Физическое воспитание в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Все дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни.

Содержание работы

Введение.
Глава I.
1. Роль семьи в воспитании ребенка.
2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
Закаливание.
Режим дня.
Рациональное питание.
Глава II.
Формы физического воспитания в семье.
Пешие прогулки и походы.
Плавание.
Лыжные прогулки.
Катание на коньках.
Езда на велосипеде.
Бег.
Глава III.
Организация досуга для детей.
Спортивная площадка.
Спортивный уголок дома.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

реферат. по физ-ре!!.docx

— 52.44 Кб (Скачать файл)

МОУ Среднеобразовательная  школа №17

 

 

Реферат физкультуре  на тему :

Физическое  воспитание в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Кравченко А.Е.

Ученица 11 «б» класса

                                                                                         Проверила: Скородумова А.В.

 

                                                                                                                      оценка «          »

 

 

г. Череповец

2013г

 

Содержание.

Введение.

Глава I.

1. Роль семьи в воспитании ребенка.

2.  Здоровый образ жизни и его основные составляющие.

 Закаливание.

 Режим дня.

 Рациональное питание.

Глава II.

Формы физического воспитания в  семье.

Пешие прогулки и походы.

Плавание.

Лыжные прогулки.

Катание на коньках.

Езда на велосипеде.

Бег.

Глава III.

Организация досуга для детей.

Спортивная площадка.

Спортивный уголок дома.

Заключение.

Использованная литература.

 

Введение.

  Все дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.

 Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического и духовного развития.

 Необходимо серьезно задуматься о развивающейся  личности каждого ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными.

 В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, приказывают, информируют и предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост  и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться,  находчивость и мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Своевременное развитие основных двигательных навыков почти так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка – например, развитие речи.

 

2

Цель:

 Побудить к совместным занятиям  физическими упражнениями родителей с ребенком являющимися источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни.

Задачи:

1.     Объяснить родителям  о необходимости заботиться о правильном развитии у ребенка основных дыхательных навыков начиная с младенческого возраста.

2.     Убедить родителей  в том, что систематические  занятия физической культурой  помогают детям приобрести двигательный  опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают  смелость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Глава I.

1.    Роль семьи в воспитании ребенка.

 Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

 Семья – это коллектив,  члены которого взаимосвязаны  определенными обязанностями. Будучи  членом семейного коллектива, ребенок  также вступает в систему существующих  отношений благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

  Семью укрепляют общие дела  и заботы, будни, наполненные полезным  содержанием, совместный досуг  и отдых, поэтому воспитатели  расценивают организацию совместного  досуга не только важное средство  воспитания ребенка, но и как  средство укрепления здоровья  семьи. Физическое воспитание  имеет большое значение для  семьи.

   Понятие «Физическое воспитание»  - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание»  в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание  представляет собой процесс решения  определенных воспитательно – образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса.

   Отличительные особенности  физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.

   Семья во многом определяет  отношение детей к физическим  упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому  способствуют близкое эмоциональное  общение детей и взрослых в разных

4

ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

  Дети особенно восприимчивы  к убеждениям, положительному поведению  отца, матери, укладу жизни семьи.

   Личный пример родителей,  совместные физкультурные занятия,  здоровый образ жизни – главные  составляющие успеха физического  воспитания в семье.

 

2.    Здоровый образ жизни и его  основные составляющие.

   Здоровый образ жизни  – это способ жизнедеятельности  сохранения и укрепления здоровья  людей.

   Воспитать ребенка здоровым  – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Закаливание.

 Как средство повышения защитных  сил организма закаливание возникло  в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков  начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались  в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком  и в облегченной одежде, купались  в холодной воде и т.п. Условия  жизни девочек были почти такими  же.

   В России закаливание  издавна было массовым. Примером  этого могут быть деревенские  бани с парными и «снежными»  ваннами.

   Закаливание – это комплексная  система оздоровительных воздействий,  направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к  вредным для здоровья метеорологическим  и другим факторам. Такая 

5

устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

   Что происходит в организме  при закаливании?   Прежде всего,  тренируются нервные окончания,  чувствительные к температурным  воздействиям. Одновременно природные  факторы – солнце, воздух и  вода – действуют на сосудистый  аппарат кожи и подкожной клетчатки.

   Закаливание может проводиться  с помощью окружающего воздуха.  В помещениях для детей его  температура не должна превышать  200 (это максимум для детей раннего  возраста) и 180 (для дошкольников  и школьников). С целью эффективной  тренировки аппарата терморегуляции  температуру воздуха в помещениях  необходимо специально изменять  в определенном диапазоне –  от 160 до 230. Заметим, что температурный  режим зависит от вида деятельности  детей: при активных мышечных  действиях (подвижные игры, физкультурные  занятия) воздух должен быть  прохладным, при спокойных действиях  – более теплым. Следует с самого  раннего возраста постепенно  приучать ребенка спать при  открытой форточке, завешенной  марлей.

  Одевать детей нужно по  погоде на данное время дня;  осенью и зимой одежда должна  быть достаточно теплой, но не  слишком тяжелой, позволяющей  двигаться без затруднений; летом  лучше носить одежду из хлопчатобумажных  или льняных тканей.

   Методы воздушного закаливания  просты и удобны. Уже само пребывание  ребенка на открытом воздухе  имеет общеукрепляющее и оздоровительное  значение. Под действием воздушных  ванн, потоков воздуха повышается  тонус нервной системы, возрастает  работоспособность, улучшается работа  сердечно – сосудистой, дыхательной,  пищеварительной систем, эндокринных  желез.

   Прогулки дошкольников и  младших школьников должны в  совокупности продолжаться ежедневно  не менее 4 часов. Для малышей  полезен и дневной сон на  свежем воздухе, правда, воздух  должен быть чистым, что, к сожалению,  наблюдается редко и в городах  и в поселках.

 

6

   Основу традиционного метода  воздушных ванн для закаливания  детей составляет постепенное  снижение температуры воздуха  от + 200 до + 100 с разной длительностью  пребывания детей в облегченной  одежде.

   С незапамятных времен  известно, что ходьба босиком  – замечательное закаливающее  средство. Установлено, что на  поверхности стопы имеется много  температурных рецепторов, которые  непосредственно связаны со слизистой  оболочкой дыхательных путей,  а также практически со всеми  внутренними органами.

   Большинство малышей любят  ходить босиком, и родителям  следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно  соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить  в носках, затем босиком по  коврику или одеялу в течение  нескольких минут. Потом этот  срок увеличивается, ребенок может  бегать босиком и по полу, летом  – по траве на лесной поляне  или по песку у реки. Порой  родители запрещают детям ходить  босиком из опасения, что они  заразятся грибковыми заболеваниями.  Такие страхи безосновательны,  так как грибки могут проникать  только во влажную и изнеженную  кожу. Простое и надежное профилактическое  средство – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом.

   Эффективность закаливания  возрастает при использовании  специальных температурных воздействий  и процедур. Основные принципы  их правильного применения должны  знать все родители: систематичность  и последовательность; учет индивидуальных  особенностей ребенка, его физиологических  и эмоциональных реакций на  процедуру; состояние здоровья (процедуры  проводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природных  факторов и климатогеографических  условий.

   По традиции, закаливание  связывают с адаптацией только  к холоду, что снижает ее эффективность.

   Успешно применяется в  массовой практике нетрадиционный  метод контрастных воздушных  ванн, который может применяться  и в детских садах и дома. В домашних условиях эта процедура  выглядит следующим образом.

 

7

  Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама  открывает фрамугу или окно  и доводит температуру в спальне  до +15-140. Одновременно в соседней  комнате включается обогреватель, и температура повышается до 220. Далее под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке (через 2-3 недели без нее) и сандалетах на босую ногу перебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5-6 минут. Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур воздуха в комнатах до 15-200. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.

   Систематическое проведение  таких процедур в дополнение  к ежедневным прогулкам повышает  устойчивость организма ребенка  к сквознякам, к продолжительным  охлаждениям и перегреваниям.      

   Хорошим закаливающим и  общеукрепляющим средством могут  быть – при соблюдении правил  их выполнения – солнечные  ванны, обладающие многосторонним  действием на организм. Главное  их оздоровительное значение  состоит в бактерицидности (многие  бактерии и вирусы под воздействием  прямых солнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости  организма к простудным и другим  болезнетворным факторам. Однако  надо знать, что воздействие  солнечной радиации полезно только  при умеренных ее дозах. Хотя  у детей и подростков чувствительность  к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.

   Поэтому первые солнечные  ванны, особенно для астеничных, а также светловолосых детей,  в утренние или послеобеденные  часы при температуре воздуха  +200 и более не должны превышать  7-10 минут. Через 3-5 дней длительность  процедуры можно увеличить на 8-10 минут, а позднее и чередовать  пребывание ребенка на солнце  с купанием в реке или море  с интервалами в 15-20 минут.

 

8

   Полезно принимать солнечные  ванны в движении – в подвижных  играх или занимаясь физкультурными  упражнениями. На голове ребенка  должна быть легкая шапочка.

Информация о работе Физическое воспитание в семье