Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс формирования навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) Теоретическое изучение специальной литературы и передового опыта по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.
2) Обследование детей подготовительной к школе группы для выявления уровня сформированности правильной осанки.
3) Определение системы физических упражнений для коррекции неправильной осанки, опробация их на базе подготовительной к школе группы ДОУ №___г. ____.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста 25.docx

— 40.53 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при подборе  и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического  развития, подготовленность и состояние  здоровья каждого ребенка и в  соответствии с этим продумывать  объем и интенсивность нагрузок.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести  со всеми детьми, а не только с  теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо  сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное  нарушение осанки и предложил  курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция  нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в  более позднем возрасте.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей дошкольного возраста навыка правильной осанки.

§ 1.

Для того, чтобы изучить процесс формирования осанки у детей дошкольного возраста были обследованы 5 детей подготовительной группы ДОУ №__ г.____.

1.Ф.И.

2. Ф.И.

3. Ф.И.

4. Ф.И.

5. Ф.И.

Для определения осанки у  этих детей были применены рекомендации Вавиловой Е.Н. и Красно- вой В.М. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки.

В результате этого обследования были определены следующие особенности  осанки детей:

У ______(Ф.И.) правое плечо несколько  выше левого, нижний угол правой лопатки  также несколько выше угла левой  лопатки. Физиологические изгибы позвоночника в норме.

У ______(Ф.И.) все показатели соответствуют норме.

У ______(Ф.И.) несколько сведены  плечи, при осмотре сбоку заметно небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника.

У ______(Ф.И.) все показатели соответствуют правильной осанке.

У ______(Ф.И.) все показатели в пределах нормы.

Затем мы оценивали осанку ребёнка с помощью плечевого  индекса. Мы измерили сантиметровой  лентой ширину плеч со стороны груди  ребенка, затем со стороны спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%.

Результаты данных измерений  представлены в таблице:

Фамилия И.

Ширина

плеч, см

Плечевая дуга,

см

Плечевой

Индекс,%

1

2

3

4

5

Если плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует  о её нарушении.

Это обследование выявило, что  у двоих детей имеются нарушения  осанки. У одного ребенка – искривление  позвоночника в виде бокового его  отклонения (правосторонний сколиоз); у другого – небольшое отклонение в грудном отделе позвоночника (кифоз).

§ 2.

Для данных детей был составлен  индивидуальный комплекс физических упражнений по коррекции осанки, в котором  были использованы упражнения, предлагаемые Е.Н.Вавиловой, М.Алиевым и В.П.Правосудовым. (см. Приложение, Протоколы 1,2).

Кроме того, были даны методические рекомендации воспитателям и родителям  по правильному подбору мебели для  детей (см.Приложение, Протокол 3).

Также было рекомендовано  обращать особое внимание на осанку детей  во время занятий за столом, не допускать  длительного пребывания детей в  однообразных позах, включить в комплекс утренней гимнастики упражнения корригирующего характера.

Родителям отдельно были даны рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать  режим дня – подъем и укладывание  спать в одно и то же время, обязательные прогулки на свежем воздухе, чередование  подвижных игр и спокойной  деятельности, обеспечить детям полноценное  питание. Также родителям рекомендовано  проконсультироваться с ортопедом.

§ 3.

Коррекционная работа проводилась  с детьми в период с декабря 1999 г. по март 2000 г. Затем дети были сноваобследованывизуально и с помощью расчета плечевого индекса.

Результаты этих расчетов представлены в таблице:

Фамилия И.

Ширина

плеч, см

Плечевая

дуга, см

Плечевой

Индекс,%

1

2

Это обследование показало следующие результаты:

У ______(Ф.И.) явных внешних  изменений не произошло, однако несколько  изменился показатель плечевого  индекса, что свидетельствует о  корригирующем действии применяемой  методики.

У ______(Ф.И.) плечи стали  более расправлены, однако при осмотре  сбоку все еще сохраняется  небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника. При этом показатель плечевого индекса также изменился  в сторону увеличения, что говорит  о положительных внутренних изменениях.

Кроме того, коррекционная  работа нашла свое отражение в  поведении самих детей. Они стараются  следить за своей осанкой во время  занятий и игр, поправляют друг друга.

Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на исправление  дефекта. Поэтому мы будем продолжать с этими детьми коррекционную  работу и дадим методические рекомендации родителям и воспитателям.

Заключение.

Таким образом, можно сделать  вывод, что раннее выявление и  коррекция нарушений приносит более  заметные успехи, чем запоздалое лечение  в более позднем возрасте. Различные  варианты нарушений осанки, установленные  у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей  в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения  осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует  постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых  замечены какие-либо отклонения. Необходимые  упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры.

Литература:

1. Алиев М. Формирование  правильной осанки// ДВ №2 1993.

2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте  здоровье детей: Пособие для  воспитателей детского сада. –  М.:Просвещение, 1986.

3. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

4. Краснова В.М. Осанка  вашего ребенка // ДВ № 3 1991.

5. Лебедева Е.А., Русакова Е.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1970.

6. Левин Г. Плавание  для малышей. Пер. с нем. – М., Физкультура и спорт, 1974.

7. Развитие движений ребенка  дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. – М., Просвещение, 1975.

8. Учебник инструктора  по лечебной физической культуре / под ред. В.П. Правосудова. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

9. Фонарев М.И., Фонарева  Т.А. Лечебная физкультура при  детских заболеваниях. – Л., 1977.

Приложения.

Протокол 1.

Упражнения для профилактики и коррекции

правостороннего сколиоза

1. И.п. – основная стойка; 1-2 – поднять левую руку с  отведением правой руки назад; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалами 30-40 с.

2. И.п. – ноги врозь  на ширине плеч, левая рука  вверху, правая за спиной; 1-3 –  пружинящие наклоны в правую  сторону; 4 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалами 30-40 с.

3. И.п. – в упоре на  коленях, руки опущены вниз; 1-2 – правую ногу вытянуть назад,  левую руку поднять вверх, прогибаясь  спиной назад; 3-6 – фиксировать  принятое положение; 7-8 – вернуться  в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 2-3 минуты.

4. И.п. – сидя на стуле,  руки опущены на колени; 1-2 –  поднять левую руку вверх, правую  вытянуть назад вниз, наклоняясь  вправо; 3-6 – фиксировать принятое  положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить4-5 раз в медленном темпе с интервалами 1-2 мин.

5. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях у  подбородка; 1-2 – прогибаясь назад,  левую руку вытянуть вперед, правую  отвести назад; 3-6 – фиксировать  принятое положение; 7-8 – вернуться  в и.п. Повторить 4-5 раз с интервалами 1-2 мин.

6. И.п. - лёжа, руки в упоре  на локтях. 1-2 - прогнуться в грудной  части позвоночника, вдох, 3 - опуститься, выдох.

7. И.п. - лёжа на спине,  руки вдоль тела или на поясе. 1 - поднять голову, посмотреть на  носки ног, руками потянуться  к носкам, 2 - и.п. Повторить 4-6 раз.

Протокол 2.

Упражнения для коррекции сутулости (кифоза)

1. И.п. – основная стойка; 1-2 – поднимаясь на носки, прогнуться  спиной назад, руки вверх; 3-4 –  вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

2. И.п. – основная стойка; 1-2 – поднимаясь на носки, вытянуть  назад соединенные в замок  руки, прогнуться спиной назад; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.

3. И.п. – ноги врозь  на ширине плеч, руки на поясе; 1-2 – наклон вперед, руки в стороны,  прогнуться в пояснице; 3-6 – фиксировать  принятое положение; 7-8 вернуться  в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.

4. И.п. – стойка на  коленях, руки вниз; 1-3 – наклон  назад, прогибаясь в спине,  руки вверх в стороны; 4 – вернуться  в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.

5. И.п. – стойка на  коленях, руки на поясе; 1-4 –  глубокий наклон назад, прогибаясь  в пояснице, руки в стороны; 5-6 – фиксировать положение спины; 7-8 вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.

6. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища; 1-2 – прогнуться, руки назад, кисти соединены,  приподнять голову, плечи отвести  назад; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалом 1-2 мин.

7. И.п. – сидя на стуле,  руки на поясе; 1-2 – медленно поднимая голову вверх назад, прогнуться спиной назад, руки вверх; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 2-3 мин.

8. И.п. – лежа на спине,  руки, согнутые в локтях, находятся  на груди; 1-2 – опираясь на локти,  прогнуться в грудном отделе  позвоночника с упором головой; 3-6 – фиксировать положение спины; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза с интервалами 1-2 мин.

9. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях с  гимнастической палкой у подбородка; 1-2 – вытягивая руки с гимнастической  палкой вперед, поднять голову  вверх-назад, прогнуться в спине, не отрывая ноги от пола; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалом 1-2 мин.

10. И.п. – лежа на животе, руки в стороны ладонями на  полу, пятки вместе; 1-2 – поднять  руки, прогнуться в пояснице; 3-4 –  вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

11. И.п. – стоя на коленях,  руки с резиновым мячом внизу; 1-2 – наклон назад прогнувшись, руки с мячом вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

12. И.п. – лежа на животе, руки с гимнастической палкой  вытянуты вперед; 1-2 – приподнять  палку, оторвав ее от пола, прогнуться  в пояснице, отрывая плечи, грудь  и ноги от пола; 3-4 – вернуться  в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.


Информация о работе Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста