Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:46, реферат
В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуются как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение дает Л.П.Матвеев (1991,1997,1999).
Физическая культура в узком смысле – это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.
В широком смысле физическая культура рассматривается как органическая часть (отрасль) культуры общества, включающая всю совокупность его научных и практических достижений в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности населения.
Вступление 3
Функции спорта 6
Эталонная функция 6
Социально-общественная функция 6
Спортивно-престижная функция. 7
Оздоровительно-рекреативная функция 7
Зрелищная функция. 8
Функция социальной интеграции и социализации личности. 8
Эстетическая функция. 9
Экономическая функция. 9
Заключение 10
Литература 11
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Финансовый Университет при
Правительстве
Российской Федерации
(Финансовый университет)
Кафедра «Физическое
Реферат на тему:
«Функции спорта »
Выполнила:
студентка группы ВН3-2а
Орджоникидзе Елизавета Сергеевна
Проверил:
Доцент, к.п.н.
Татарова Светлана Юрьевна.
Москва 2013
Содержание:
Вступление 3
Функции спорта 6
Эталонная функция 6
Социально-общественная функция 6
Спортивно-престижная функция. 7
Оздоровительно-рекреативная функция 7
Зрелищная функция. 8
Функция социальной интеграции и социализации личности. 8
Эстетическая функция. 9
Экономическая функция. 9
Заключение 10
Литература 11
В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они имеют большую популярность, становятся наряду с наукой и искусством полноправными компонентами социальной жизни общества.
Что же представляют собой физическая культура и спорт? В чем смысл этих социальных явлений?
В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуются как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение дает Л.П.Матвеев (1991,1997,1999).
Физическая культура в узком смысле – это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.
В широком смысле физическая
культура рассматривается как
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. Исходя из этого, спорт в узком смысле можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентировано противобоческого выявления сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей).
Вместе с тем, спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности. Определяемое понятие имеет и более глубокий смысл, обусловленный социальной сущностью и назначением спорта в современном обществе.
Для того чтобы достичь
высоких спортивных результатов, необходима
отлаженная система подготовки спортсменов,
складывающаяся и действующая в
сфере многообразных
Таким образом, спорт в
широком понимании представляет
собой собственно соревновательную
деятельность, процесс специальной
подготовки к достижениям в ней,
а также специфические
отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.
По мнению Л.П.Матвеева (1999)
в таком широком понимании
спорт представляется весьма сложным
многофункциональным и
С определенных позиций, спорт,
использующий двигательную деятельность
как фактор физического совершенствования
и направленного развития физической
дееспособности населения, является составной
частью физической культуры. Однако следует
отметить, что некоторые виды спорта
не связаны непосредственно с
высокой физической активностью (радиоспорт,
шахматы и т.д.). Наряду с этим,
занятиям физической культурой не всегда
свойственна ярко выраженная «достиженческая»
соревновательная деятельность. Именно
поэтому справедливо
Спорт- это сложное и
многогранное социальное явление. Он представляет
собой одну из самостоятельных подсистем,
которая обладает своими ценностями,
функциями, закономерностями развития.
Однако, обладая относительной
Причем, между данными социальными подсистемами существуют весьма многообразные и сложные взаимосвязи и взаимоотношения (прямые и опосредованные, односторонние и двусторонние, положительные и отрицательные и др.).
В настоящее время не вызывает
сомнения факт вовлечения государства
в спорт, хотя мотивы этого вовлечения
довольно разнообразны и зависят
от многих факторов. Это и тип
государства, его исторические традиции,
политические и социально-экономические
условия, система общественных и
культурных ценностей, демографические
и образовательные
Причем, действие этих мотивов
оценивается по-разному на отдельных
этапах развития того или иного общества.
Но главным, несомненно, является господствующая
в данной стране социальная философия,
которая во многом определяет существующую
в стране модель спорта и организационную
структуру национального
Актуальность данной работы состоит в том, что все эти факторы вместе или отдельно влияют на присущие тому или иному обществу типы спортивной системы. Причины вовлечения государства в спортивную сферу и приобщения человека к спорту весьма разнообразны. В их основе лежит удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества. Их реализация осуществляется через различные виды деятельности, специфичные преимущественно для спорта, как одного из компонентов физической культуры. В процессе осуществления этих видов деятельности и раскрывается роль, значение спорта для индивида и общества, т.е. его социальные функции. Спорт по своей природе полифункционален. В этой связи, прежде всего, следует остановиться на специфических функциях спорта, объективно присущих ему и отсутствующих у других элементов физической культуры.
«Функциями спорта» при строгом истолковании их принято называть производные от его сущности и вместе с тем зависящие от конкретных условий его культивирования свойства, которые выражаются в характере воздействия спорта на человека и человеческие отношения, позволяют удовлетворят через спорт определенные потребности личности и общества. В этой связи говорят о роли спорта, его значении и назначении в обществе.
Наиболее важными являются следующие функции.
Эталонная функция, которая выражается в том, что уровень спортивных достижений служит своего рода мерилом, образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем, и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма. Уровень достижений в спорте, в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а со временем повышается, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсменов по самосовершенствованию своих способностей. Особенно ярко это проявляется в спорте высших достижений, где наблюдается неуклонный рост мировых рекордов, несмотря на кажущиеся пределы человеческих возможностей.
Эвристически-прогностическая
функция. Она тесно связана с
эталонной функцией и выражается
прежде всего в том, что спорт
представляет собой тип эвристической
деятельности, т.е. деятельности творчески-поисковой,
включающей моменты открытия, обнаружения
нового. В этом отношении особенно
супердостиженческий спорт
К социально-общественным прежде
всего относят функцию
Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Спорт является важным факторам самоутверждения личности в обществе, поднятия международного престижа страны.
Известно, что только считанные
страны способны конкурировать с
крупными державами мира в интеллектуальном,
научном или техническом
Оздоровительно-рекреативная
функция проявляется в
Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
«Язык» спорта понятен любому человеку. Поэтому спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе; сплачивают значительные группы людей.
В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория спортивных зрелищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние олимпийские игры, чемпионаты Мира и Европы смотрят сейчас несколько миллиардов человек.
Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.
Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.