Формирование навыка осанки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование физического воспитания в дошкольном учреждении нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений в осанке.
Значение хорошей осанки трудно переоценить : здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются основой не только стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.
Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей.

Содержание работы

1. Введение. Анализ состояния здоровья детей.
2. Что такое осанка. Виды осанок. Влияние на организм ребенка неправильной осанки.
3. Основные условия предупреждения искривления позвоночника и формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

План.

1. Введение. Анализ  состояния здоровья детей.

2. Что такое  осанка. Виды осанок. Влияние на  организм ребенка неправильной  осанки.

3. Основные  условия предупреждения искривления  позвоночника и формирования  правильной осанки у детей  дошкольного возраста.

1.Введение.

Совершенствование физического воспитания в дошкольном учреждении нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых  является  профилактика нарушений в осанке.

Значение  хорошей осанки трудно переоценить : здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются основой не только стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.

Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей.

Многие ученые (И.С.Красикова, И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова) отмечают, что на протяжении последних десятилетий  в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе , и детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Практически здоровые дети составляют сегодня  лишь 4% от всего детского населения. Количество детей с нарушениями осанки за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным исследований (М.Д.Дидур, А.А.Потапчук), от 60 до 80%, то есть в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки встречаются уже у детей раннего возраста  , в 4 года- у 17%, а в 7 лет- у 30% (Л.В.Янковский). Нарушение осанки - это не болезнь, а пока лишь, нарушения развития костно-мышечного аппарата. Однако на фоне этого, как многим кажется безобидного дефекта, развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению и способны отравить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, самым неблагоприятным образом сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности.[2]

Ученые (Т.Л.Богина, Г.П. Сердюковская,  Б.Б.Егоров и др.) приходят к выводу, что главными причинами такого положения являются: недостаточная двигательная активность; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы.[5]

Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи ( М.В.Арсланов, Н.Т.Белякова, А.Н. Буровых, О.В.Козырева, А.Д.Дубогай и др.) приходят к единому мнению , что именно дошкольное учреждение может и должно быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.[2]

2. Что такое  осанка. Виды осанок. Влияние на организм ребенка неправильной осанки.

Осанка-  привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста , развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично , плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью. Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.[3]

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз- боковое искривление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена , плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

Для лордотической осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.

Сколиозы сопровождаются ассиметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых  треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).

Различаются три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мышечной системы.

При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях лечебной  гимнастикой под руководством квалифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью лечебной гимнастики не восстанавливаются.

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, имеющих плохое зрение и слух.

Появившиеся в дошкольном возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого , следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма ребенка.[1]

3. Основные  условия предупреждения искривления  позвоночника и формирования  правильной осанки у детей  дошкольного возраста. 

         Дошкольный период является важнейшим и определяющим для развития человека в целом. В этот период формируются основы физического и психического развития ребенка , вырабатываются определенные черты характера , приобретаются жизненно важные умения и навыки. Программой Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца предусмотрена такая задача, как формирование правильной осанки и гармоничного телосложения дошкольников. Особо остро проявляется эта проблема на фоне того, что дети уже имеют функциональные отклонения. Поэтому актуальной в дошкольном возрасте является задача предупреждения и исправления дефектов осанки.

В дошкольном возрасте осанка у детей еще неустойчива, она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности.

Они определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды , хронические и острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера.

Правильная форма позвоночника и хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь развитым мышечным корсетом. Детям дошкольного возраста необходимы движения , в которых активно участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса и кисти. Самое эффективное средство профилактики нарушений осанки – это физические упражнения. Физические упражнения, усиливая ток крови во всех участках тела, увеличивают кровоснабжение в центральной нервной системе, повышая этим питание головного мозга и создавая лучшие условия для его работы.

Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Воспитание правильной осанки можно рассматривать , как условия общего укрепления организма. Нельзя сидеть скрестив голени, зацепившись ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. Сутулость, наклон головы   вперед, выпяченный живот возникают в результате неправильной позы ребенка. После долгого сидения ребенку необходимо подвигаться, выполнить несколько упражнений.

Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Работу по   формированию правильной осанки следует вести постоянно со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения.

Можно детям предложить ряд упражнений для формирования  и закрепления навыка правильной осанки:

Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.

Принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение.

Принять правильную осанку, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба, медленно встать в И.П.

Ходьба с предметом на голове с сохранением правильной осанки, перешагивая через препятствия.[2]

Нельзя укладывать детей спать в очень мягкие кровати. Матрац должен быть жестким , а подушка плоской и тоже не слишком мягкой. Мягкая постель принимает форму тела, и спина становится округлой. Нельзя укладывать грудного ребенка спать только на спину-это вредно для его позвоночника. Чтобы неокрепшие кости не деформировались, младенца надо класть попеременно то на правый, то на левый бок. Начиная с пятимесячного возраста ребенок делает попытки сесть. Но нельзя торопиться  и заставлять ребенка сидеть, его мышцы еще не достаточно окрепли ,и позвоночник может деформироваться. И наконец, важно научить ребенка правильно ходить. Нарушение равновесия при ходьбе вырабатывает плохую осанку.[4]

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Расстояние между грудной клеткой ребенка и краем стола-ладонь прижать вовнутрь большим пальцем.

Освещение должно находиться слева от ребенка.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. Для любой работы  и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Дети- существа несознательные, и без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у них не будет.

4. Литература: 

[1] См.:А.П.Чабовская . Основы педиатрии и гигиены  детей дошкольного возраста.  М.:Просвещение,1980г.-221с.  

         [2] См.:Жеребцова Ю.С.,Леонтьева М.А., Борисова М.М. Осанка        дошкольника: как ее исправить, проверить, сохранить. Опыт работы. М.:2007.-150с. 

         [3] Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с. 

         [4] В.К. Велитченко. Физкультура для ослабленных детей. М.Физкультура и спорт.1989.-110с.

[5]  Л.В.Лебедева, М.А.Митрохина. Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у дошкольников. Опыт работы . М.-2011


 


Информация о работе Формирование навыка осанки детей дошкольного возраста