Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:38, реферат
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11»
Железнодорожного района городского округа
город Воронеж
ФОРМИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ
НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
2013 г.
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
В ходе анализа научно-методической литературы по данной проблеме мною были выбраны современные инновационные технологии, такие как: Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «В мире детских эмоций»; Зедгенидзе В.Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»; Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»; Панфилова М.А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е.В., «Вместе веселее!»; Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!».
Система игр, условно разделена на 4 блока:
1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.
2 блок предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.
С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения - "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занятия, заключительную часть.
3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.
Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других детей.
Реализации этой цели способствует
использование и проведение таких
игр и упражнений, как: «Комплименты»,
«Подумай и ответь» (за что тебя можно
любить, за что можно пожурить), «Мои
любимые вещи», «Какой я», «Составь
рассказ» (метод незаконченных
Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.
Надеюсь, уважаемые коллеги, что представленный материал пригодится в Вашей дальнейшей работе.
Модель формирования коммуникативных умений у дошкольников.
Информация о работе Формирование коммуникативных умений на физкультурных мероприятий в детском саду