Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:31, реферат
Физиология человека как наука о жизнедеятельности здорового человека и функциях его составных частей – клеток, тканей, органов и систем, зародилась в XVII столетии. Основоположником физиологии как самостоятельной отрасли знаний является английский ученый Уильям Гарвей, который в результате многолетних наблюдений и экспериментов создал учение о кровообращении.
Орган слуха
Воспринимает и анализирует звуковые колебания. Звук – это колебательные движения упругих тел, распространяющиеся в различных средах в виде волн.
Звуковые волны обладают двумя переменными пара-рами – частотой и амплитудой. Слуховая система состоит из трех частей:
звукоулавливающей,
звукопередающей,
звуковоспринимающей.
При попадании в ухо звуковой волны приходит в движение барабанная перепонка, а затем цепь слуховых косточек среднего уха; последняя слуховая косточка – стремечко – вдавливает мембрану овального окна, что приводит в движение жидкости, заполняющие лестницу улитки. Далее начинают колебаться определенный участок основной мембраны (соответственно частоте и силе звука) и находящиеся на ней рецепторные клетки. Они возбуждаются, возникает потенциал действия (нервный импульс), передающийся через слуховую проводящую систему в височную кору больших полушарий, где и происходит опознание слуховых раздражителей по всем параметрам, т.е. опознание слуховых образов.
12. Высшая нервная деятельность
Особый раздел физиологии изучает материальные основы психической деятельности человека. Он появился благодаря работам И.П. Павлова, создавшего учение о безусловных и условных рефлексах как двух различных формах поведения человека.
Безусловные рефлексы – видовые генетические, закрепленные, стереотипные формы поведения человека. Возникают сразу, не нуждаются в выработке (например, врожденные пищевые и оборонительные рефлексы).
Условные рефлексы – индивидуально приобретенные в процессе жизни и обучения приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно рефлекторным актом. Условный рефлекс образуется благодаря многократному сочетанию условного раздражителя со стимулом, вызывающим безусловный рефлекс.
Правила образования условных рефлексов
Условный сигнал опережает
по времени безусловное
По силе он не должен быть больше, чем безусловное подкрепление.
Отсутствие посторонних раздражителей.
Здоровая нервная система.
У человека – мотивация (потребность к учению, приобретению знаний, навыков).
Особенностью психических функций человека является наличие 2-й сигнальной системы. Это особые условные рефлексы вырабатываемые на слово (1-я сигнальная система – это конкретные образцы окружающего мира).
Слово – это обобщающий сигнал, заменяющий конкретный предмет, явление. У человека благодаря 2-й сигнальной системе формируется абстрактно-логическое мышце и не. Предпосылками для этих функций являются:
1. Оптимальное кровоснабжение мозга.
Оптимальный уровень возбудимости нервных центром. При низком уровне возбудимости сознание отсутствует (наступает сон). Поддержание оптимального уровня возбудимости нервных центров достигается благодаря активирующим влияниям ретикулярной (сетчатой) формации среднего мозга.
В самостоятельную группу явлений выделяют неосознаваемые психические процессы.
Сознание и подсознание
– взаимосвязанные формы
Возникновение реакций на уровне сознания зависит от оценки значимости сигнала на уровне подсознания. Рассмотрим следующие варианты:
а) если сигнал из подкорки информации не несет, то он тормозится в коре;
б) если сигнал требует шаблонного ответа, то возникает реакция, которая осуществляется по автоматическому типу:
в) если сигнал оценивается как значимый, то возникает активация коры, и реакция носит осознанный характер.
Речь – это исторически
сложившаяся форма общения
Функции речи:
Коммуникативная, т.е. средство общения;
Понятийная (слово – понятие);
Регуляторная – регуляции деятельности различных систем с помощью слова.
Этапы речевого общения:
Воспроизведение речи, выражающееся в акустической (по слуху) и зрительной (письменной) речи.
Восприятие речи – понимание ее.
Речевой ответ.
Разновидности речи:
устная;
письменная;
внутренняя (немая).
В выполнении речевой функции левому полушарию коры больших полушарий головного мозга принадлежит господствующая роль. Правое полушарие доминирует в отношении восприятия предметов, геометрических фигур, деталей образов. Эта межполушарная асимметрия доказана клинико-патологоанатомическими данными. Так, в частности, Брока выявил нарушение речи, связанное с поражением нижней лобной извилины
Память. Память – это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию.
Различают несколько видов памяти:
мгновенную (иконическую) – она длится несколько секунд;
кратковременную (длится от двух-трех дней);
долговременную (от двух-трех дней до конца жизни человека).
При некоторых заболеваниях мозга человек теряет способность запоминать события, происходящие незадолго до и во время болезни. Это симптомы так называемой ретроградной амнезии. Полная потеря памяти называется антероградной амнезией. Ученых издавна интересовали физиологические механизмы различных видов памяти. Так, относительно механизмов кратковременной памяти существует теория, что она реализуется в виде многократной циркуляции потоков импульсов по замкнутым цепям нейронов. Эта теория подтверждена морфологическими данными о наличии в сетях нейронов множественных соединений, образующих круговые пути. В ходе запоминания происходит активация этих путей и многократное возбуждение нервных клеток. Процесс перехода кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией.
В отличие от кратковременной, долговременная память хранит следы пережитых событий неопределенно долго. Она и является носителем жизненного опыта и знаний, приобретенных человеком. О субстрате долговременной памяти существуют разные мнения. Одна из теорий объясняет происхождение долговременной памяти повышением эффективности синапсов (контактов между нейронами) и образованием новых. Другая теория (химическая) базируется на многочисленных опытах и наблюдениях во время обучения. Например, показательные опыты с крысами, которые обучались добираться к пище, балансируя на проволочном мостике. У этих крыс в нервных клетках, ответственных за выполнение двигательного навыка, произошло изменение состава РНК (рибонуклеиновой кислоты).
Можно ли передать память другому организму (т.е. перенести память)? Начало исследованиям в этой области положил опыт с плоскими червями – планариями, которых кормили особями с предварительно выработанным рефлексом. При этом у опытных червей наблюдали ускоренную выработку рефлекса. В качестве переносчика памяти в этих опытах также рассматривается РНК.
Список литературы
1. Азерников В.З. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых. М., 2006.
2. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 2007.
3. Абрамов С.Г. Лекции по естественным наукам. М., 2006.
4. Александров Г.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2007.
5. Кудрявцев П.С. Современное естествознание. Курс лекций. М., 2007.
6. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.
7. Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М., 2005.