Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:00, реферат
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упраж¬нениями.
1. Урок физической культуры. Основной формой занятий фи¬зическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического вос¬питания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:
а) является самой массовой формой организованных, систе¬матических и обязательных занятий школьников;
Формы организации физического
воспитания в школе
В системе
физического воспитания школьников применяются
разнообразные формы организации занятий
физическими упражнениями.
1. Урок физической культуры. Основной формой
занятий физическими упражнениями в школе
является урок физической культуры. По
сравнению с другими формами физического
воспитания урок физической культуры
имеет ряд преимущества, так как он:
а) является самой массовой формой организованных,
систематических и обязательных занятий
школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной
государственной программы, рассчитанной
на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога
при учете возрастно-половых и индивидуальных
особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному
физическому совершенствованию всех учащихся
вне зависимости от их двигательных способностей,
спортивных результатов, распределения
на медицинские группы и т.д.
Уроки физической культуры в общеобразовательной
школе проводятся 2 раза в неделю по 40—45
мин каждый. Их основное содержание —
двигательная деятельность.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе
проведения физкультурно-оздоровительных
мероприятий решаются следующие задачи:
активизация двигательного режима в течение
учебного дня и внедрение физической культуры
в повседневный быт школьников; поддержание
оптимального уровня работоспособности
в учебной деятельности; укрепление здоровья
и совершенствование культуры движений;
содействие улучшению физического развития
и двигательной подготовленности учащихся;
овладение навыками самостоятельных занятий
физической культурой. К физкультурно-оздоровительным
мероприятиям относят несколько разновидностей
(форм) занятий.
Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способствовать
организованному началу учебного дня,
улучшению самочувствия и настроения,
повышению работоспособности учащихся
на первых уроках. Основа гимнастики до
занятий — это комплексы из 7—9 физических
упражнений динамического характера,
воздействующих на различные мышечные
группы, выполняемые в течение 6—7 мин
(в младших классах — не более 5—6 мин).
Комплексы упражнений обновляются через
2—3 недели, т.е. 2—3 раза в четверти. Утренняя
гимнастика проводится на открытом воздухе,
а при неблагоприятной погоде — в помещении
(в проветренных коридорах, рекреациях).
Общее руководство и организацию утренней
гимнастики осуществляет учитель физической
культуры. Ему помогают учителя-предметники,
ведущие первый урок в данном классе.
Физкультминутки и физкультпаузы на
уроках. Их цель — снятие утомления, повышение
продуктивности умственной или физической
работы, предупреждение нарушения осанки.
Физкультминутки проводятся на общеобразовательных
уроках при появлении первых признаков
утомления (нарушения внимания, снижения
активности и т.п.) под руководством учителя
или физорга. Время начала физкультминутки
определяет педагог, проводящий урок.
Комплексы физкультминуток состоят из
3—5 упражнений (потягивания, прогибания
туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы
и приседы с различными движениями руками),
повторяемых по 4—6 раз. Продолжительность
выполнения комплекса упражнений 1—2 мин.
В старших классах проводятся физкультпаузы
во время занятий в учебно-производственных
мастерских (на уроках труда).
Игры и физические упражнения на удлиненных
переменах являются хорошим средством активного
отдыха, укрепления здоровья и восстановления
работоспособности учащихся в процессе
учебного дня. Важными условиями проведения
физических упражнений и игр на перемене
являются наличие хорошо заранее подготовленных
мест занятий, достаточное количество
инвентаря и оборудования. Как правило,
во всех играх дети участвуют добровольно,
по желанию.
Ежедневные физкультурные занятия в
группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение
следующих задач: укрепление здоровья;
закаливание организма учащихся; повышение
уровня физической и умственной работоспособности;
поддержание ее устойчивости на протяжении
всего учебного года; совершенствование
двигательных умений и навыков, изученных
на уроках физической культуры; формирование
умений и воспитание привычки самостоятельно
заниматься физическими упражнениями.
Физкультурные занятия в группах продленного
дня проводятся, как правило, на свежем
воздухе. Они не регламентируются так
строго по структуре и времени, как уроки
физической культуры. Распределение времени
выполнения различных упражнений и игр
зависит от климатических условий, материальной
базы, подготовленности детей. Каждое
занятие состоит из трех частей. Первая
часть — подготовительная (10—15 мин). Состоит
из построения, разновидностей ходьбы,
медленного бега, общеразвивающих или
подготовительных упражнений. Вторая
часть — основная (от 30 до 60 мин, в зависимости
от общего времени занятия). Она содержит
в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные
развлечения, а также самостоятельную
двигательную деятельность (игры, физические
упражнения). Третья часть — заключительная
(5—7 мин). В основном направлена на организованное
окончание занятий, включает общее построение,
спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные
игры, игры на внимание. При такой структуре
занятия обеспечивается постепенное нарастание
физической нагрузки в начале его и постепенное
снижение к концу. Организация физкультурных
занятий возлагается на воспитателей
групп продленного дня.
3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным
формам физического воспитания школьников
относятся: 1) спортивные секции по видам
спорта; 2) секции общей физической подготовки;
3) секции ритмической и атлетической гимнастики;
4) школьные соревнования; 5) туристские
походы и слеты; 6) праздники физической
культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д.
Цель внеклассных форм занятии состоит
в том, чтобы: а) содействовать успешному
и полному овладению материала программы
по предмету «Физическая культура»; б)
удовлетворять интересы школьников к
занятиям массовыми видами спорта и на
этой основе выявлять детей, имеющих хорошие
способности к занятиям определенными
видами спорта; в) обеспечивать здоровый,
активный, содержательный отдых. Содержание
занятий в различных формах внеклассной
работы определяется с учетом возраста,
пола и интересов школьников.
4. Формы организации физического воспитания
в системе внешкольных учреждений
В нашей стране функционирует широкая
сеть внешкольных учреждений различного
типа, призванная заниматься развитием
физической культуры и спорта среди школьников
в свободное от учебных занятий время.
Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные
и культурно-оздоровительные учреждения
включают в себя разнообразные формы организации
физического воспитания детей школьного
возраста.
1. Систематические занятия избранным
видом спорта в детско-юношеских спортивных
школах (ДЮСШ) или специализированных
детско-юношеских школах олимпийского
резерва (СДЮШОР).
2. Занятия в физкультурно-оздоровительных
центрах.
3. Физкультурные мероприятия в летних
и зимних оздоровительных лагерях. Основными
задачами направленного использования
физической культуры в лагере являются
организация активного отдыха, физическая
подготовка школьников, укрепление их
здоровья. Особое внимание уделяется обучению
плаванию, различным способам передвижения
на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию
учащихся в различных видах спорта. Основные
формы и содержание работы: утренняя гигиеническая
гимнастика; физкультурные оздоровительные
мероприятия (прогулки, водные и воздушные
процедуры и т.п.); занятия в общелагерных
спортивных секциях; ежедневные занятия
по плаванию; спортивные соревнования,
спартакиады.
4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные
мероприятия в парках культуры и отдыха,
на детских площадках, лыжных базах, лодочных
станциях и в других местах массового
отдыха.
5. Занятия физическими упражнениями, спортивные
развлечения и соревнования по месту жительства
или в физкультурно-спортивных клубах
(ФСК).
6. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные
занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных
базах).
Разнообразные формы организации физического
воспитания создают условия для более
полного удовлетворения индивидуальных
физкультурных и спортивных интересов
и запросов подрастающего поколения за
счет широкого диапазона форм и видов
физкультурных и спортивных занятий, проводимых
во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных
учреждениях, для специализированного
учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной
базы, высокой квалификации специалистов
по физической культуре и спорту, которыми
располагают внешкольные учреждения.
5. Формы физического воспитания
в семье
К наиболее распространенным формам физического
воспитания детей школьного возраста
в семье относятся:
1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);
2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения
домашних заданий. Проводятся после 30—35
мин непрерывной работы со школьниками
младшего возраста и через 40—45 мин работы
со школьниками среднего и старшего школьного
возраста;
3) индивидуальные занятия различными физическими
упражнениями в домашних условиях:
— силовая (атлетическая) гимнастика;
— оздоровительная аэробика (танцевальная
аэробика, шейпинг);
— стретчинг, калланетика и др.;
4) активный отдых на свежем воздухе в свободное
от уроков и выполнения домашних заданий
время. Он включает в себя прогулки, катание
на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах,
разные игры и др. Суммарное время его
продолжительности в режиме дня от 1,5 до
3 ч.;
5) участие совместно с родителями в различных
соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я — спортивная семья) и
викторинах-,
6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)
в выходные дни и в каникулярное время
совместно с родителями;
7) закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные
занятия физическими упражнениями или
перед сном.
Физическое воспитание детей в семье требует
от родителей определенных знаний, опыта,
терпения и непосредственного участия.
Родители должны: периодически проводить
беседы со своими детьми на темы здорового
образа жизни; приобщать их к систематическим
занятиям физическими упражнениями и
спортом; участвовать в совместных с детьми
занятиях оздоровительной физической
культурой; следить за состоянием физического
развития, осанкой, здоровьем детей.
6.Физическое воспитание учащихся
колледжей профессионального образования
и средних специальных учебных заведений
Физическое воспитание в системе среднего
профессионального образования осуществляется
на протяжении всего периода обучения
по расписанию учебного дня и во внеурочное
время в соответствии с государственной
программой физического воспитания учащихся.
Содержание учебного материала каждого
из ее разделов имеет преемственность
с программой по физическому воспитанию
общеобразовательной школы.
Задачи физического воспитания. В процессе
физического воспитания учащихся решаются
следующие основные задачи:
— формирование осознанной потребности
в физической культуре, здоровом образе
жизни;
— обучение прикладным двигательным умениям
и навыкам, необходимым в жизни и конкретной
трудовой деятельности и при прохождении
военной службы;
— всестороннее развитие физических качеств
и обеспечение на этой основе крепкого
здоровья и высокой работоспособности
учащихся;
— совершенствование в избранном виде
спорта.
Добиться практического решения поставленных
задач возможно путем, систематического
использования средств физического воспитания:
физических упражнений, оздоровительных
сил природы (солнца, воздуха, воды) и
гигиенических факторов.
Основные разделы программы физического
воспитания. Программа предусматривает
проведение занятий с учащимися по следующим
четырем основным разделам.
7. Уроки физической
культуры. Основные виды физического Воспитания
на уроках физической культуры следующие.
Гимнастика. В нее входит изучение строевых, общеразвивающих,
акробатических упражнений, упражнений
на гимнастических снарядах.
Легкая атлетика. В нее входят разновидности бега, прыжков,
метаний.
Спортивные игры включают в себя занятия по баскетболу,
волейболу, футболу, ручному мячу (гандболу).
В течение всего срока обучения в профессиональном
училище учащиеся должны овладеть техникой
и тактикой одной из спортивных игр. Выбор
спортивной игры зависит от условий, которыми
располагает учебное заведение, специализации
преподавателя и желания учащихся. Рекомендуется
принимать во внимание профессионально-прикладную
значимость спортивной игры.
Лыжная подготовка предусматривает изучение различных
способов передвижения на лыжах и развитие
физических качеств. Проводится в виде
урока длительностью до 90 мин.
Профессионально-прикладная физическая
подготовка (ППФП). Содержит материал, способствующий развитию
физических качеств и психофизиологических
функций, необходимых в конкретной трудовой
деятельности, а также формирование двигательных
умений и навыков прикладной направленности.
Удельный вес ППФП различен в зависимости
от периода обучения. Ее объем составляет
на первом-втором годах обучения 30—40%
времени, а на третьем — 50—60%. Увеличение
содержания средств ППФП происходит постепенно.
Наиболее высокого уровня развития профессионально
важных качеств учащиеся должны достигнуть
к концу второго года обучения. Задача
третьего года состоит в том, чтобы удержать
достигнутый уровень до начала самостоятельной
работы.
Для развития профессионально важных
качеств в процессе физического воспитания
должны использоваться тренажеры и многокомплектное
спортивное оборудование.
Плавание как обязательный вид физической подготовки
учащихся предусматривает изучение различных
способов плавания и развитие физических
качеств. Отмена занятий по плаванию возможна
только при полном отсутствии условий
в районе расположения учебного заведения.
Единоборства (юноши). В целях повышения
уровня военно-прикладной подготовленности
юношей предусматривается изучение элементов
из различных видов борьбы и других единоборств.
Элементы художественной, ритмической
гимнастики (девушки). В художественной гимнастике осваиваются
упражнения без предмета, с предметами,
упражнения с элементами акробатики. В
ритмическую гимнастику включаются комплексы
упражнений (в зависимости от года обучения
от 14 до 24 упражнений), которые выполняются
в аэробном режиме под музыкальное сопровождение.
Факультативные и дополнительные занятия по физической
культуре и спорту. Дополнительные занятия
проводятся для учащихся, имеющих недостаточное
физическое развитие и слабую физическую
подготовленность. Они планируются один
раз в неделю после окончания основных
уроков по дополнительному расписанию
и организуются для учащихся, не занимающихся
в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных
группах. Занятия проводятся по специальному
расписанию еженедельно в объеме 2 ч на
первом курсе и по 1 ч на последующих курсах.
Основные цели занятий — повышение общей
физической подготовленности, развитие
профессиональных психомоторных способностей.
8. Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня. Вводная гимнастика проводится
в течение 5—7 мин перед началом работы
в мастерских и на производстве. Она стимулирует
функциональные возможности организма
до уровня, обеспечивающего быстрое вхождение
в работу и высокую работоспособность
учащихся в течение дня. Комплекс состоит
из 6—8 обще-развивающих упражнений.
Физкультурная пауза проводится в течение 3—5 мин в учебных
мастерских и на производстве в середине
учебного или рабочего дня, а также после
утомительной работы, длительных неподвижных
или ограниченно подвижных поз, вызывающих
чрезмерное напряжение отдельных групп
мышц и психических процессов. Она предупреждает
утомление и восстанавливает работоспособность
учащихся. Комплекс состоит из 5—7 упражнений.
Физические упражнения на длинных (подвижных)
переменах. Применяются комплексы физических упражнений
оздоровительной направленности, игры
под музыку, комплексы упражнений игрового
характера и др.
9. Физическая культура во внеучебное время. Утренняя зарядка проводится в течение 20—30 мин.
Занятия в группах (секциях)
общей физической подготовки. Основными задачами
занятий являются рациональное использование
свободного времени, укрепление здоровья
и профилактика заболеваний, разностороннее
физическое развитие, улучшение двигательной
функции и повышение общей работоспособности.
В процессе тренировочных занятий используются
гимнастические, акробатические и легкоатлетические
упражнения, бег на лыжах, спортивные игры,
плавание, занятия на тренажерах и др.
Занятия в спортивных и туристских секциях. В спортивных
секциях учащиеся повышают свое спортивное
мастерство, готовятся к выполнению разрядных
норм и требований в избранном виде спорта
и к участию в спортивных соревнованиях
как внутри учебного заведения, так и в
проводимых вышестоящими спортивными
организациями.
В секции туризма проводятся практические
занятия с учащимися по обучению приемам
туристской техники и тактики, а также
туристские соревнования, зачетные и тренировочные
походы.
Занятия в секциях проводятся 2—3 раза
в неделю по 1,5 ч.
Самостоятельные занятия физическими
упражнениями дополняют уроки физической культуры.
В процессе самостоятельных занятий учащиеся
совершенствуют физические качества и
двигательные навыки, закрепляют теоретический
и практический материал по предмету,
.готовятся к сдаче учебных нормативов.
Содержание самостоятельных занятий разрабатывается
с учетом физической подготовленности
конкретного учащегося, а их эффективность
проверяется преподавателем на уроках
физической культуры.
10. Массовые спортивные и туристские
мероприятия включают в себя:
1) дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь контингент
учебного заведения; проводятся раз в
месяц;
2) соревнования по видам спорта: соревнования
по программе спартакиады учащихся профобразования;
массовые соревнования под девизом «Стартуют
все!», соревнования по спортивным играм
и профессионально-прикладным видам спорта;
соревнования по летним и зимним видам
спорта и др.;
3) туризм: туристские походы, туристские слеты
и соревнования (по туристским навыкам,
по туристской технике и по ориентированию
на местности).
Итоговыми показателями эффективности
физического воспитания в колледжах профессионального
образования и средних специальных учебных
заведениях служат состояние здоровья
и физическая подготовленность в соответствии
с требованиями программы физического
воспитания учащихся и избранной профессии.
11. Урок — основная форма организации
занятий физическими упражнениями и его
построение
Главенствующее положение урока физической
культуры (как основной формы занятий
физическими упражнениями) определяется
тем, что в нем заложены возможности для
решения стратегических задач физической
культуры — всестороннего, гармоничного
развития учащихся, их направленной и
эффективной подготовки к жизни (к трудовой
деятельности, военной службе и др.). Относительно
всех других форм физического воспитания
учащихся урок физической культуры имеет
следующие преимущества: 1) является самой
массовой формой организации, систематических
занятий школьников физическими упражнениями;
2) проводится на основе научно обоснованной
программы физического воспитания, рассчитанной
на длительный срок обучения; 3) осуществляется
под руководством педагогов по физической
культуре и спорту с учетом возрастно-половых
и индивидуальных особенностей школьников;
4) способствует направленному развитию
и физической подготовке учащихся, оптимизации
их физического состояния.
12.Требования к уроку. Урок физической культуры обладает особенностями,
обусловленными возрастными возможностями
учащихся разных классов, содержанием
учебных программ, комплексностью решения
педагогических задач, местом каждого
урока в ряду других общеобразовательных
уроков и в режиме учебного дня. Все это
указывает на необходимость соблюдения
ряда требований к его организации и проведению.
К основным из них относятся следующие.
1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает
оздоровительные, образовательные и воспитательные
задачи. В ходе организации учебной деятельности
на уроке преподаватель обеспечивает
не только овладение двигательными умениями
и навыками, развитие основных физических
качеств, усвоение обязательного минимума
знаний по физической культуре, но и содействует
воспитанию личностных качеств учащихся
(смелость, настойчивость, коллективизм
и т.д.). Формулировки задач урока, как правило,
предельно конкретны, лаконичны, учитывают
состав учащихся, их возраст, физическое
развитие и подготовленность, обеспечивают
преемственность предыдущих занятий с
последующими и с возможно большей определенностью
отражают планируемые конечные результаты.
Оптимальное количество задач, решаемых
на одном уроке, — не более 2—3.
2. Соответствие состава учебного материала
учебной программе и характеру поставленных
задач.Внепрограммный материал может
использоваться лишь с целью
индивидуализации обучения.
3. Целесообразный отбор средств и методов
обучения с учетом дидактической цели
и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача
не может быть успешно решена без заранее
обдуманного отбора учебного материала
с учетом конкретных особенностей темы,
с одной стороны, и достигнутого уровня
подготовленности, возрастно-половых
особенностей учащихся, с другой.
4. Тесная связь уроков с предыдущими и
последующими. Каждый урок имеет преемственную связь
по направленности педагогических задач,
содержанию учебного материала, объемам
и интенсивности нагрузок с последующими
и предыдущими уроками.
5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной
работы. Учебный процесс становится эффективным
только при условии учета индивидуальных
особенностей занимающихся и учебного
материала.
6. Постоянное видоизменение содержания
урока, методики его организации и проведения. Разнообразие
содержания, методики и процессуального
обеспечения урока способствует формированию
интереса у учащихся к занятиям физическими
упражнениями и побуждает их к активной
деятельности.
7. Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная
травмоопасность урока физической культуры
обусловлена тем, что его специфическим
содержанием является разнообразная двигательная
деятельность на гимнастических снарядах,
со снарядами и без снарядов. Неправильная
организация учебно-воспитательного процесса
может привести к различным травмам учащихся
(ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и
др.). Хорошо продуманная организация урока,
приемы и способы помощи и страховки, особое
внимание, уделяемое упражнениям с повышенной
травмоопасностью (соскоки с гимнастических
снарядов, лазание по канату, метание гранаты
и др.), позволяют исключить травмирование
на уроках.
8. Постоянный контроль за ходом и результатами
учебной деятельности учащихся. На каждом уроке
обеспечивается оперативное управление
деятельностью учащихся. Оно осуществляется
на основе анализа и оценки выполнения
учебных заданий и реакции организма на
нагрузки с учетом субъективных ощущений
занимающихся.
13.Структура урока и характеристика
его частей. Каждый урок физической культуры состоит
из трех функционально связанных составных
частей: подготовительной, основной, заключительной.
Последовательность этих частей отражает
закономерности изменения работоспособности
организма под влиянием физических нагрузок.
В начале нагрузки организм преодолевает
инерцию покоя за счет постепенного повышения
функциональной работоспособности своих
органов и систем. Это называется фазой
врабатывания, которая соответствует
подготовительной части урока. Затем достигнутый
уровень функциональной работоспособности
определенное время сохраняется с небольшими
колебаниями в сторону ее увеличения и
снижения. Это называется фазой устойчивой
работоспособности, которая соответствует
основной части урока. По мере расходования
функциональных резервов рабочих органов
и систем организма (сердечнососудистой,
дыхательной, мышечной и др.) работоспособность
занимающегося постепенно снижается.
Это называется фазой истощения или утомления,
которая соответствует заключительной
части урока.
1. Подготовительная часть урока. Основная ее
цель — подготовить занимающихся к выполнению
упражнений в основной части занятия.
Исходя из этого в подготовительной части
решаются следующие методические задачи:
— обеспечение первоначальной организации
занимающихся и их психического настроя
на занятие;
— активирование внимания и повышение
эмоционального состояния занимающихся;
— обеспечение общей функциональной готовности
организма к активной мышечной деятельности
(выполнение несложных физических упражнений);
— обеспечение специальной готовности
к первому виду упражнений основной части
урока (выполнение подводящих и подготовительных
упражнений).
В подготовительную часть урока включают
игровые задания (2— 3 мин) для активизации
внимания и повышения эмоционального
состояния занимающихся («Класс, смирно!»,
«Делай наоборот», «Мы не слышим», «Мы
не видим» и др.), упражнения умеренной
интенсивности, строевые упражнения, различные
виды ходьбы, бега, упражнения в движении;
комплекс общеразвивающих упражнений
в строю и отдельные специально подготовительные
упражнения (на месте в разомкнутом строю)
без предметов, с предметами и отягощениями;
упражнения на гимнастической стенке
и скамейках и др.
Упражнения с высокой интенсивностью
не включаются в подготовительную часть,
так как могут снизить работоспособность
занимающихся.
В комплекс средств для разминки включают
упражнения с поочередным воздействием
на основные группы мышц и постепенным
возрастанием нагрузки.
Проводя уроки с одним и тем же классом
(группой), следует стремиться разнообразить
упражнения в подготовительной части,
всегда включая в ее содержание элементы
новизны. Разнообразие обеспечивается
путем обновления в каждом занятии нескольких
общеразвивающих упражнений; изменения
исходных положений (стоя, сидя, на коленях,
лежа); выполнения упражнений преимущественно
с большой амплитудой и в разных направлениях
и плоскостях, под счет и самостоятельно
без счета — по заданию; применения упражнений
с набивными мячами, гимнастическими палками,
булавами и др.; применения различных построений.
Рекомендуется такой порядок выполнения
общеразвивающих упражнений: ходьба, бег,
упражнения для рук и плеч, упражнения
для туловища, упражнения для ног, прыжки,
дыхательные упражнения и упражнения
на расслабление.
Общая продолжительность подготовительной
части составляет 10—20% от общего времени
урока и зависит от продолжительности
занятия, вида учебного материала, температуры
окружающей среды и др.
2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее
значимых оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач, предусмотренных
учебной программой и планом данного урока.
В основной части вначале разучиваются
новые двигательные действия или их элементы.
Закрепление и совершенствование усвоенных
ранее навыков проводится в середине или
конце основной части урока. Упражнения,
требующие проявления скоростных, скоростно-силовых
качеств, тонкой координации движений,
выполняют в начале основной части урока,
а упражнения, связанные с силой и выносливостью,
— в конце. Причем воспитание специальной
выносливости, если она запланирована,
осуществляется раньше, чем воспитание
общей выносливости. Состав всех упражнений
в основной части урока должен быть таким,
чтобы они оказывали разностороннее влияние.
Для поддержания эмоционального тонуса
и закрепления пройденного на уроке материала
преподавателю следует завершать основную
часть подвижными играми и игровыми заданиями
и упражнениями с включением движений,
разученных на уроке.
Продолжительность основной части урока
зависит от продолжительности занятия,
объема и интенсивности нагрузки, пола
и возраста занимающихся и др. В рамках
школьного урока физической культуры
она обычно длится 25—30 мин.
3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока — постепенное
снижение функциональной активности организма
занимающихся и приведение его в относительно
спокойное состояние. В соответствии с
этой целью решается ряд методических
задач:
— снижение физиологического возбуждения
и излишнего напряжения отдельных групп
мышц (медленный бег, спокойная ходьба,
упражнения в глубоком дыхании и на расслабление,
самомассаж);
— регулирование эмоционального состояния
(успокаивающие подвижные игры, игровые
задания, упражнения на внимание);
— подведение итогов урока с оценкой преподавателем
результатов деятельности занимающихся
(здесь необходимо предусмотреть дальнейшее
стимулирование сознательной активности
занимающихся на последующих уроках);
— сообщение домашнего задания для самостоятельных
занятий физическими упражнениями, для
подтягивания «слабых мест».
Длительность заключительной части урока
3—5 мин.
Постановка задач. Перед каждым уроком
обязательно должны ставиться конкретные
задачи. В методике физического воспитания
все задачи принято делить на три группы,
исходя из их направленности: образовательные,
оздоровительные и воспитательные. Педагогические
задачи необходимо формулировать, возможно,
конкретнее, образовательные же — с указанием
уровня овладения техникой движения.
Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической
культуре, умениями и навыками выполнять
физические упражнения.
В теории и практике проведения урока
приняты следующие правила постановки
и формулировки задач.
При обучении двигательным действиям
задачи урока формулируются следующим
образом:
1) при ознакомлении с двигательным действием:
«Ознакомление с техникой...» (и далее указывается
то упражнение или отдельный его элемент,
которое осваивается);
2) при разучивании двигательного действия:
«Разучивание техники выполнения...»;
3) при совершенствовании двигательного
действия: «Совершенствование техники
выполнения...».
Первой на уроке решается задача ознакомления
с техникой того или иного двигательного
действия, второй — разучивания, третьей
— совершенствования.
Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного
в определенном возрасте физического
развития и физической подготовленности,
формирование осанки и обеспечение на
занятиях наилучших условий для оздоровительного
влияния упражнений на организм занимающихся.
Формулирование оздоровительных задач
осуществляется следующим образом: «формирование
правильной осанки, добиваясь свободного
ненапряженного положения туловища во
время ходьбы и бега», «развитие общей
выносливости, используя кроссовый бег»
и т.д.
При решении задач воспитания физических
качеств рекомендуются формулировки с
краткой терминологической записью, например:
«Воспитание быстроты движений в беге
на короткие дистанции», «Воспитание скоростно-силовых
качеств при выполнении прыжка в длину
с разбега» и т.д. Как видно из примеров,
первое слово формулировки задачи — это
«воспитание», далее указывается конкретное
физическое качество и затем обязательно
то упражнение, с помощью которого решается
данная задача.
Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние
занятий физическими упражнениями на
воспитание свойств и качеств личности
учащегося.
При решении задач воспитания личности
формулировки конкретизируются в соответствии
с возрастными особенностями занимающихся
и спецификой содержания учебного материала,
например: «Воспитание смелости при соскоке
с гимнастического козла», «Воспитание
чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции
5 км» и т.д.
Классификация уроков в зависимости от
решаемых задач. По признаку преимущественной
направленности на решение образовательных,
оздоровительных или воспитательных задач
различают четыре разновидности уроков
.
1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены
все три группы задач физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной
направленностью проводятся в двух вариантах: первый
— развивающие (формирующие) уроки, служащие
развитию различных систем организма,
второй — восстанавливающие (реабилитационные)
уроки, направленные на восстановление
сил и работоспособности.
3. Уроки с преимущественно воспитательной
направленностью дифференцируют
4. Уроки с преимущественно образовательной
направленностью подразделяются на пять типов по признаку
выделяемых дидактических задач: вводные
уроки, уроки изучения нового материала,
уроки совершенствования, смешанные (комплексные)
уроки, контрольные (зачетные) уроки.
Вводные уроки проводятся в начале учебного
года, четверти, при изучении нового раздела
учебной программы. На этих уроках преподаватель
знакомит учащихся с основными задачами
и содержанием учебной работы на предстоящий
период, зачетными требованиями и учебными
нормативами.
Уроки изучения нового материала (обучающие).
Их основные задачи — ознакомление учащихся
с новыми двигательными действиями и их
первоначальное освоение.
Уроки совершенствования применяются
для углубленного изучения и закрепления
учебного материала.
Смешанные (комплексные) уроки содержат
в себе задачи и элементы, характерные
для перечисленных выше типов уроков.
В таких уроках могут совместно решаться
задачи обучения, развития физических
качеств, контроля за уровнем физической
подготовленности занимающихся и др. Этот
тип урока наиболее широко используется
в практике физического воспитания.
Контрольные уроки направлены на выявление
успеваемости или определение уровня
подготовленности занимающихся, проверку
усвоения ими знаний, умений и навыков
по теме или разделу программы и т.п.
Информация о работе Формы организации физического воспитания в школе