Физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:03, лекция

Описание работы

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.70 Кб (Скачать файл)

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического  процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые  вели более активный и подвижный  образ жизни, многократно повторяли  те или иные физические действия, проявляли  физические усилия, были и более  сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному  пониманию людьми явления упражняемости. Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т. е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством  явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического  воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они  оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или  ограничивались рамками военного обучения.

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т. е. со специфических  профессиональных терминов и понятий.

Понятие — это основная форма  человеческого мышления, устанавливающая  однозначное толкование того или  иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта.

К основным понятиям теории физического  воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая  подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совершенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Обучение движениям имеет своим  содержанием физическое образование  — системное освоение человеком  рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем  необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с  ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое  значение, важными для жизни или  спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально  и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они  познают закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника  двигательного действия может выполняться  в двух формах — в форме двигательного  умения и в форме навыка. Поэтому  часто вместо словосочетания «обучение  движениям» в практике физического  воспитания используют термин «формирование  двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств  является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием  силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает  комплекс естественных свойств организма  и тем самым обусловливает  количественные и качественные изменения  его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т. е. даны человеку в виде природных  задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс  естественного развития приобретает  специально организованный, т. е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широкий  круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического  содержания. Знания делают процесс  занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения  определенных воспитательно-образовательных  задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной  же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность

Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического  развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных  видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности.

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется  изменениями трех групп показателей.

1 Показатели телосложения, которые  характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2 Показатели здоровья, отражающие  морфологические и функциональные  изменения физиологических систем  организма человека. Решающее значение  на здоровье человека оказывает  функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной  систем, органов пищеварения и  выделения, механизмов терморегуляции  и др.

3 Показатели развития физических  качеств.

Примерно до 25-летнего возраста большинство морфологических показателей  увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т. п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных  показателей в течение жизни  зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной  мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как  факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию  человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при  прогнозировании возможностей и  успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется  также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического  развития человека с целью управления им можно только на основе учета  особенностей и возможностей человеческого  организма в различные возрастные периоды: в период становления и  роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется  закону единства организма и среды  и, следовательно, существенным образом  зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся  социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения  в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций  организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и  географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического  воспитания имеют биологический  закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя  величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности  являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее  человеку возможность безболезненно  и быстро адаптироваться к  различным, в том числе и  неблагоприятным, условиям жизни,  труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность,  позволяющая добиться значительной  специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех  или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически  развитые физические качества, исключающие  однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой  основных жизненно важных движений, а также способность быстро  осваивать новые двигательные  действия;

6) физкультурная образованность, т.  е. владение специальными знаниями  и умениями эффективно пользоваться  своим телом и физическими  способностями в жизни, труде,  спорте.

На современном этапе развития общества основными критериями физического  совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании  с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической  формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и  сопоставлять человеческие возможности  на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава  действий, условий их выполнения и  способов оценки достижений по установленным  правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются:

1) практика общественной жизни.  Потребность общества в хорошо  физически подготовленных людях  вызвала стремление познать закономерности  физического воспитания и на  их основе строить систему  управления физическим совершенствованием  человека;

2) практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на  жизненность все теоретические  положения, могут рождаться оригинальные  идеи, побуждающие теорию и методику  физического воспитания к разработке  новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании  и путях воспитания гармонически  развитой личности, которые высказывались  философами, педагогами, врачами разных  эпох и стран;

4) постановления правительства  о состоянии и путях совершенствования  физической культуры в стране;

5) результаты исследований как  в области теории и методики  физического воспитания, так и  в смежных дисциплинах.


Информация о работе Физическое воспитание