Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:33, реферат
Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно.
Для всесторонней оценки уроков прибегают к их хронометрированию и определению реакции организма на предложенную нагрузку. С этой целью под наблюдение берется средний ученик. Со звонком включается секундомер и не останавливается до конца урока. Наблюдающий последовательно в специально подготовленный протокол записывает все действия, в которых принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты показатели того же ученика записываются в протокол. Первый замер пульса производится сразу после предыдущего урока и считается нормой, второй - на четвертой минуте, последний - после окончания урока.
Ведущий протокол сначала записывает показания секундомера, потом в соответствующей графе - очередное действие.
Время, затраченное на каждое действие, определяется путем вычета предыдущего показателя, зарегистрированного в графе 3, от очередного показателя секундомера.
В протоколе фиксируется все действия занимающихся (двигательные, умственные и др.) и в зависимости от эффективности деятельности учителя могут быть целесообразными и нецелесообразными.
Все нецелесообразные затраты на работу и отдых определяются сразу по ходу хронометрированию и записываются в графу со знаком «минус».
После окончания урока время граф суммируется по вертикали, и эти данные служат для определения плотности занятия.
Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графы со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего занятия ( 2 часа).
Общая сумма времени, затраченного рационально Х 100%
плотность =
урока
Однако, определяя общую
плотность урока, нельзя дать оценку
педагогическому мастерству учителя,
его организаторским
Поэтому, кроме общей плотности занятия, определяют и его моторную (двигательную) плотность.
Моторная Сумма времени, затраченного на выполнение упраж. Х 100%
плотность =
урока
Сравнивая данные моторной
и общей плотности урока, можно
найти резервы повышения
В примечания записывают реплики,
позволяющие при анализе
Это обусловлено неодинаковыми
возможностями и условиями
Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важные из них следующие:
· Количество учащихся в группах, командах, играх. Учитель должен стремиться объединять небольшое количество занимающихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет; избегать игр, в которых к двигательной активности привлекается одновременно ограниченное количество детей.
· Качество материальной базы. На уроке должны использовать много-пропускные снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др.
· Количество инвентаря. На уроках с использованием легкоатлетических упражнений необходимо обеспечить каждого ученика специальными снарядами, в играх - мячами, на соответствующих уроках - лыжами, коньками, клюшками и др.
· Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся, способов выполнения заданий и управления классом.
· Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока.
· Привлечение к уроку детей, временно освобожденных от занятий.
· Краткость объяснений, замечаний, обсуждений.
· Широкое использование дополнительных заданий.
Общая и моторная плотность занятия
Проблема оптимизации
нагрузки зависит от ее дозирования
в физических упражнениях, от плотности
занятия. Различают общую и моторную плотность
учебно-тренировочного занятия.
Общая плотность – отношение педагогически
оправданного времени ко всей продолжительности
занятия. Педагогически оправданное время
– это время, затраченное на подготовку
инвентаря и оборудования, на объяснение
и показ упражнений, на выполнение физических
упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.
К неоправданным затратам времени относятся
задержки начала занятий, недостаток или
отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная
трата времени из-за нарушения дисциплины.
При проведении учебно-тренировочного
занятия следует стремиться к стопроцентной
общей плотности.
Моторная плотность –
отношение времени, затраченного непосредственно
на выполнение физических упражнений,
ко всей продолжительности занятия. Моторная
плотность может колебаться от 10–15 до
79–90 %. Рациональная моторная плотность
и дозирование учебно-тренировочной нагрузки
зависят от вида спорта, возраста, пола,
общей физической и спортивной подготовленности
занимающихся, от условий занятий, от характера
конкретных учебных или тренировочных
заданий.
Именно моторная плотность часто определяет
пульсовую «стоимость» занятий, т.е. определяет
кривую изменения ЧСС в течение всего
занятия и, следовательно, фактическую
интенсивность физической нагрузки занимающегося.
Список литературы: