Формирование навыков правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Правильная осанка и нормальное телосложение относятся к числу критериев, определяющих состояние здоровья детей. Формирование осанки начинается в раннем возрасте и в основном зависит от силы мышц и правильного двигательного режима.
С годами осанка закрепляется. И, если у ребенка слабый мышечный корсет, формируется и фиксируется неправильная осанка, что ведет к развитию заболеваний позвоночника и негативно влияет на здоровье ребенка.
Осанка создаётся двумя путями. Первый связан с развитием мощного мышечного корсета, способного постоянно "защищать" позвоночник. Второй – сознательный контроль поз и положений тела, воспитание навыков правильной осанки. Эти условия взаимосвязаны. Ведь не имея сильной мускулатуры, трудно длительно удерживать правильную позу, и наоборот: хорошие мышцы ещё не дают гарантий от сутулости

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 51.30 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3стр.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. Проблемы формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста на современном этапе……………………………………………………………….5стр.                                                                                 

1.2. Типы нарушения осанки у детей………………………………………...10 стр.                          

1.3. Причины нарушение осанки у детей…………………………………..15стр.

 

ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.

2.1. Методы выявления нарушений осанки у детей дошкольного возраста.18стр.

2.2. Меры профилактики нарушений и формирования правильной осанки у детей…………………………………………………………………………………19стр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 26стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно «Толковому словарю  живого великорусского языка» В. Даля под осанкой подразумевают «стройность, величавость, приличие и красоту». Анализируя сущность данного понятия, необходимо подчеркнуть, что осанка характеризует не только привычную позу человека в покое и движении, но и его здоровье, и степень гармоничности развития.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой осанки, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических  закономерностей высшей нервной  деятельности, которые характерны для  образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости  от рационального двигательного  и гигиенического режима. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными.

В Концепции дошкольного  воспитания отмечается, что воспитание ребенка дошкольного возраста должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии.

На сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют  различные виды нарушений осанки. Однако на фоне этого дефекта развиваются  такие серьезные заболевания, как  сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз.…  Кроме этого - деформации скелета, даже незначительные, которые неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам  их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Целью нашего исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования выступают навыки правильной осанки детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. теоретически изучить специальную литературу и передовой опыт по проблеме формирования правильной осанки в дошкольном детстве;
  2. выделить основные причины нарушений осанки у детей;
  3. определить методы выявления нарушений осанки у дошкольников;
  4. рассмотреть условия и систему мер по профилактике нарушений и формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, обобщение, сравнение), эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта). 

В ходе исследования мы опирались  на научные труды  П.Ф. Лесгафта, М.Е. Клюева, А. Галанова, О.В. Козыревой, В.А. Доскина, А.А. Потапчук и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    1. Проблемы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста на современном этапе.

 

Современный темп жизни требует  от детей активности психофизиологических процессов, где процесс развития ребенка от дошкольного до младшего школьного возраста является самым  ответственным в формировании правильной осанки.

Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в  жизнедеятельности ребенка, т.к. является показателем здоровья.

Понятие осанка имеет много  толкований.

В.К. Добровольский дал  своё толкование осанке: «привычная поза непринужденно стоящего человека без  активного мышечного «напряжения».[2]

П.Ф. Лесгафт считал, что  «осанка – характеристика состояния  опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированности поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.) и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений. При воспитании необходимо руководствоваться в своих действиях, главным образом, физиологическими и психологическими требованиями; главное, чтобы молодой организм находился в условиях, благоприятно влияющих на правильное умственное и физическое его развитие, иначе мы будем действовать произвольно, а иногда даже неестественно его уродовать». [9]

На этот вопрос наиболее полно  ответил автор толкового словаря  русского языка В.И. Даль; он определил  осанку как «внешность, манеру держать  свою фигуру, стройность и представительность в складе фигуры; осанка – это  стан, строй, склад тела, общность приемов и всех движений его».[6]

В дошкольном и младшем  школьном возрасте осанка у детей  ещё неустойчива, с возрастом  она продолжает формироваться и  приобретает индивидуальные особенности. У дошкольников  формирование структуры  костей еще не завершено. Скелет ребенка  в большей степени состоит  из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных  солей. Мышцы - разгибатели развиты  недостаточно, поэтому осанка у детей  этого возраста неустойчива, легко  нарушается под влиянием неправильного  положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение  всего периода роста. К 6-7 годам  отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга  от толчков и сотрясений, так как  позвоночник приобретает способность  пружинить при движениях стоп.

Осанка, в какой - то мере обусловлена  наследственностью, но на ее формирование влияют многочисленные факторы: рост, вес, пропорции туловища и конечностей, наличие врождённых нарушений опорно-двигательного  аппарата, особенности обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное  питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение  окружающей среды, и хронические  острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смена  настроения. Вспомните, привычные выражения  вроде «гнёт спину перед начальством», «повесил нос». Но больше всего вредят позвоночнику ребёнка плохое физическое развитие.

Осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными  назад плечами, находящимися на одном  уровне; нормальными естественными  изгибами позвоночника; полностью выпрямленными  в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

Известно, что воспитанницы Института благородных девиц  ради ровной осанки по несколько раз  в день прогуливались по коридору, держа за спиной палку. А каких-то 100 лет назад молодая дама сидела исключительно на краешке стула, не облокачиваясь, не закинув ногу за ногу, не сутулясь и не разваливаясь. А дамы высшего света тщательно затягивали себя в корсеты и использовали для улучшения осанки различные вспомогательные средства.

Нарушение осанки может проявляться  уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17%, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.

К сожалению, на сегодняшний  день около 70% детей дошкольного  и школьного возраста имеют различные  виды нарушений осанки.

Нынешние дети и их родители практически не заботятся о правильном положении спины. Мы часто забываем, что позвоночник имеет огромное влияние на наш организм. От природы  мы наделены мышцами, тканями, суставами, которые рассчитаны на большие физические нагрузки. Но, так как мы не получаем их, наши движения становятся более  ограниченными.

Легко проследить, как это  начинается. Детям редко разрешают  реализовать свою потребность в  физической активности. Их заставляют часами неподвижно сидеть в душной классной комнате, в то время когда  детский организм требует движения. А когда после долгого сидения  дети пытаются размяться, чтобы снять  напряжение и дать выход скопившейся  энергии, - им говорят, что это вредно.

Стоит ли удивляться, что  в обществе, игнорирующем сигналы, которые  посылает организм человека, тело перестает  сообщать нам о своих насущных потребностях.

Слишком часто платой за сидячий  образ жизни, характерный для  современного общества, становится потеря связи с собственным телом.

Дети отличаются от взрослых, тем, что они постоянно ощущают  в себе бесконечную энергию и  используют в полной мере возможности  своего тела, свободного и раскованного в движениях.

Осанку надо рассматривать  как навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела, отражающий внутренний мир человека – его  психическое состояние: настроение, самочувствие и даже характер. Опущенные  вниз голова и плечи, ссутулившаяся  спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности человека или о том, что он болен. Когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается – подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот. Это свидетельство того, что он уверен в себе и благополучен.

Во многих работах научного и методического характера отмечается, что в формировании осанки главную  роль играет статическая  выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. [12]

Согласно В.А. Арсланову для формирования правильной осанки нужна не сила мышц вообще, а равномерность мышечного тонуса. [10]

 И только в работе М.Е. Клюева, проведенной с детьми дошкольного возраста, отмечается, что при формировании осанки необходимо, прежде всего, формировать двигательный навык, обеспечивающий поддержание правильной позы. [11]

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических  закономерностей высшей нервной  деятельности, которые характерны для  образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости  от рационального двигательного  и гигиенического режима.

Прежде всего, необходимо знать, чем определяется осанка.

Во-первых, состоянием мышечного  аппарата, функциональными возможностями  мускулатуры, ее способностью к длительному  статическому напряжению.

Во-вторых, эластическими  свойствами межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно – тканых образований  суставов позвоночника, а также таза и нижних конечностей.

В-третьих, состоянием стоп и  ног в целом.

Позвоночник - это костный  стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединенных маленькими эластичными  хрящевыми дисками и связками, которые придают ему гибкость. Роль растяжек выполняют короткие и  длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми  отростками позвонков. Поэтому очень  важно, чтобы все эти мышцы  были хорошо развитыми, крепкими и напрягались  равномерно. Правильное положение тела, в основном, обусловлено степенью развития и тонусов мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Правильная осанка является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания соответствующей привычки. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет, одной из функций которого является поддержание позвоночника в его физиологических параметрах. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела.

На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы ослабевают, вся нагрузка ложится  на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией  пятки и супинацией переднего  отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные  внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Стопа является опорой, фундаментом  тела – его нарушение обязательно  отражается на формировании всего организма.

Итак, осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. Осанка определяется правильными изгибами позвоночника и правильной формой стопы, гибкостью позвоночника, хорошим мышечным тонусом.

 

 

 

 

 

1.2 Типы нарушения осанки  у детей.

 

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. Это состояние при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. [14]

Информация о работе Формирование навыков правильной осанки у детей дошкольного возраста.