Физиология сорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Научное изучение возрастных особенностей детского организма началось сравнительно недавно – во второй половине 19 века. Вскоре после открытия закона сохранения энергии физиологи обнаружили, что ребенок потребляет в течение суток ненамного меньше энергии, чем взрослый, хотя размеры тела ребенка на много меньше. Этот факт требовал рационального объяснения.

Файлы: 1 файл

Дайте определение и опишите функциональные пробы.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

    10. Чем обусловлены  группы крови?  

      Группы  крови – это наследственные врожденные свойства крови, не меняющиеся на протяжении жизни. Группы крови системы АВО  определяются сочетанием агглютиногенов и агглютининов. В эритроцитах содержатся особые вещества антигены, или агглютиногены (А и В), а в белках плазмы агглютинины (α и β). Сочетание А и α и Ви β не возможны из-за возникновения склеивания эритроцитов (агглютинация).

    Одним из агглютиногенов, важных для возрастной физиологии, является резус-фактор. Он содержится у 85% людей (резус-положительные), у 15% этого фактора в крови нет (резус-отрицательные). При переливании резус-положительной крови резус-отрицательному человеку в крови появляются резус-отрицательные антитела, а при повторном переливании резус-положительной крови могут наступить серьезные осложнения в виде агглютинации. Особенно важно учитывать резус фактор при беременности. Если отец резус-положительный, а мать резус-отрицательная, кровь плода будет положительная, так как это доминантный признак. Агглютиногены плода поступают в кровь матери, при первой беременности вызывают в организме матери образование антител (агглютининам) к резус-положительным эритроцитам. Если эти антитела через плаценту проникают в кровь плода, наступит агглютинация и плод может погибнуть. Поскольку при повторных беременностях в крови матери увеличивается количество антител, опасность для детей возрастает. В таком случае либо женщине с отрицательным резусом крови вводят заблаговременно антирезус – гаммаглобулин, либо только что родившемуся ребенку производят заменное переливание крови. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    11. В каких соотношениях  находятся систолическое  и диастолическое  давление? 

      Артериальное давление – важный показатель сердечно-сосудистой системы. Это сила, с которой кровь производит давление на стенки сосудов. Величина давления определяется работой сердца, количеством крови, поступающим в сосудистую систему , интенсивностью ее оттока на периферию, сопротивлением стенок сосудов, вязкостью крови, эластичностью сосудов. Наиболее высокое давление – в аорте. По мере продвижения крови о сосудам давление ее снижается. Наиболее заметно снижается давление в артериоллах и капиллярах.

      Во время  систолы желудочков кровь с силой выбрасывается в аорту, давление крови при этом наибольшее. Это наивысшее давление называют максимальным или систолическим. В фазе диастолы (расслабления)сердца артериальное давление понижается и называется минимальным или диастолическим. Разность между максимальным и минимальным давлением называется пульсовым давлением. На высоту артериального давления оказывают влияние как функционального состояния миокарда, так и сопротивление сосудистой системы.

      В плечевой артерии взрослого человека систолическое давление составляет 110 – 125 мм.рт.ст., а диастолическое 60-85 мм.рт.ст. У детей оно значительно ниже, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем у него больше капиллярная сеть и шире просвет кровеносных сосудов, а, следовательно, и ниже давление крови. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    12. Назовите рецепторы,  с которых импульсы  поступают в дыхательный  центр. Охарактеризуйте  их.  

      Механорецепторный контроль дыхания осуществляется с проприрецепторов дыхательных мышц и трех типов рецепторов, расположенных в органах дыхания (ирритантные, рецепторы растяжения и юкстакапиллярные рецепторы легких).

      Проприорецепторы  дыхательных мышц расположены в  межреберных мышцах и мышцах живота. Импульсы от них распространяются к  спинальным центрам дыхательных  мышц и к центрам головного мозга, ответственным за тонус скелетной мускулатуры. Сегментарные проприоцептивные рефлексы дыхательных мышц регулируют силу сокращений межреберной мускулатуры в соответствии с сопротивлением дыхательной системе.

      Ирритантные рецепторы расположены в слизистой (трахея и бронхи до альвеол). Они быстро адаптируются – раздражаются при действии химических раздражителей и резких изменениях объема легких (пневмоторакс), вызывают чихание, кашель, аспирацию или нюхание, поверхностное дыхание.

      Рецепторы растяжения легких расположены в гладких мышцах дыхательных путей бронхиального дерева и связаны с дыхательным центром через блуждающий нерв. При раздувании легких происходит переключение дыхательной фазы  инспирации на экспирацию.

    Юкстакапиллярные  рецепторы легких расположены в месте контакта альвеол с капиллярами, раздражаются при повышении давления в малом круге кровообращения (отек легких, эмболия мелких сосудов, повреждение легочной ткани, действие БАВ – никотин, гистамин, ростагландины). Их раздражение вызывает частое поверхностное дыхание и одышку. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    13. Опишите морфофункциональные  особенности печени  и желчного пузыря  у детей.  

      Выделение желчи начинается с первого дня  после рождения (накопление желчи  в желчном пузыре при очень  медленном ее образовании начинается еще до родов). По-видимому, количество желчи в раннем детстве достаточно для осуществления пищеварения эмульгированного жира молока. По мере развития ребенка концентрация желчных кислот довольно значительно снижается и затем снова к 20 годам повышается. Таким образом функциональные возможности печени человека рано достигают высокого уровня и чрезвычайно медленно уменьшаются к старости.  Печень, по своим основным морфологическим, биохимическим и функциональным показателям – весьма медленно стареющий орган.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. К чему приводит недостаточное  поступление непредельных жирных кислот  в  организм?
 

   В рационе  здорового взрослого человека жиры должны составлять около 30) общей калорийности пищи, т.е. 80-100г в день необходимо использовать в пищу жиры и животного и растительного происхождения, в соотношении 2:1, так как некоторые составные компоненты растительных жиров не могут синтезироваться в организме. Это так называемые непредельные жирные кислоты: линолевая, линоленовая, арахидоновая. Недостаточное поступление этих жирных кислот в организм человека, приводит к нарушению обмена веществ и развитию атеросклеротических процессов в сердечно-сосудистой системе.

   Потребности детей и подростков в жирах  имеют свои возрастные особенности. Так, до 1,5 лет потребности в растительных жирах нет, а общая потребность составляет 50г в день, с 2-10 лет потребность в жирах увеличивается до 80г в день, а в растительных до 15г, в период полового созревания потребность в жирах у юношей составляет 110г в сутки, а у девушек – 90г, причем потребность в растительных жирах у обоих полов одинакова – 20г в сутки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Охарактеризуйте объем двигательных навыков у детей  с периода новорожденности  до 15 лет. 
 

      У новорожденного ребенка наблюдаются беспорядочные движения конечностей, туловища и головы. Координированные ритмические сгибания, разгибания, приведение и отведение сменяются аритмичными, изолированными движениями. Изменение мышечного тонуса, расширение объема и спектра движений, развитие мышц туловища и таза.

    Нарастание  тонуса затылочных мышц позволяет ребенку 1,5 – 2 месяца, положенному на живот, поднимать голову. В 2,5-3 месяца развиваются  движения рук в направлении к  видимому предмету. В 4 месяца ребенок  поворачивается со спины на бок, а в 5 месяцев переворачивается на живот и с живота на спину. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок готовится к ползанию: лежа на животе все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища, а к 8 месяцам он способен проползать довольно большие расстояния.

      В возрасте 6-8 месяцев ребенок начинает садиться, вставать, стоять и опускаться, придерживаясь  руками за опору. К концу 1 года ребенок  спокойно стоит и, как правило, начинает ходить. Но шаги ребенка в этот период – короткие, неравномерные положение тела неустойчивое. Стараясь сохранить равновесие, ребенок балансирует руками, широко ставит ноги. Постепенно длина шага увеличивается, к 4 годам она достигает 40см, но шаги все еще не равномерные. От 8-15 лет длина шага продолжает увеличиваться, а темп ходьбы снижаться.

      В возрасте 4-5 лет детям доступны более сложные  двигательные акты: бег, прыжки, катание  на коньках, плавание, гимнастические упражнения. В этом возрасте дети могут  рисовать, играть на музыкальных инструментах. Однако дошкольники и младшие школьники в связи с несовершенством механизмов регуляции трудно усваивают навыки, связанные с точностью движения рук, воспроизведением заданных усилий.

      К 12-14 годам  происходит повышение меткости бросков, метаний в цель, точности прыжков. Однако у подростков отмечается ухудшение координации движений, что связано с морфофункциональными изменениями организма в период полового созревания. С половым созреванием связано и снижение выносливости в скоростном беге у 14-15 летних подростков, хотя скорость бега к этому возрасту существенно возрастает.

      По мере роста ребенка развивается и  прыжок. Дети раннего возраста при  подпрыгивании не отрывают ног от почвы, и их движения сводятся к приседанию и выпрямлению тела. С 3 лет ребенок  начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Лишь начиная с 6 лет наблюдается координация нижних конечностей при прыжке. Дальность прыжка в длину с места возрастает у мальчиков до 13 лет, у девочек до 12-13 лет. После 13 лет разница в прыжках в длину в зависимости от пола становится ярко выраженной, а при прыжках в высоту проявляется уже с 11лет.

      Суточная  двигательная активность детей может  быть выражена в объеме естественных локомоций. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12-16 тыс. движений. У подростков суточное число локомоций повышается. Например, у мальчиков 14-15 лет по сравнению со школьниками 8-9 лет суточная двигательная активность увеличивается более чем на 35%, а объем выполненной при этом работе на 160%.

      Естественная суточная активность девочек ниже, чем мальчиков. Девочки меньше проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организационных форм физического воспитания. По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей и подростков падает на 30-45%.

    Состояние здоровья, уровень активности двигательных качеств  и физической работоспособности  школьников 11-15 лет дали основание  считать для них высоким, уровень  двигательной активности гигиенической  нормой 21-30тыс. локомоций, объем работы 110-150тыс. кгм\сутки, динамический компонент 20-25%.

      Учащиеся  этого же возраста при двигательной активности в 2-3 раза ниже гигиенической  нормы находятся в состоянии  гиподинамии. У таких школьников страдают обменные процессы, снижены двигательная подготовленность, иммунобиологическая реактивность, работоспособность. Наблюдается неэкономичная деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхании при физических нагрузках.

      Однако  и чрезмерная двигательная активность у детей и подростков, обусловлена преимущественно интенсивной систематической спортивной тренировкой или соревнованиями, в сочетании с большим эмоциональным напряжением, нередко влечет неблагоприятные изменения со стороны опорно-двигательного аппарата. У юных спортсменов наблюдаются признаки угнетения функции передней доли гипофиза и относительной недостаточности коры надпочечников.

      Из всех возрастных групп детей, младший  школьный возраст (6-11 лет) оказывается  наиболее продуктивным периодом развития двигательных возможностей и физического совершенствования.

    Адекватное  физическое воспитание должно обеспечивать детям и подросткам требуемое  их организмом количество движений. Рекомендуется  широко внедрять ежедневные 15-20 минутные подвижные игры для детей 1-2 классов  после 3 урока. В этих случаях умственная работоспособность возрастает в 3-5 раз. Для подростков так же рекомендуется активный отдых после 3-4 урока и во второй половине дня, перед приготовлением домашнего задания. Если дать активный отдых после 5 или 6 урока, то наряду с ухудшением показателей работоспособности наблюдается угнетение фагоцитарной активности лейкоцитов в крови.

  1. Перечислите виды выносливости. Что такое «аэробная выносливость».
 

      Виды  выносливости: аэробная скоростная, силовая, скоростно-силовая.

    Аэробная выносливость –способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробные системы используют кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры, и частично белки, что делают аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Как проявляется у  детей адаптация  дыхательной системы  к физической нагрузке?
 

      Адаптация системы дыхания к физической нагрузке у детей проявляется  увеличением легочной вентиляции при мышечной нагрузки, что происходит за счет увеличения частоты дыхания и в меньшей степени-за счет углубления дыхания (нерациональная регуляция). С возрастом относительные величины (на кг массы тела) объема легочной вентиляции и количество потребляемого кислорода снижается, что свидетельствует об экономизации окислительных процессов и эффективном использовании кислорода. У детей повышенная чувствительность к недостатку кислорода, поэтому низкая способность к работе в анаэробных условиях. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют повышению потребления кислорода и способность к работе в анаэробных условиях. К 17-18 годам переносят кислородный долг, как взрослые.

Информация о работе Физиология сорта