Физическое
воспитание
- Физическое воспитание - это
педагогический процесс, направленный
на формирование специальных знаний, умений
и навыков, а так же на развитие разносторонних
физических способностей человека.
В физическом воспитании различают две
специфические стороны: обучение движениям
(двигательным действиям) и развитие
физических качеств.
С помощью двигательной деятельности,
организованной посредством физических
упражнений и других средств физического
воспитания можно в широком диапазоне
изменять функциональное состояние организма,
направленно регулировать его и тем самым
вызывать прогрессивные приспособительные
изменения в нем (совершенствование регуляторных
функций нервной системы, мышечную гипертрофию,
увеличение функциональных возможностей
сердечно-сосудистой и дыхательной
систем и т.д.). Совокупность их приводит
не только к количественным, но и к качественным
изменениям функциональных возможностей
организма в целом. Воспитывая таким путем
физические качества, достигают, при известных
условиях, существенного изменения степени
и направленности их развития. Это выражается
в прогрессировании тех или иных двигательных
способностей (силовых, скоростных
и др.), повышении общего уровня работоспособности,
укреплении здоровья и в других показателях
совершенствования естественных свойств
организма, в том числе и свойств телосложения
(разумеется в той мере, в какой это допускают
генетически закрепленные особенности
конституции человеческого организма).
Развитию физических качеств придается,
таким образом, направленный характер,
что и позволяет говорить об управлении
их развитием.
В процессе смены поколений через физическое
воспитание осуществляется передача накапливаемого
человечеством рационального опыта
использования двигательных возможностей,
какими потенциально обладает человек,
и обеспечивается в той или иной мере
направленное физическое развитие
людей. Общим результатом физического
воспитания, если рассматривать его относительно
трудовой и других видов практической
деятельности людей, является физическая
подготовленность, воплощенная в повышенной
работоспособности, двигательных умениях
и навыках. В этом отношении физическое
воспитание можно определить как процесс физической
подготовки человека к полноценной
жизнедеятельности, в том числе, к социально
обусловленной деятельности (трудовой,
военной и т.д.).
Различают общую и специальную физическую
подготовку.
Общая
физическая подготовка
- Общая физическая
подготовка. Ее цели и задачи.
Общая физическая подготовка
(ОФП) — это процесс совершенствования
двигательных физических качеств, направленных
на всестороннее и гармоничное физическое
развитие человека.
ОФП способствует повышению
функциональных возможностей, общей работоспособности,
является основой (базой) для специальной
подготовки и достижения высоких результатов
в избранной сфере деятельности или виде
спорта.
Перед ОФП могут быть поставлены
следующие задачи:
• достичь гармоничного развития
мускулатуры тела и соответствующей силы
мышц;
• приобрести общую выносливость;
•повысить быстроту выполнения
разнообразных движений, общие скоростные
способности;
• увеличить подвижность основных
суставов, эластичность мышц;
•улучшить ловкость в самых
разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных)
действиях, умение координировать простые
и сложные движения;
•научиться выполнять движения
без излишних напряжений, овладеть умением
расслабляться.
Основными видами общей физической
подготовки являются гимнастика, легкая
атлетика, лыжная подготовка, плавание,
туризм и спортивные игры. Надо иметь в
виду, что занятия по гимнастике, легкой
атлетике, лыжной подготовке и спортивным
играм представляют собой единый процесс
физического воспитания.
- Гимнастика
Гимнастика – одно из основных средств
общей физической подготовки, с помощью
которого решается большой круг задач:
формируется правильная осанка, совершенствуются
координация движений, сила мышц, гибкость,
вестибулярная устойчивость, мышечная
чувствительность и др.
Гимнастика - это целая школа
движений. С помощью гимнастических упражнений
обеспечивается специальная физическая
подготовленность для успешного выполнения
программных требований по легкой атлетике,
лыжной подготовке и др. Гимнастика также
играет большую роль в профессионально-прикладной
физической подготовке. Вместе с тем занятия
гимнастикой недостаточно влияют на органы
кровообращения и дыхания, на функции
сердечнососудистой и дыхательной систем.
Поэтому ее следует применять в сочетании
с другими видами физических упражнений.
Программа по гимнастике включает
строевые и общеразвивающие упражнения
(без предметов и с предметами, на гимнастической
стенке и скамейке), упражнения в равновесии,
лазании, упражнения спортивной гимнастики,
элементы акробатики.
- Легкая атлетика
Легкая атлетика имеет большое оздоровительное
и прикладное значение. Легкая атлетика
содействует более успешному выполнению
требований программ по лыжной подготовке
и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней,
физической подготовке по другим видам
спорта и в первую очередь гимнастике
и плаванию.
Программа по легкой атлетике
включает специальные подготовительные
упражнения, ходьбу, бег на короткие и
средние дистанции, прыжки в длину и высоту
с разбега, толкание ядра, метание гранаты.
- Лыжная подготовка.
В программе физического воспитания
лыжной подготовке отводится значительное
место. При ходьбе на лыжах вовлекается
в работу весь двигательный аппарат, укрепляется
мышечная система, особенно ног, плечевого
пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме
того, развиваются выносливость, вестибулярная
устойчивость, способность ориентироваться
в пространстве, повышается закаленность
организма.
Лыжной подготовке способствуют
предварительные занятия другими видами
физической подготовки и в первую очередь
гимнастикой и легкой атлетикой. При этом
особое значение имеет развитие общей
выносливости.
Программа по лыжной подготовке
включает в себя специальные подготовительные
упражнения, строевые упражнения с лыжами
и на лыжах, изучение техники лыжных ходов,
подъемов, спусков, торможений и поворотов,
сведения о материальной части и правилах
ухода за лыжным инвентарем.
- Спортивные игры.
Среди различных средств физического
воспитания учащихся профтехучилищ определенное
место занимают спортивные игры.
В программе предусмотрено
занятие одной какой-либо спортивной игрой
(баскетболом, волейболом, футболом, ручным
мячом). Преподаватели могут сами выбрать
спортивную игру, для культивирования
которой наиболее благоприятные условия.
Спортивные игры развивают выносливость,
быстроту и ловкость; повышают эмоциональность,
способствуют привитию интереса к физическим
упражнениям, спорту; воспитывают чувство
коллективизма, организованность, дисциплину,
умение подчинить личные интересы интересам
коллектива и другие качества.
Спортивные игры имеют важное
значение и для нормального досуга, и активного
отдыха, содействуют наиболее эффективному
выполнению программных требований по
другим основным разделам физического
воспитания.
- Плавание
Занятия плаванием способствуют правильному
и гармоническому развитию форм тела,
воспитанию выносливости. Длительные
физические нагрузки при горизонтальном
положении тела в воде равномерно развивают
мышцы, формируют правильную осанку. Плавание
значительно влияет на тренировку физиологических
механизмов теплорегуляции, способствуя
закаливанию организма.
Программа по плаванию включает
в себя специальные подготовительные
упражнения, обучение технике плавания
кролем на груди и на спине; дополнительно
также предусмотрено изучение плавания
брассом на груди.
- Туризм
Занятие туризмом имеет большое оздоровительное,
воспитательное и прикладное значение.
Туристические походы могут быть пешие,
на лыжах и велосипедах. Дальность походов
определяется в зависимости от способа
передвижения. Туристические групповые
походы проводятся с активным передвижением
по всему маршруту.
Туризм предоставляет широкие
возможности для изучения прошлого и настоящего
России. Занятия этим видом спорта приучают
к длительным физическим напряжениям.
Овладение навыками туризма и привитие
интереса к туристическим походам способствуют
внедрению этого ценного средства физического
воспитания в быт учащихся.
С общей физической подготовкой
связано достижение физического совершенства
— уровня здоровья и всестороннего развития
физических способностей, соответствующих
требованиям человеческой деятельности
в определенных исторически сложившихся
условиях производства, военного дела
и других сферах общественной жизни. Конкретные
принципы и показатели физического совершенства
всегда определяются реальными запросами
и условиями жизни общества на каждом
историческом этапе. Но в них также всегда
присутствует требование к высокому уровню
здоровья и общей работоспособности. При
этом следует помнить, что даже достаточно
высокая общая физическая подготовленность
зачастую не может обеспечить успеха в
конкретной спортивной дисциплине или
в различных видах профессионального
труда. А это значит, что в одних случаях
требуется повышенное развитие выносливости,
в других — силы и т.д., т.е. необходима
специальная подготовка.
- Физиологические
основы оздоровительной тренировки
Система физических упражнений,
направленных на повышение функционального
состояния до необходимого уровня (100%
ДМПК и выше), называется оздоровительной,
или физической, тренировкой (за рубежом
- кондиционная тренировка). Первоочередной
задачей оздоровительной тренировки является
повышение уровня физического состояния
до безопасных величин, гарантирующих
стабильное здоровье. Важнейшей целью
тренировки для людей среднего и пожилого
возраста является профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний, являющихся основной причиной
нетрудоспособности и смертности в современном
обществе. Кроме того, необходимо учитывать
возрастные физиологические изменения
в организме в процессе инволюции. Все
это обусловливает специфику занятий
оздоровительной физической культурой
и требует соответствующего подбора тренировочных
нагрузок, методов и средств тренировки.
В оздоровительной тренировке
(так же, как и в спортивной) различают
следующие основные компоненты нагрузки,
определяющие ее эффективность: тип нагрузки,
величину нагрузки, продолжительность
(объем) и интенсивность, периодичность
занятий (количество раз в неделю), продолжительность
интервалов отдыха между занятиями.
4. Тип нагрузки
Характер воздействия физической
тренировки на организм зависит, прежде
всего, от вида упражнений, структуры двигательного
акта. В оздоровительной тренировке различают
три основных типа упражнений, обладающих
различной избирательной направленностью:
1 тип - циклические упражнения
аэробной направленности, способствующие
развитию общей выносливости;
2 тип - циклические упражнения
смешанной аэробно- анаэробной направленности,
развивающие общую и специальную (скоростную)
выносливость;
3 тип - ациклические упражнения,
повышающие силовую выносливость.
Однако оздоровительным и профилактическим
эффектом в отношении атеросклероза
и сердечно-сосудистых заболеваний
обладают лишь упражнения, направленные
на развитие аэробных возможностей и общей
выносливости. (Это положение особо подчеркивается
в рекомендациях Американского института
спортивной медицины.) В связи с этим основу
любой оздоровительной программы для
людей среднего и пожилого возраста должны
составлять циклические упражнения, аэробной
направленности (К. Купер, 1970; Р. Хедман,
1980; А. Виру, 1988, и др.).
Исследования Б. А. Пироговой
(1985) показали, что решающим фактором, определяющим
физическую работоспособность людей среднего
возраста, является именно общая выносливость,
которая оценивается по величине МПК.
В среднем и пожилом возрасте
на фоне увеличения объема упражнений
для развития общей выносливости и гибкости
снижается необходимость в нагрузках
скоростно-силового характера (при полном
исключении скоростных упражнений). Кроме
того, у лиц старше 40 лет решающее значение
приобретает снижение факторов риска
ИБС (нормализация холестеринового обмена,
артериального давления и массы тела),
что возможно только при выполнении упражнений
аэробной направленности на выносливость.
Таким образом, основной тип нагрузки,
используемый в оздоровительной физической
культуре, - аэробные циклические упражнения.
Наиболее доступным и эффективным из них
является оздоровительный бег. В связи
с этим физиологические основы тренировки
будут рассмотрены на примере оздоровительного
бега. В случае использования других циклических
упражнений сохраняются те же принципы
дозировки тренировочной нагрузки.