Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:06, контрольная работа
Научное изучение возрастных особенностей детского организма началось сравнительно недавно – во второй половине 19 века. Вскоре после открытия закона сохранения энергии физиологи обнаружили, что ребенок потребляет в течение суток ненамного меньше энергии, чем взрослый, хотя размеры тела ребенка на много меньше. Этот факт требовал рационального объяснения.
10.
Чем обусловлены
группы крови?
Группы крови – это наследственные врожденные свойства крови, не меняющиеся на протяжении жизни. Группы крови системы АВО определяются сочетанием агглютиногенов и агглютининов. В эритроцитах содержатся особые вещества антигены, или агглютиногены (А и В), а в белках плазмы агглютинины (α и β). Сочетание А и α и Ви β не возможны из-за возникновения склеивания эритроцитов (агглютинация).
Одним из агглютиногенов,
важных для возрастной физиологии, является
резус-фактор. Он содержится у 85% людей
(резус-положительные), у 15% этого фактора
в крови нет (резус-отрицательные). При
переливании резус-положительной крови
резус-отрицательному человеку в крови
появляются резус-отрицательные антитела,
а при повторном переливании резус-положительной
крови могут наступить серьезные осложнения
в виде агглютинации. Особенно важно учитывать
резус фактор при беременности. Если отец
резус-положительный, а мать резус-отрицательная,
кровь плода будет положительная, так
как это доминантный признак. Агглютиногены
плода поступают в кровь матери, при первой
беременности вызывают в организме матери
образование антител (агглютининам) к
резус-положительным эритроцитам. Если
эти антитела через плаценту проникают
в кровь плода, наступит агглютинация
и плод может погибнуть. Поскольку при
повторных беременностях в крови матери
увеличивается количество антител, опасность
для детей возрастает. В таком случае либо
женщине с отрицательным резусом крови
вводят заблаговременно антирезус – гаммаглобулин,
либо только что родившемуся ребенку производят
заменное переливание крови.
11.
В каких соотношениях
находятся систолическое
и диастолическое
давление?
Артериальное давление – важный показатель сердечно-сосудистой системы. Это сила, с которой кровь производит давление на стенки сосудов. Величина давления определяется работой сердца, количеством крови, поступающим в сосудистую систему , интенсивностью ее оттока на периферию, сопротивлением стенок сосудов, вязкостью крови, эластичностью сосудов. Наиболее высокое давление – в аорте. По мере продвижения крови о сосудам давление ее снижается. Наиболее заметно снижается давление в артериоллах и капиллярах.
Во время систолы желудочков кровь с силой выбрасывается в аорту, давление крови при этом наибольшее. Это наивысшее давление называют максимальным или систолическим. В фазе диастолы (расслабления)сердца артериальное давление понижается и называется минимальным или диастолическим. Разность между максимальным и минимальным давлением называется пульсовым давлением. На высоту артериального давления оказывают влияние как функционального состояния миокарда, так и сопротивление сосудистой системы.
В плечевой
артерии взрослого человека систолическое
давление составляет 110 – 125 мм.рт.ст., а
диастолическое 60-85 мм.рт.ст. У детей оно
значительно ниже, чем у взрослых. Чем
меньше ребенок, тем у него больше капиллярная
сеть и шире просвет кровеносных сосудов,
а, следовательно, и ниже давление крови.
12.
Назовите рецепторы,
с которых импульсы
поступают в дыхательный
центр. Охарактеризуйте
их.
Механорецепторный контроль дыхания осуществляется с проприрецепторов дыхательных мышц и трех типов рецепторов, расположенных в органах дыхания (ирритантные, рецепторы растяжения и юкстакапиллярные рецепторы легких).
Проприорецепторы дыхательных мышц расположены в межреберных мышцах и мышцах живота. Импульсы от них распространяются к спинальным центрам дыхательных мышц и к центрам головного мозга, ответственным за тонус скелетной мускулатуры. Сегментарные проприоцептивные рефлексы дыхательных мышц регулируют силу сокращений межреберной мускулатуры в соответствии с сопротивлением дыхательной системе.
Ирритантные рецепторы расположены в слизистой (трахея и бронхи до альвеол). Они быстро адаптируются – раздражаются при действии химических раздражителей и резких изменениях объема легких (пневмоторакс), вызывают чихание, кашель, аспирацию или нюхание, поверхностное дыхание.
Рецепторы растяжения легких расположены в гладких мышцах дыхательных путей бронхиального дерева и связаны с дыхательным центром через блуждающий нерв. При раздувании легких происходит переключение дыхательной фазы инспирации на экспирацию.
Юкстакапиллярные
рецепторы легких расположены в месте
контакта альвеол с капиллярами, раздражаются
при повышении давления в малом круге
кровообращения (отек легких, эмболия
мелких сосудов, повреждение легочной
ткани, действие БАВ – никотин, гистамин,
ростагландины). Их раздражение вызывает
частое поверхностное дыхание и одышку.
13.
Опишите морфофункциональные
особенности печени
и желчного пузыря
у детей.
Выделение
желчи начинается с первого дня
после рождения (накопление желчи
в желчном пузыре при очень
медленном ее образовании начинается
еще до родов). По-видимому, количество
желчи в раннем детстве достаточно для
осуществления пищеварения эмульгированного
жира молока. По мере развития ребенка
концентрация желчных кислот довольно
значительно снижается и затем снова к
20 годам повышается. Таким образом функциональные
возможности печени человека рано достигают
высокого уровня и чрезвычайно медленно
уменьшаются к старости. Печень, по
своим основным морфологическим, биохимическим
и функциональным показателям – весьма
медленно стареющий орган.
В рационе здорового взрослого человека жиры должны составлять около 30) общей калорийности пищи, т.е. 80-100г в день необходимо использовать в пищу жиры и животного и растительного происхождения, в соотношении 2:1, так как некоторые составные компоненты растительных жиров не могут синтезироваться в организме. Это так называемые непредельные жирные кислоты: линолевая, линоленовая, арахидоновая. Недостаточное поступление этих жирных кислот в организм человека, приводит к нарушению обмена веществ и развитию атеросклеротических процессов в сердечно-сосудистой системе.
Потребности
детей и подростков в жирах
имеют свои возрастные особенности.
Так, до 1,5 лет потребности в растительных
жирах нет, а общая потребность составляет
50г в день, с 2-10 лет потребность в жирах
увеличивается до 80г в день, а в растительных
до 15г, в период полового созревания потребность
в жирах у юношей составляет 110г в сутки,
а у девушек – 90г, причем потребность в
растительных жирах у обоих полов одинакова
– 20г в сутки.
У новорожденного ребенка наблюдаются беспорядочные движения конечностей, туловища и головы. Координированные ритмические сгибания, разгибания, приведение и отведение сменяются аритмичными, изолированными движениями. Изменение мышечного тонуса, расширение объема и спектра движений, развитие мышц туловища и таза.
Нарастание тонуса затылочных мышц позволяет ребенку 1,5 – 2 месяца, положенному на живот, поднимать голову. В 2,5-3 месяца развиваются движения рук в направлении к видимому предмету. В 4 месяца ребенок поворачивается со спины на бок, а в 5 месяцев переворачивается на живот и с живота на спину. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок готовится к ползанию: лежа на животе все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища, а к 8 месяцам он способен проползать довольно большие расстояния.
В возрасте 6-8 месяцев ребенок начинает садиться, вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за опору. К концу 1 года ребенок спокойно стоит и, как правило, начинает ходить. Но шаги ребенка в этот период – короткие, неравномерные положение тела неустойчивое. Стараясь сохранить равновесие, ребенок балансирует руками, широко ставит ноги. Постепенно длина шага увеличивается, к 4 годам она достигает 40см, но шаги все еще не равномерные. От 8-15 лет длина шага продолжает увеличиваться, а темп ходьбы снижаться.
В возрасте 4-5 лет детям доступны более сложные двигательные акты: бег, прыжки, катание на коньках, плавание, гимнастические упражнения. В этом возрасте дети могут рисовать, играть на музыкальных инструментах. Однако дошкольники и младшие школьники в связи с несовершенством механизмов регуляции трудно усваивают навыки, связанные с точностью движения рук, воспроизведением заданных усилий.
К 12-14 годам происходит повышение меткости бросков, метаний в цель, точности прыжков. Однако у подростков отмечается ухудшение координации движений, что связано с морфофункциональными изменениями организма в период полового созревания. С половым созреванием связано и снижение выносливости в скоростном беге у 14-15 летних подростков, хотя скорость бега к этому возрасту существенно возрастает.
По мере роста ребенка развивается и прыжок. Дети раннего возраста при подпрыгивании не отрывают ног от почвы, и их движения сводятся к приседанию и выпрямлению тела. С 3 лет ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Лишь начиная с 6 лет наблюдается координация нижних конечностей при прыжке. Дальность прыжка в длину с места возрастает у мальчиков до 13 лет, у девочек до 12-13 лет. После 13 лет разница в прыжках в длину в зависимости от пола становится ярко выраженной, а при прыжках в высоту проявляется уже с 11лет.
Суточная двигательная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12-16 тыс. движений. У подростков суточное число локомоций повышается. Например, у мальчиков 14-15 лет по сравнению со школьниками 8-9 лет суточная двигательная активность увеличивается более чем на 35%, а объем выполненной при этом работе на 160%.
Естественная суточная активность девочек ниже, чем мальчиков. Девочки меньше проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организационных форм физического воспитания. По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей и подростков падает на 30-45%.
Состояние здоровья, уровень активности двигательных качеств и физической работоспособности школьников 11-15 лет дали основание считать для них высоким, уровень двигательной активности гигиенической нормой 21-30тыс. локомоций, объем работы 110-150тыс. кгм\сутки, динамический компонент 20-25%.
Учащиеся этого же возраста при двигательной активности в 2-3 раза ниже гигиенической нормы находятся в состоянии гиподинамии. У таких школьников страдают обменные процессы, снижены двигательная подготовленность, иммунобиологическая реактивность, работоспособность. Наблюдается неэкономичная деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхании при физических нагрузках.
Однако и чрезмерная двигательная активность у детей и подростков, обусловлена преимущественно интенсивной систематической спортивной тренировкой или соревнованиями, в сочетании с большим эмоциональным напряжением, нередко влечет неблагоприятные изменения со стороны опорно-двигательного аппарата. У юных спортсменов наблюдаются признаки угнетения функции передней доли гипофиза и относительной недостаточности коры надпочечников.
Из всех возрастных групп детей, младший школьный возраст (6-11 лет) оказывается наиболее продуктивным периодом развития двигательных возможностей и физического совершенствования.
Адекватное физическое воспитание должно обеспечивать детям и подросткам требуемое их организмом количество движений. Рекомендуется широко внедрять ежедневные 15-20 минутные подвижные игры для детей 1-2 классов после 3 урока. В этих случаях умственная работоспособность возрастает в 3-5 раз. Для подростков так же рекомендуется активный отдых после 3-4 урока и во второй половине дня, перед приготовлением домашнего задания. Если дать активный отдых после 5 или 6 урока, то наряду с ухудшением показателей работоспособности наблюдается угнетение фагоцитарной активности лейкоцитов в крови.
Виды выносливости: аэробная скоростная, силовая, скоростно-силовая.
Аэробная
выносливость –способность длительно
выполнять работу средней мощности и противостоять
утомлению. Аэробные системы используют
кислород для превращения углеводов в
источники энергии. При длительных занятиях
в этот процесс вовлекаются также жиры,
и частично белки, что делают аэробную
тренировку почти идеальной для потери
жира.
Адаптация системы дыхания к физической нагрузке у детей проявляется увеличением легочной вентиляции при мышечной нагрузки, что происходит за счет увеличения частоты дыхания и в меньшей степени-за счет углубления дыхания (нерациональная регуляция). С возрастом относительные величины (на кг массы тела) объема легочной вентиляции и количество потребляемого кислорода снижается, что свидетельствует об экономизации окислительных процессов и эффективном использовании кислорода. У детей повышенная чувствительность к недостатку кислорода, поэтому низкая способность к работе в анаэробных условиях. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют повышению потребления кислорода и способность к работе в анаэробных условиях. К 17-18 годам переносят кислородный долг, как взрослые.