Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Естественно - научные основы физической культуры - комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология — важнейшие биологические науки о строении функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система..............................................................................................4
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к
умственной и физической работоспособности.......................................................6 3. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической
тренировки..................................................................................................................9

Заключение ..............................................................................................................14

Список литературы.................................................................................................15

Файлы: 1 файл

контрольная работа Физра реферат в 1.0.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

    Особенности функциональных сдвигов  организма  при  выполнении  различных видов циклической работы в различных зонах  мощности  определяет  спортивный результат.

   Снижение мощности и увеличение продолжительности работы  связано  с  тем, что  помимо  анаэробных  реакций  энергообеспечения  мышечной   деятельности разворачиваются  также   и   процессы   аэробного   энергообразования.   Это увеличивает  (вплоть  до  полного  удовлетворения  потребности)  поступление кислорода к работающим мышцам. При длительной (иногда  многочасовой)  работе умеренной  мощности  углеводные  запасы  организма  (гликоген)   значительно уменьшаются,  что  приводит  к  снижению   содержания   глюкозы   в   крови, отрицательно сказываясь на  деятельности  нервных  центров,  мышц  и  других работающих  органов.  Чтобы  восполнить  израсходованные  углеводные  запасы организма в  процессе  длительных  забегов  и  проплывов,  предусматривается специальное питание растворами сахара, глюкозы, соками.

    К  средствам  физической  культуры   относятся   не   только   физические упражнения, но и оздоровительные  силы  природы  (солнце,  воздух  и  вода), гигиенические факторы (режим труда, сна. питания, санитар  но  гигиенические условия).    Использование    оздоровительных    сил  природы  способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует  обмен  веществ и деятельность физиологических систем и отдельных  органов.  Чтобы  повысить уровень физической н  умственной  работоспособности,  необходимо  бывать  на свежем воздухе,  отказаться  от  вредных  привычек,  проявлять  двигательную активность, заниматься  закаливанием.  Систематические  занятия  физическими упражнениями в условиях напряженной  учебной  деятельности  снимают  нервно - психические напряжения, а  систематическая  мышечная  деятельность  повышает психическую,  умственную  и   эмоциональную   устойчивость   организма   при

напряженной учебной работе.

 

3. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования  отдельных  систем  организма  под   воздействием направленной физической тренировки.

 

     Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое,  при  выполнении  стандартной  и предельно напряженной работы.

Формирование и совершенствование  различных морфофизиологических  функций  и организма в целом зависят от их способности  к  дальнейшему  развитию,  что имеет во многом генетическую  (врожденную)  основу  и  особенно  важно  для достижения как оптимальных, так и  максимальных  показателей  физической  и умственной работоспособности. При этом следует  знать,  что  способность  к выполнению  физической  работы  может   возрастать   многократно,   но   до определенных пределов, тогда  как  умственная  деятельность  фактически  не имеет ограничений в своем развитии. Каждый организм обладает  определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная  деятельность  позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы,  о существовании которых можно даже не догадываются. Причем  адаптированный  к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами,  более  экономно  и полно может их использовать. Организм с более высокими морфофункциональными показателями   физиологических   систем   и   генов   обладает   повышенной

способностью   выполнять   более   значительные   по   мощности,    объему,

интенсивности  и   продолжительности   физические   нагрузки.   Особенности

морфофункционального состояния  разных  систем  организма,  формирующиеся  в результате  двигательной    деятельности,     называют     физиологическими показателями тренированности.

   Основное средство физической культуры в процессе  двигательной  тренировки это физические упражнения. Важная задача  упражнения  —  сохранить  здоровье  и  работоспособность  на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В  ходе упражнения   совершенствуются   высшая   нервная   деятельность,  функции центральной  нервной,  нервно-мышечной,  сердечно - сосудистой,  дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и  энергии,  а  также  системы нейрогуморального регулирования.

  Так, к числу показателей тренированности в покое можно отнести:

  1) изменения в состоянии  центральной нервной системы,

  2) изменения опорно-двигательного  аппарата

  3) изменения функции  органов дыхания ,состава крови  и т.п.

   Тренированный организм расходует, находясь в покое,  меньше  энергии,  чем нетренированный.

   Тренировка накладывает глубокий отпечаток на организм, вызывая в нем  как морфологические, так физиологические и биохимические перестройки.  Все  они направлены на  обеспечение  высокой  активности  организма  при  выполнении работы.

   Реакции  на  стандартные  (тестирующие)  нагрузки  у  тренированных   лиц характеризуются следующими особенностями: 1)  все  показатели  деятельности функциональных систем в начале работы (в период обрабатывания)  оказываются выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы  уровень  физиологических сдвигов менее высок; 3) период восстановления существенно короче.

   При одной и  той  же  работе  тренированные  спортсмены  расходуют  меньше энергии,  чем  нетренированные.  У  первых  меньше  величина   кислородного запроса, меньше размер кислородной задолженности, но  относительно  большая доля кислорода потребляется во время работы. Следовательно, одна  и  та  же работа  происходит  у  тренированных  с  юношей  долей   участия   аэробных процессов, а у нетренированных — аэробных. Вместе с тем во время одинаковой работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели  потребления кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.

Тренированный организм выполняет  стандартную  работу  более  экономно,  чем нетренированный. Тренировка обусловливает такие приспособительные изменения в организме, которые вызывают экономизацию  всех  физиологических  функций.

Одна и та же работа  по  мере  развития  тренированности  становится  менее утомительной.  Для  нетренированного  стандартная  работа  может  оказаться относительно трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой работы, и вызывает утомление, тогда как для тренированного та  же  нагрузка будет относительно легкой,  потребует  меньшего  напряжения  и  не  вызовет большого утомления.

   Эти   два   взаимосвязанных   результата   тренировки   —    возрастающая экономичность  и  уменьшающаяся  утомительность  работы   —   отражают   ее физиологическое значение для организма. Явление экономизации  обнаружилось, как было показано выше, уже при исследовании организма в состоянии покоя.

   Тренированный  расходует  при  предельной  работе  больше  энергии,   чем нетренированный,  а  объясняется  тем,  что  сама   работа,   произведенная

тренированным,  превышает  величину   работы,   которую   может   выполнить

нетренированный.  Экономизация  проявляется  в  несколько  меньшем  расходе

энергии на единицу работы, однако весь объем работы  у  тренированного  при

предельной работе настолько  велик, что общая величина  затраченной  энергии

оказывается очень большой.

   Тесная связь  наблюдается  между  максимальным  потреблением  кислорода  и тренированностью.   Максимальное   потребление   кислорода   сопровождается максимальной    интенсивностью     легочного     дыхания,     которое     у высоко тренированных спортсменов достигает значительно больших величин,  чем у малотренированных.

   Если выполняемая предельная работа характеризуется высокой интенсивностью анаэробных реакций, то она сопровождается накоплением продуктов анаэробного распада. Оно больше у тренированных спортсменов, чем у нетренированных.

   Значительные изменения в химизме крови во время работы говорят о том, что центральная нервная система тренированного организма обладает устойчивостью к  действию  резко   измененного   состава   внутренней   среды.   Организм высоко тренированного спортсмена  обладает  повышенной  сопротивляемостью  к действию  факторов  утомления,  иначе  говоря,  большой  выносливостью.  Он сохраняет работоспособность при таких условиях, при которых нетренированный организм вынужден прекратить работу.

   Функциональные  показатели  тренированности  при   выполнении   предельно напряженной  работы   в   циклических   видах   двигательной   деятельности обусловливаются мощностью работы. Так, из приведенных данных видно, что при работе субмаксимальной и максимальной мощности  наибольшее  значение  имеют анаэробные процессы энергообеспечения, т.е. способность адаптации организма к работе при существенно  измененном  составе  внутренней  среды  в  кислую сторону.  При  работе  большой  и  умеренной  мощности   главным   фактором результативности  является   своевременная   и   удовлетворяющая   доставка кислорода к работающим тканям.  Аэробные  возможности  организма  при  этом должны быть очень высоки.

   При предельно напряженной мышечной деятельности  происходят  значительные изменения практически во всех системах организма, и это говорит о том,  что выполнение этой напряженной работы связано с вовлечением  в  ее  реализацию больших  резервных  мощностей  организма,  с  усилением  обмена  веществ  и энергии.

   Таким образом, организм человека, систематически  занимающегося  активной двигательной деятельностью, в состоянии  совершить  более  значительную  по объему и интенсивности работу, чем организм человека, не занимающегося  ею.

 Это   обусловлено   систематической    активизацией    физиологических    и функциональных систем организма,  вовлечением  и  повышением  их  резервных возможностей, своего рода тренированностью  процессов  их  использования  и пополнения. Каждая клетка, их совокупность, орган, система  органов,  любая функциональная  система  в  результате   целенаправленной   систематической упражняемости  повышают  показатели  своих  функциональных  возможностей  и резервных мощностей, обеспечивая в итоге  более  высокую  работоспособность организма  за  счет  того   же   эффекта   упражняемости,   тренированности мобилизации обменных процессов.

 

 

 

 

Заключение

 

Познание себя самого является необходимым условием обеспечения

жизнедеятельности специалиста  в условиях современных воздействий  внешней

среды. Формирование физической культуры личности будущего специалиста  при этом немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние

средствами физической культуры и двигательной деятельности.

    Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может

осуществлять трудовую деятельность, общаясь с другими людьми, заниматься

спортом и т.д. При этом организм получает более высокую  способность к

сохранению постоянства  внутренней среды при изменяющихся внешних

воздействиях: температура, влажность, давление, сила воздействия солнечной и

космической радиации.

   Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды.

    Экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной

работоспособности студентов.

    Таким образом, можно сделать заключение, что двигательная функция-

основная функция человеческого  организма, которую следует постоянно

совершенствовать для  повышения работоспособности в  любом виде деятельности, в том числе и в умственная

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Физическая культура  студента:Учебник/Под ред. В.И.Ильинича.-

М.:Гардарики,1999.-448 c.

 

2. Физическая культура: Учебное  пособие/Под ред.В.А.Коваленко.-Изд-во

АСВ,2000.-432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тре