических компонентов (идеомоторное обучение и физическое воспитание), единство и взаимодействие которых обеспечивает наиболее эффективный процесс всестороннего физического развития студенческой молодежи, подготовку к труду и защите Родины.

Содержание курса физического  образования заключена в программе  по физическому воспитанию студентов. В программе соблюдаются преемственность, последовательность занятий физическими упражнениями и взаимосвязь с другими программами.

Учебный материал программы состоит  из теоретического, методического и практического разделов.

Теоретический раздел программы предполагает овладение студентами знаниями по основам теории и методики физического образования. Учебный материал сообщается в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также усваивается путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Практический раздел программы  базируется па научно обоснованных зачетных нормах, требованиях и содержит учебный  материал для всех учебных отделений, в содержание занятий которых входят такие разделы: легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, туризм, спортивные игры и стрельба.

Во все курсы обучения включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно  к профилирующим специальностям.

В практическом разделе программы  материал целесообразно распределять в соответствии с основными частями (видами) физической культуры -- физическое образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Каждый вид включает элементы других частей. Все они полностью удовлетворяют потребности студентов (всех учебных отделений) во всех видах двигательной деятельности, направленной на совершенствование, оздоровление, закаливание организма.

2.2. Содержание работы учебных отделений

Учебно-воспитательный процесс в  учебных отделениях проводится в  соответствии с научно-методическими  основами педагогики и системы физического воспитания.

Теоретический раздел программы излагается в форме лекций. Лекции дополняются  беседами преподавателей со студентами в процессе практических занятий, а также самостоятельным изучением студентами специальной литературы в течение всего периода обучения.

Для практических занятий студенты распределяются на учебные отделения (основное, подготовительное и специальное) с учетом пола, состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности.

Студенты специального учебного отделения, состояние здоровья, физическая подготовленность и физическое развитие которых в процессе занятий улучшились, на основании заключения врача и решения кафедры переводятся на основное отделение в конце учебного года или семестра.

В связи с заболеванием или другими  объективными причинами студенты основного и спортивного отделений могут быть переведены на специальное учебное отделение в любое время учебного года.

Освобождение от занятий по физическому  воспитанию по состоянию здоровья может быть только временным.

Практический раздел программы  содержит учебный материал, направленный на решение конкретных задач физического воспитания студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к особенностям будущей профессии студентов.

На I курсе необходимо ликвидировать  недостатки в физической подготовленности отдельных студентов (со слаборазвитой силой, выносливостью, не умеющих плавать, не владеющих навыком ходьбы на лыжах и т. п.).

При этом студенты обязаны:

  • систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
  • проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и физического развития, за физической и спортивной подготовленностью;
  • выполнять необходимые тесты для определения уровня физической и функциональной подготовленности;
  • активно овладевать знаниями по основам теории и методики физического воспитания, используя специальную литературу;
  • соблюдать рациональный режим учебы, отдыха и питания, самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься утренней и производственной гимнастикой, спортом и туризмом, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;
  • укреплять здоровье, повышать свою физическую подготовленность, совершенствовать спортивное мастерство;
  • активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, между вузами.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей  культуры общества, служит мощным и  эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Посредством физических упражнений физическая культура готовит людей к жизни  и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер участников, учат их правильному отношению к окружающим.

Следовательно, физическая культура, являясь одной из граней общей  культуры человека, его здорового  образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Т.е. это процесс окультуривания человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1. ФЗ РФ «О физической культуре  и спорте в Российской Федерации»  от 04.12.2007. - №329-ФЗ.

2. Гончаров В.Д. Физическая культура  в системе социальной деятельности: Автореф дис. д-ра социол. наук / В.Д.Гончаров // СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1995. - 36 с.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г.Ионин. - М.: Наука, 2000. - С.291-294.

4. Морозова Е.В. Физическая  культура  как  составная  часть общей культуры личности / Е.В.Морозова // Вестник Удмуртского университета. – 2003. - №10. – С.161.

5. Социальные и биологические основы  физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д.Н.Давиденко. - СПб.: Изд-во: СПб ГУ, 2001. - 208 с.

6. Николаев Ю.М. Теория физической  культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М.Николаев. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2000. – 1456 с.

7. Ильинич В.И. Физическая культура  студента / В.И.Ильинич. - М.: Гардарика, 2001. - 463 с.

8. Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа  / В.Д.Паначев // СОЦИС. - 2007. - №11. - С.125-128.

 


Информация о работе Физическое воспитание как составляющая общей культуры студентов