Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:40, доклад
Физическое воспитание - это серьезнейший педагогический процесс, полностью направленный на постоянное совершенствование форм и функций человеческого организма , формирования у него самых разнообразных двигательных умений, навыков, знаний, так или иначе связанных с ними и развития физических качеств. Процесс физического воспитания является неотьемлимой частью школьного образования. Состояние здоровья человека в конечном счете определяется объемом и мощностью адаптационных резервов его организма.
Физическое воспитание - это
серьезнейший педагогический процесс,
полностью направленный на постоянное
совершенствование форм и функций
человеческого организма , формирования
у него самых разнообразных
Состояние здоровья человека
в конечном счете определяется объемом
и мощностью адаптационных
Постоянная изменчивость
среды обитания определяет динамичность,
непрерывность, многогранность и пластичность
адаптивных процессов. При систематическом
воздействии физических упражнений
их влияние постепенно ослабевает в
связи с повышением устойчивости
и пластичности регуляторных механизмов,
клеточных структур, изменений физико-химических
свойств клеток, расширения функционального
резерва и адаптационных
Основные пути повышения
общей неспецифической
повышение в процессе физического воспитания неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;
коррекция процессов биологического роста и развития;
совершенствование механизмов терморегуляции и закаливание организма.
Как известно, здоровье человека зависит от генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни (табл. 3).
Наибольшее значение для здоровья человека имеет образ жизни, а основной элемент здорового образа жизни — высокая физическая культура.
Факторы, влияющие на здоровье человека (по Э. Н. Вайнеру)
Факторы
Удельный вес, %
Генетические
15-20
Состояние окружающей среды
20-25
Медицинское обеспечение
10-15
Условия и образ жизни
50-55
Здоровый образ жизни — это оптимальный двигательный режим; закаливание; рациональное питание; рациональный режим жизни; отсутствие вредных привычек.
Оздоровительная направленность
физической культуры. Физическая культура
составляет важную часть общей культуры
общества, всю совокупность его достижений
в создании и рациональном использовании
специальных средств, методов и
условий направленного
Принцип оздоровительной направленности. Для повышения функционального уровня и коррекции функциональных отклонений организма у детей и подростков в процессе физического воспитания необходимы:
рост неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды в процессе физического воспитания;
стимулирование процессов роста и гармоничное развитие;
совершенствование терморегуляции и закаливание организма.
Научно обоснованное и
правильно организованное физическое
воспитание должно благотворно влиять
на молодой организм: способствовать
гармоничному физическому и психическому
развитию; расширять двигательные возможности;
повышать защитно-приспособительные
реакции и усиливать
При этом обязательно достижение
достаточного оздоровительного эффекта.
Благотворное влияние на здоровье —
вовсе не автоматическое следствие
решения каждой из частных задач
физического воспитания. Более того,
при повышенных физических нагрузках,
что закономерно для
Ответственная роль в использовании возможностей, предоставляемых физической культурой и спортом, для укрепления здоровья принадлежит специалисту физической культуры.
Как одно из важнейших отправных методологических положений физической культуры принцип оздоровительной направленности обязывает:
при выборе средств, форм и методов физического воспитания исходить прежде всего из их возможной оздоровительной эффективности;
планировать и регулировать функциональные физические нагрузки школьников в процессе выполнения физических упражнений в соответствии с закономерностями возрастно-полового развития, их функциональными особенностями и возможностями.
Физические упражнения в
системе физического воспитания
по своему биологическому механизму
воздействия на человека предоставляют
широкие возможности достичь
значительного оздоровительного эффекта.
То же самое относится и к
Однако даже самые рациональные средства физического воспитания могут оказаться опасными для здоровья, если нарушается оптимальная мера функциональных нагрузок. Планомерное же увеличение функциональных нагрузок, адекватных приспособительным возможностям организма, становится мощным фактором повышения работоспособности, а вместе с тем и укрепления здоровья.
Чтобы определить оптимальные
нагрузки, необходим контроль за состоянием
здоровья занимающихся и влиянием на
него применяемых средств и методов.
Обязанности такого контроля лежат
на специалисте: педагоге (преподавателе,
тренере, инструкторе) и враче, прошедшем
специальную врачебно-
Физическое воспитание — неотъемлемая часть общего воспитания личности школьника. Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.
Наряду с физическими упражнениями большое значение в воспитании учащихся имеет закаливание организма (воздух, солнце и вода).
Принцип комплексности. Наибольший
оздоровительный эффект занятий
физической культурой и спортом
возможен только при применении широкого
комплекса средств (физические упражнения,
их режим, применение закаливающих процедур,
характер и режим питания). Физическая
культура имеет большое оздоровительное
и профилактическое значение не только
для здоровых учащихся, но и для
тех, у кого имеются некоторые
отклонения в физическом развитии,
в состоянии опорно-
Функции всех систем организма,
в том числе сердечно-
Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности физических нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия (нагрузки не превышают той меры воздействия на организм, за которой начинается переутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки. Чем интенсивнее физические нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.
Двигательную нагрузку необходимо
дозировать с учетом индивидуальных
реакций на нее, суточной и сезонной
ритмики основных физиологических
функций, умственной и физической работоспособности,
возрастных морфологических и
Физическое воспитание детей
и подростков направлено на общее
оздоровление. Научно обоснованное и
правильно организованное физическое
воспитание детей должно благотворно
влиять на растущий организм: оно должно
способствовать гармоничному физическому
и психическому развитию; расширять
двигательные возможности; повышать защитно-приспособительные
реакции и усиливать
Основными факторами физической культуры и спорта, оказывающими влияние на организм занимающихся, являются: условия внешней среды, в которых ведутся занятия (температура, влажность и скорость движения воздушных масс, солнечная радиация, освещенность мест занятий и спортивных сооружений, качество воздушной среды, воды); характер двигательной активности (объем, интенсивность и организация); характер питания (достаточность и сбалансированность основных пищевых компонентов, режим питания).
Наряду с оздоравливающим
влиянием эти факторы при определенных
условиях способны неблагоприятно воздействовать
на организм занимающегося: вызвать
нарушения функционального
Принцип соответствия объема
и характера физических нагрузок
возрастно-половым
Выдающиеся физиологи И. М.Сеченов, И. П.Павлов, Н. Е.Введенский, А. А. Ухтомский неоднократно подчеркивали существование тесной связи между здоровьем человека и характером и объемом его мышечной работы. Ограничение объема и интенсивности движений (гипокинезия и гиподинамия) или их избыточный объем и интенсивность (гипердинамия и гиперкинезия) нарушают течение всех жизненных процессов. Движение, по словам И. П. Павлова, есть главное проявление жизни.
Развитие двигательных навыков
в процессе занятий физической культурой
и спортом особенно важно для
растущего организма ребенка
в период создания сложных условных
двигательных рефлексов, когда в
силу чрезвычайной пластичности центральной
нервной системы, с одной стороны,
быстро образуются, совершенствуются
и закрепляются важнейшие двигательные
навыки, с другой - легко создаются
такие нежелательные условные рефлексы,
как плохая осанка, вызывающая в
дальнейшем деформации позвоночника,
неправильное дыхание и другие нарушения.
Если ребенка не закаливали, у него
не развивается должной
Физические упражнения влияют
не только на двигательную функцию
ребенка, их применение стимулирует
деятельность всего организма, и
в частности коры головного мозга.
При выполнении физических упражнений
растущий организм обогащается все
усложняющимися двигательными условно-
Уровень физической подготовленности детей и подростков зависит от объема их двигательной активности. Развитие основных физических качеств у юных спортсменов на 15—25% выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. При этом у девочек-спортсменок уровень развития всех физических качеств с возрастом повышается. В отличие от девочек, не занимающихся спортом, у них не снижаются темпы развития физических качеств в 16-17 лет.
Изменения кровообращения при занятиях физической культурой и спортом.
В процессе занятий
физической культурой и