Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:52, контрольная работа
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Физкультурные занятия — основная форма
организованного систематического обучения
физическим упражнениям.
Эта форма работы является ведущей для
формирования правильных двигательных
умений и навыков, создает благоприятные
условия для усвоения общих положений
и закономерностей при выполнении физических
упражнений, содействует развитию разносторонних
способностей детей. Обучающие физкультурные
занятия одновременно со всеми детьми
позволяют обеспечить сознательное усвоение
материала, подвести детей к обобщениям,
связанным с овладением двигательными
действиями и их использованием. Без обобщения
невозможен перенос правильного выполнения
в другие ситуации.
Занятия физкультурой позволяют научить
дошкольников самостоятельно создавать
условия для двигательной деятельности,
подводить к самостоятельному выполнению
сложных двигательных действий, формировать
и развивать навыки самоорганизации в
исIпользовании
различных движений и воспитать интерес
и стремление к активным действиям, тем
самым обеспечивая базу для интересной
и содержательной деятельности в повседневной
жизни. Чем увлекательнее и содержательнее
занятия, тем богаче двигательный опыт
ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения
высокого двигательного режима в течение
дня, который необходим для удовлетворения
потребности растущего организма в движениях.
Физкультурные занятия способствуют формированию
у дошкольников навыков учебной деятельности.
Они приучают детей запоминать план действий
и руководствоваться им в ходе выполнения
физических упражнений. Развивают у детей
оценочные суждения: достижение хороших
результатов на виду у всех детей вселяет
в ребенка уверенность и создает радостное
настроение, осознание своих способностей
и возможностей в реализации общих интересов,
а разделенная радость — это двойная радость.
Успешное решение образовательных задач
возможно лишь при соблюдении требований
к оздоровительной направленности физкультурных
занятий. Обеспечение высокой двигательной
активности детей, соблюдение научно обоснованных
нагрузок на все органы и системы ребенка
позволяют обеспечить эффект в его физическом
развитии и укреплении здоровья.
Специально организованные физкультурные
занятия со всей группой обеспечивают
прохождение и освоение программного
материала в определенной последовательности;
позволяют, по мере необходимости, повторять
и закреплять двигательные действия. Обучение
проводится систематически. Занятия строятся
по определенному плану и поэтому позволяют
дозировать физиологическую нагрузку,
постепенно и осторожно увеличивая ее,
что способствует повышению выносливости
организма. Подготовка организма к выполнению
сложных движений позволяет предупредить
травматизм при их выполнении.
Дети приучаются слушать указания воспитателя,
выполнять движения одновременно всей
группой, организуясь различными способами,
что формирует у них активность, воспитывает
сознательное отношение к проводимым
упражнениям, умение выслушивать до конца
и действовать в соответствии с заданным
планом I или творчески выполнять предложенные
задания.
На физкультурных занятиях
дети приобретают знания об общих
положениях, характерных для каждой
группы движений, руководствуясь которыми
ребенок способен действовать самостоятельно
и усваивать доступные
Физкультурные занятия были введены в
дошкольные учреждения в 50е годы XX в. Первоначально
занятия с использованием физических
упражнений получили название занятия
гимнастикой и подвижными играми (Е. Г.
ЛевиГориневская, Н. И. Кильпио). Это название
определяло содержание двигательных действий,
которые включались в занятия, оно ограничивалось
подвижными играми и использованием физических
упражнений, входящих в основную гимнастику
(основные движения, общеразвивающие и
строевые упражнения).
В дальнейшем, благодаря исследованиям
ряда ученых, круг физических упражнений
для дошкольников расширился. Была доказана
целесообразность и полезность включения
в работу с детьми спортивных видов физических
упражнений: плавания, обучения ходьбе
на лыжах, катания на коньках; предусматривалось
включение в обучение элементов спортивных
игр: баскетбола, тенниса, бадминтона и
т.д. Это содержание было значительно ширю
названия занятия по обучению движениями,
оно стало именоваться занятием физическими
упражнениями.
В 70е годы XX столетия исследования А. В.
Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно доказали,
что в ходе обучения физическим упражнениям
важно давать детям знания о технике выполнения
движений, чтобы формирование двигательных
умений и навыков осуществлялось не только
через большое количество повторений,
а влияло на быстроту усвоения движений
через реализацию принципа осознанности
в обучении. Тем самым был поставлен вопрос
не только о формировании двигательных
навыков, но и о приобщении дошкольников
к физической культуре общества. В связи
с этим данные занятия получили название
физкультурных, предусматривающих передачу
дошкольникам общественноисторического
опыта, культуры выполнения движений,
выработанной человечеством.
Схема построения физкультурного занятия
и ее обоснование
С самого начала в разработке схемы построения
физкультурного занятия были выделены
существенные различия в расположении
материала на занятиях с использованием
физических упражнений в сравнении с занятиями
по другим областям знанииНапример, если
на занятиях по математике, развитию речи
и ДР
Вамый сложный материал для
усвоения предлагается в самом навале,
пока внимание ребенка, его сосредоточенность
находятся ; на высоком уровне, то на физкультурных
занятиях самые сложные движения включаются
ближе к середине, когда разогреты ь различные мышечные
группы, постепенно подведены кувеличению
физиологической нагрузки сердечнососудистая
и дыхательная системы, т.е. основным принципом
расположения физичес ких упражнений
на физкультурных занятиях является учет
рабо: тоспособности человеческого организма,
предупреждение травматизма.
Этот принцип был положен в основу структуры
занятий гимнастикой и подвижными играми,
разработанной Е.Г.ЛевиГориневской. Она
предлагала выделить три части: вводную,
основную, заключительную. В методических
разработках для воспитателей и в практике
работы детского сада утвердилась эта
трехчастная структура. В вводной части
необходимо было заинтересовать детей,
сосредоточить их внимание и дать первоначальную
нагрузку. В основную часть включались
общеразвивающие упражнения (для того
чтобы разогреть различные мышечные группы),
основные движения и подвижная игра. Заключительная
часть преследовала снижение физиологической
нагрузки для перехода к спокойной деятельности.
В этой структуре не устанавливалась взаимосвязь
подбора физических упражнений в разных
частях занятия. Каждая включенная группа
физических упражнений решала свои задачи.
Так, общеразвивающие упражнения должны
были подбираться для всех мышечных групп,
чтобы обеспечить их пропорциональное
развитие и разогреть, подготовить организм
для выполнения более сложных основных
движений, но при этом не учитывалось сочетание
общеразвивающих упражнений и основных
движений.
Однако в 70х годах Д.В.Хухлаева предлагает
в структуре физкультурных занятий выделять
4 части: вводную, подготовительную, основную,
заключительную, т.е. строить занятие в
детском саду по типу урока в школе.
В настоящее время авторы учебников и
методических пособий предлагают разные
схемы построения занятия, рассмотрим
некоторые из них.
В учебнике А. В. Кенеман предлагается
трехчастная структура занятия, состоящая
из вводноподготовительной части, основной
и заключительной. Она объединяет первые
две части физкультурного занятия предложенной
Д.В.Хухлаевой структуры. Изменение в структуре
связано с тем, что готовить к усвоению
техники выполнения основных движений
можно не только через общеразвивающие
упражнения. Оживить мышечные ощущения,
необходимые для овладения новыми движениями,
можно и через упражнения, вклю
ченные в вводную часть занятия.
Так, для обучения правильному толчку
и нахождению места для отталкивания в
прыжках в высоту с разбега можно использовать
упражнение «Ударь в бубен» или прыжки
на одной ноге и т.д.
Выделение подготовительной части, включающей
общеразвивающие упражнения, связано
с тем, что соответствующий подбор этой
группы упражнений может обеспечить более
успешное выполнение основных движений,
т.е. выполнять подводящую функцию при
обучении. Так, при обучении детей младшего
дошкольного возраста мягкому приземлению
на полусогнутые ноги в прыжках целесообразно
в комплекс общеразвивающих упражнений
включить «пружинки», которые оживят мышечные
ощущения, составляющие основу мягкого
приземления, или для усвоения техники
подлезания в общеразвивающие упражнения
включить выгибание и прогибание спины.
Несомненно, подводящая функция общеразвивающих
упражнений окажет положительное влияние
на овладение правильным выполнением
основных движений. Таким образом, целенаправленный
подбор упражнений для усвоения сложных
движений может осуществляться в любой
части занятия до выполнения ведущего
движения.
Однако и эта структура не могла быть принята
безоговорочно. Общеразвивающие упражнения
могут выполнять функцию подводящих упражнений
при условии их правильного выполнения.
Если взять детей школьного возраста,
то они большинство общеразвивающих упражнений
могут выполнить с ходу. Дошкольники же
должны сначала усвоить точность структуры
самих общеразвивающих упражнений, прежде
чем они смогут выполнять роль подводящих
упражнений. А в связи с тем, что через
общеразвивающие упражнения ребенок усваивает
такие качества движения, то выводить
их из основной части нецелесообразно,
они сами нередко выступают как ядро для
усвоения материала занятия. Поэтому,
например, в пособии Т. И. Осокиной физкультурное
занятие является трехчастным, состоящим
из вводной, основной (общеразвивающие
упражнения, основные движения и подвижная
игра) и заключительной части.
Рассмотрим задачи и содержание каждой
части занятия. В вводной, как и в других
частях занятия, решаются прежде всего
образовательные задачи:
В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи:
Основные движения включаются
для первоначального
В заключительной части предусматривается
переход от интенсивной деятельности
к спокойной, снижение физиологической
иагрузки, с тем чтобы в течение 2—4 мин
после занятия пульс ребенка пришел в
исходное состояние. Это достигается включением
малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.
Продолжительность всех занятий в младшей
группе составляет 5—20 мин, в средней —
20—25 мин, в старшей — 25—30 мин, в подготовительной
— до 35 мин.
Типы физкультурных занятий характеризуются
большим разнообразием. Можно выделить
занятия по содержанию: гимнастика и подвижные
игры, обучение спортивным упражнениям
и элементам спортивных игр, развитие
ориентирования; занятияпохо: ды (элементарный
туризм).
Различаются физкультурные занятия по
использованию методов работы; большое
место в детских садах занимают занятия
сме шанного типа (когда на одном занятии
происходит разучивание Вцних упражнений,
закрепление и совершенствование других),
применяются игровой и сюжетный типы занятий.
Занятие может также предусматривать
только закрепление и Совершенствование
движений. Используется и контрольный
тип, Когда педагог определяет уровень
усвоения материала за квартал, Юолугодие,
год. При этом структура физкультурных
занятий не Меняется, они отличаются задачами
содержания, подбором упражнений и формой
проведения.
На протяжении дошкольного
возраста при соответствующей
Возраст 5-7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой
формирования у ребенка позиции
созидателя по отношению к своему
здоровью является наличие у него
потребности в здоровом образе жизни,
которая формируется при
Спортивные игры
и соревнования с детьми дошкольного
возраста не проводятся, так как
они требуют длительных тренировок,
огромного физического и
При подборе физических
упражнений следует учитывать возрастные
особенности детей конкретной возрастной
группы детского сада, а не вообще детей-дошкольников.
Надо помнить, что дети седьмого года
жизни уже многое умеют, и усложнение
работы с ними идет не только за счет
увеличения объема упражнений и нормативов,
но и за счет усложнения материала,
увеличения требований к качеству выполнения
движений. Вместе с тем нужно осуществлять
и индивидуальный подход к детям,
помнить, что в подготовительной
к школе группе могут быть и
вновь поступившие или
Для повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо, чтобы различные формы их организации включались в план работы воспитателя ежедневно.
Для совместной работы с родителями можно привлечь их к участию в любом спортивном занятии, например, приглашать по одному родителю в день провести с детьми утреннюю гимнастику, или принять участие в игре на свежем воздухе. Дать задание на выходные провести такую же зарядку и занятие дома семьей всем остальным детям.
В течение недели физкультурные занятия, игры и физические упражнения могут чередоваться следующим образом:
• Понедельник – физкультурное занятие (в зале или на воздухе);
• Вторник – спортивные игры и упражнения на утренней прогулке (а в остальные дни недели на вечерней прогулке);
• Среда – физкультурное занятие на прогулке;
• Четверг – подвижные игры и упражнения на прогулке;
• Пятница – физкультурное занятие (в зале или на воздухе).
Возможны и другие варианты чередования занятий, игр и упражнений в течение недели. Кроме того, надо помнить, что подвижные игры проводятся каждый день.
Такие движения, как ходьба, бег, лазание и т. д., если они выполняются правильно, способствуют формированию правильной осанки. Ряд упражнений специально используется для этой цели: упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота. Развитие и укрепление этих групп мышц, в основном разгибателей, способствуют созданию так называемого «мышечного корсета», воспитанию правильной осанки. В каждом занятии предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазание по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т. д.), но все эти упражнения должны выполняться методически правильно.