Гибкость и основы методики ее воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания, конкурентное их содержание отлично в разные периоды возрастного развития, так как наиболее значительные поступательные изменения форм и функциональных возможностей организма происходит в силу естественных закономерностей возрастного развития.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения гибкости как физического качества
1.1. Гибкость как ценное физическое качество
1.2. Виды гибкости
Глава II. Средства и методы развития гибкости
2.1. Средства и методы воспитания гибкости
2.2. Особенности методики развития гибкости
2.3 Способы измерения гибкости
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

Данные отклонения способствуют нарушению в формировании некоторых двигательных навыков, развитию плоскостопия, неправильной осанке и некрасивой походке.

 

Повышенная гибкость без достаточной  мышечной силы может вызвать неустойчивость суставных соединений, приводящих к  повреждениям суставов.

 

Чрезмерно гибкие несущие суставы: коленный, голеностопный и тазобедренный, становятся нестабильными и восприимчивыми к вывихам и травмам.

Глава II. Средства и методы развития гибкости.

2.1. Средства и методы воспитания  гибкости.

 

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

 

Основными ограничениями размаха  движений являются мышцы- антагонисты. Растянуть соединительную ткань  этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) — задача упражнений на растягивание.

 

Среди упражнений на растягивание различают  активные, пассивные и статические.

 

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

 

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью  партнера; движения, выполняемые с  отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела) [30].

 

Статические упражнения, выполняемые  с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного  времени (6—9 с). После этого следует  расслабление, а затем повторение упражнения.

 

Упражнения для развития подвижности  в суставах рекомендуется проводить  путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

 

Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые  ощущения, движения выполняются в  медленном темпе, постепенно увеличиваются  их амплитуда и степень применения силы помощника.

 

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

 

В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнений амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной напряженностью или "запасом гибкости".

 

Различают также общую и специальную  гибкость. Общая гибкость характеризует  подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности [9].

 

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Различают динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения на растягивание. Зависит проявление гибкости от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции тонуса мышц, с ростом мышц и связок гибкость увеличивается. Отражают подвижность анатомические особенности связочного аппарата. Причём мышцы это тормоз активных движений.

 

Мышцы плюс связочный аппарат и суставная сумка, в которую заключены концы костей и связок, это тормоза пассивного движения и, наконец, кости - это ограничитель движения. Чем толще связки и суставная сумка, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений лимитирован напряжением мышц антагонистов.

 

Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем "легче" выполняются эти движения [28].

 

Недостаточная подвижность в суставах, связаное с несогласованной работой мышц вызывает "закрепощение" движений, что затрудняет процесс освоения двигательных навыков. К снижению гибкости может привести систематическое, или  на отдельных этапах подготовки регулярное применения силовых упражнений, если в тренировочный процесс не включаются упражнения на растягивание.

 

Специфическими  средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, при  выполнении которых амплитуда движений доводится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к повреждениям. Такие упражнения принято называть - упражнениями на растягивание (Ж.К. Холодов, 2001) [30]. Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела.

 

Основными ограничителями размаха  движений являются мышцы - антагонисты, чем лучше способность мышц - антагонистов растягиваться в движениях с  большой амплитудой, тем больше подвижность в суставах. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать их упругими и эластичными - задача упражнений на растягивание. [11]

 

Виды растягивающих упражнений различают в зависимости от использующихся растягивающих сил. При применении внешних сил упражнения на растягивание называются пассивными.

 

Пассивные упражнения на гибкость включают:

 

- движения, выполняемые с партнером;

 

- движения, выполняемые с отягощением,  резиновым эспандером;

 

- пассивные движения с использованием  собственной силы;

 

- движения, выполняемые на снарядах, где отягощением является вес  собственного тела.

 

Они служат эффективным средством  увеличения и сохранения запаса гибкости и способствуют увеличению амплитуды  активных движений (Л.П. Матвеев, 1991) [14]. Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинного) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы.

 

При использовании в качестве растягивающей  силы напряжение мышцы, упражнения носят название - активных. Активная гибкость развивается в 1,5 - 2 раза медленней пассивной [24].

 

В общей совокупности упражнений, направленных на развитие гибкости преобладают  активные упражнения, так как в  реальных условиях жизнедеятельности гибкость, главным образом, проявляется в активных формах.

 

Активные упражнения в растягивании используют преимущественно в динамическом режиме, но при необходимости усиления воздействия включают выраженные статические  моменты с фиксацией звеньев тела в положениях, соответствующим крайним точкам амплитуды движений.

 

Например: пружинистые наклоны  с фиксацией и притягиванием  туловища руками к выпрямленным ногам (Л.П. Матвеев, 1991) [13].

 

К активным движениям с полной амплитудой относятся:

 

- махи ногами и руками;

 

- наклоны и вращательные движения  туловищем.

 

Упражнения для развития подвижности  в суставах специалистами рекомендуется  производить путем активного  выполнения движений с постепенно увеличивающейся  амплитудой, использованием и «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

 

Кроме выше перечисленных в практике занятий физическими упражнениями встречается немало движений, эффект которых обеспечивается, как внутренними, так и внешними силами, такие упражнения называются смешанными или активно - пассивными. Примером таких упражнений является пружинистые движения в шпагате.

 

2.2. Особенности методики развития  гибкости.

 

Для развития и совершенствования  гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

 

Если требуется достижение заметного  сдвига в развитии гибкости уже через 3—4 месяца, то рекомендуются следующие  соотношения в использовании  упражнений: примерно 40% — активные, 40% — пассивные и 20% — статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше — статических.

 

Специалистами разработаны примерные  рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8— 10 раз.

 

Упражнения на гибкость рекомендуется  включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть  урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

 

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование  силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата.

 

Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного  развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки [12].

 

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение  года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и  числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных — 1 повторение в 1—2 с; «выдержка» в статических положениях — 3—6 с.

 

Упражнения на гибкость на одном  занятии рекомендуется выполнять  в такой последовательности: вначале  упражнения для суставов верхних  конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

 

По вопросу о количестве занятий  в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2—3 раз в неделю; другие убеждают необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день.

 

Однако все специалисты едины  в том, что на начальном этапе  работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах [15].

 

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в  суставах на 10—12%.

 

При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный  перенос тренировок подвижности  одних суставов на другие.

 

В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг — система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

 

Термин стретчинг происходит от английского слова stretching — натянуть, растягивать.

 

В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

 

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при  растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ [21].

 

В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут  использоваться: в разминке после  упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия (урока) как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.

 

Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1—5 с, затем расслабление мышцы 3—5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с.

 

Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении [21].

 

Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.

 

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.

 

1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60 с (для  начинающих и детей — 10—20 с).

 

2. Количество повторений одного  упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом  между повторениями 10—30 с.

Информация о работе Гибкость и основы методики ее воспитания