Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:34, реферат
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
Массовый спорт. Его цели и задачи……………………………………………3
Формы массового спорта………………………………………………………...3
Базовая физическая культура……………………………………………………4
Адаптивная физическая культура…………………………………………….....5
Профессиональо-прикладная физическая культура……………………………8
Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………………………28
Список литературы……………………………
Санкт-Петербургский
Кафедра Физической культуры
Реферат
на тему:
«Формы массового спорта»
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Массовый спорт. Его
цели и задачи……………………………………………3
Формы массового спорта………………………………………………………...
Базовая физическая культура……………………………………………………4
Адаптивная физическая
культура…………………………………………….....
Профессиональо-прикладная физическая культура……………………………8
Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………………………28
Список литературы…………………………………
Масовый спорт. Его цели и задачи.
Массовый спорт – это регулярная, целенаправленная
двигательная активность, направленная
на повышение уровня физической подготовленности
населения, сохранение здоровья и работоспособности.
Массовый спорт – это и отдых, и возможность
отвлечься от учебной и трудовой деятельности,
а также многих других забот.
Массовый спорт дает
возможность миллионам людей
совершенствовать свои физические качества и двигательные
возможности, укреплять здоровье и продлевать
творческое долголетие, а значит, противостоять
нежелательным воздействиям на организм
современного производства и условий
повседневной жизни.
Цель занятий различными видами массового
спорта — укрепить здоровье, улучшить
физическое развитие, подготовленность
и активно отдохнуть. Это связано с решением
ряда частных задач: повысить функциональные
возможности отдельных систем организма,
скорректировать физическое развитие
и телосложение, повысить общую и профессиональную
работоспособность, овладеть жизненно
необходимыми умениями и навыками, приятно
и полезно провести досуг, достичь физического
совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют
задачи физической культуры, но реализуются
спортивной направленностью регулярных
занятий и тренировок.
К элементам массового спорта значительная
часть молодежи приобщается еще в школьные
годы, а в некоторых видах спорта даже
в дошкольном возрасте. Именно массовый
спорт имеет наибольшее распространение
в студенческих коллективах.
Формы массового спорта
Базовая физическая культура
Базовая физическая культура составляет фундамент физиче-
ской культуры. Она является одним из важнейших компонентов образо-
вания и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня
общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер
человеческой деятельности.
Содержание базовой физической культуры способствует приоб-
ретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных уме-
ний и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего раз-
ностороннего физического развития, то есть является «базой» для из-
бранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и пред-
ставляет собой базовое физическое воспитание.
Базовыми, непременными двигательными навыками являются
ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования ле-
жат естественные физические способности: сила, быстрота, выносли-
вость, ловкость, гибкость.
Основным
видом базовой физической
ная физическая культура, формой организации которой является урок,
призванный последовательно
создавать благоприятные
зического развития учащихся.
В зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни,
а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержа-
ние базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут
также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по
общей физической подготовке. Для базовой физической культуры ха-
рактерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное совер-
шенствование физических возможностей занимающихся.
В
состав базовой физической
спорта, направленные преимущественно на достижение базовой физи-
ческой подготовленности.
Итак, в базовой физической культуре выделяют основные виды
(разновидности) физической культуры: - это «школьная физическая
культура» и «базовый спорт»
Спорт как компонент физической культуры. Основу спорта
составляет соревновательная деятельность.
Выделяют «спорт высших достижений» и «базовый спорт».
Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших
результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих
возможностей. Базовый спорт обеспечивает достижения массового
уровня и широко используется для повышения и сохранения общей фи-
зической подготовленности.
Адаптивная физическая культура
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов, затем кафедра адиптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете Педагогический институт физической культуры.
Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.
Адаптивная физическая культура при сердечно-сосудистых заболеваниях - предусматривает применение физических упражнений, что является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося. При этом решаются компенсаторные, лечебные, оздоровительные и профилактические задачи.
Необходимо знать,что сердечно-
Одной из причин является снижение двигательной активности, следовательно для предупреждения необходимы занятия физической культурой и включённая в режим дня различная мышечная активность. Адаптивная физическая культура призвана с помощью рационально организованной двигательной активности используя сохранённые функции, остаточное здоровье,максимально приблизить психо-физические возможности организма инвалида к самореализации в обществе.
Адаптивная физическая культура при детском церебральном параличе
Обучение специалистов
по адаптивной физической культуре ведётся
на основе Государственного образовательного стандарта второго
поколения (2000 г.) по специальности 032102
– «Физическая культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (адаптивная физическая
культура)». Специалист по адаптивной
физической культуры имеет право работать
с лицами, имеющими отклонения в состоянии
здоровья, а также со всеми категориями
лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять
спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую
и оздоровительно-
В настоящее время одним из ведущих ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов по этой специальности является Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Подготовка студентов ведётся на кафедре адаптивной физической культуры начиная с 1999 года
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности ( Раевский Р.Т,1985).
Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.
Личная и
социально-экономическая
Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем достичь искусства в ремесле. Профессор Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.