Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа
Методы исследования: Педагогические наблюдения, анализ, сравнение и обобщение результатов эксперимента.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия физического развития школьников 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом.
Цель работы: дать оценку и анализировать физическое развитие школьников различного возраста.
Исследования проводились на базе общеобразовательных школ города Мозырь.
Введение 3
1. Физические качества, средства и методы их развития у школьников 4
1.1 Сила и методика ее развития 8
1.2 Быстрота и методика ее развития 13
1.3 Выносливость и методика ее развития 19
1.4 Ловкость и методика ее развития 22
1.5 Подвижность в суставах и методика ее развития 25
2. Основные организационные формы физического воспитания детей
в школе 27
3. Оценка физического развития школьников 5-7 классов г. Мозырь 33
4. Сравнительные данные состояния физического развития детей
в возрасте 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения
Содержание
Введение
1. Физические качества, средства и методы их развития у школьников 4
1.1 Сила
и методика ее развития
1.2 Быстрота
и методика ее развития
1.3 Выносливость
и методика ее развития
1.4 Ловкость
и методика ее развития
1.5 Подвижность
в суставах и методика ее
развития
2. Основные организационные формы физического воспитания детей
в школе
3. Оценка физического развития школьников 5-7 классов г. Мозырь 33
4. Сравнительные данные состояния физического развития детей
в возрасте 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом 35
Заключение
Список использованной литературы 40
Приложения
Введение
Одним из
перспективных направлений
Для укрепления
здоровья учащихся особую роль играет
применение разнообразных рациональных
двигательных режимов и оздоровительных
физических упражнений, которые бы
удовлетворяли требования учебного
процесса и соответствовали
В данной курсовой работе рассмотрены особенности развития физических качеств у школьников разных возрастных групп, дана сравнительная оценка физического состояния детей, уделено внимание основным формам работы с учащимися в школе по физическому воспитанию.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.
Методы исследования: Педагогические наблюдения, анализ, сравнение и обобщение результатов эксперимента.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия физического развития школьников 13-16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом.
Цель работы: дать оценку и анализировать физическое развитие школьников различного возраста.
Исследования проводились на базе общеобразовательных школ города Мозырь.
1.Физические качества, средства и методы их развития у школьников
Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностей позволит учителю найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей.
Под двигательными
(физическими) качествами понимают качественные
особенности двигательного
Оба термина — «двигательные» и «физические» качества – правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Наконец, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций физиологического и психологического регулирования (проявление воли человека), употребляется третий термин — «психомоторные качества».
Двигательные
качества принято делить на относительно
самостоятельные группы: скоростные
качества, силовые и т. п. Однако у
ряда качеств наблюдаются сходные
психофизиологические механизмы, поэтому
все более очевидной становится
искусственность выделения
Тем не менее
ясно, что каждое двигательное качество
независимо от сложности структуры
включает ряд компонентов, одни из которых
отражают строение двигательного аппарата
и тела в целом, а другие — особенности
функционирования регулирующих систем.
Например, ловкость (включая и точность
движений) в большей мере обусловлена
центральнонервными влияниями, чем
морфологическими и биохимическими
компонентами; проявление же силы и
быстроты в значительной мере зависит
от морфологического компонента (роста,
веса), от биохимических и
Среди компонентов,
составляющих двигательные качества,
следует различать общие и
специальные. Общие присущи нескольким
двигательным качествам (например, волевое
качество настойчивости или терпеливости
при различных видах
Целесообразно
различать простые и сложные
двигательные качества. К последним
относится, например, ловкость, меткость.
Непременным компонентом
Двигательные
качества в процессе физического
воспитания развиваются. Иногда говорят
о воспитании двигательных качеств,
но «воспитание»— это понятие, употребляемое
в педагогике по отношению к человеку
в целом, формированию новых черт
личности, не заданных от рождения. Качественные
особенности двигательных действий
в своей элементарной форме имеются
даже у новорожденного ребенка и
проявляются в безусловных
Развитие двигательных качеств протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются, В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других — «диссоциация физических качеств». Один из известных механизмов такого явления — антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот.
Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества — в 13-15 лет, силовые — в 25-30 лет и т. д.).
Разнонаправленность
изменения двигательных качеств
проявляется особенно в период полового
созревания. В этот период резко
увеличиваются темпы развития скоростно-силовых
качеств, а координация движений,
дозирование параметров движения останавливаются
в развитии либо несколько регрессируют.
Это связано с изменением нейродинамики:
ростом возбуждения, подвижности нервных
процессов, стимулирующих проявление
скоростно-силовых качеств и
Периоды,
которые характеризуются
1.1 Сила и методика ее развития
Под силой
человека понимают способность преодолевать
внешнее сопротивление или
Психофизиологические
механизмы этого качества связаны
с регуляцией напряжения мышц и с
условиями режима их работы. Напряжение
мышцы зависит от степени волевого
усилия, прилагаемого человеком, и от
работы центральнонервных и
Напряжение мышцы может происходить при трех режимах: изометрическом (без изменения длины мышцы),— этот режим преобладает при удержании поз; миометрическом (изостатическом, когда уменьшается длина мышцы, но неизменно напряжение), — этот режим соответствует фазе сокращения мышц в циклических и баллистических движениях; плиометрическом (при удлинении мышцы во время ее растягивания), характерном для движений, связанных с замахами, приседаниями, предшествующими сокращению мышц при бросках, отталкивании.
Виды силовых способностей различаются по характеру сочетания режимов напряжения мышц. Выделяют собственно-силовые способности, проявляемые в статических режимах и медленных движениях, и скоростно-силовые способности (динамическая сила), проявляемые при быстрых движениях. Это так называемая взрывная сила, то есть способность проявлять наибольшую силу за наименьшее время. В прыжках, например, она проявляется в прыгучести.
Главный
фактор в проявлении человеком силы
— мышечное напряжение, однако масса
тела (вес) тоже играет определенную роль.
Поэтому различают еще
Абсолютная сила характеризуется предельным весом, который может поднять человек, показателями динамометрии и пр. Относительная сила измеряется отношением абсолютной силы к собственному весу. У людей одинакового уровня тренированности, но разного веса абсолютная сила с увеличением веса повышается, а относительная снижается. Это объясняется тем, что с увеличением размеров тела вес его возрастает в большей пропорции, чем мышечная сила.
В ряде видов спорта (например, в метаниях) успех обеспечивается большей абсолютной силой. Там же, где увеличение веса ограничено весовыми категориями или где имеется многократное перемещение тела (например, в гимнастике), успех обеспечивает относительная сила. Проявление силы находится в прямой зависимости и от биомеханических условий движения: длины плеч рычагов, физиологического поперечника мышц и т. д.
Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы:
Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (гири, штанга и пр.), противодействие партнера, самосопротивление, сопротивление упругих предметов (пружинные эспандеры, резина), сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.).