Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Физическая культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья и продления жизни человека. Здоровый образ жизни должен прочно войти в повседневный быт современного человека. Для этого необходимо обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерной поддержки всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в вузах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы…………....5
2. Основы гигиены физической культуры…………………………………...7
2.1. Личная гигиена…………………………………………………………….7
2.2. Рациональное питание……………………………………………………9
2.3. Закаливание……………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Гигиена физической культуры предмет задачи и методы 2.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Состав и  калорийность пищевых рационов для  спортсменов в сутки, г на 1 кг массы тела.

 

Наиболее  массовые виды спорта

Белки

Жиры 

Углеводы 

Калорийность  ккал

Гимнастика 

2.1-2.4

1.5-1.6

8.3-9.0

60-62

Легкая  атлетика:

Бег на короткие, средн. дист., прыжки, метания

2.4-2.5

1.7-1.8

9.5-10.0

65-70

Бег на длинные дистанц., спортивная ходьба

2.0-2.3

2.0-2.1

10.0-11.5

70-60

Марафон

2.4-2.5

2.1-2.3

11.0-13.0

75-85

Плавание 

2.1-2.3

2.0-2.1

9.5-10.0

65-70

Тяжелая атлетика, атлетическая г-ка

2.4-2.5

2.0-2.3

10.0-11.0

70-75

Футбол  и хоккей

2.3-2.4

1.8-1.9

9.0-10.0

62-65

Баскетбол, волейбол

2.1-2.3

1.7-1.8

9.0-10.0

62-65

Лыжный  спорт, короткие дистанции

2.0-2.1

1.9-2.0

9.5-10.0

65-70

Длинные дистанции

2.1-2.3

2.0-2.1

10.5-11.0

70-73


 

Во время  выполнения интенсивной мышечной работы в связи с повышением обмена веществ  потребность в витаминах возрастает. Удовлетворять потребность организма в витаминах нужно, прежде всего, за счет употребления натуральных продуктов. В случае их нехватки рекомендуется принимать витаминные концентраты из естественных продуктов (настой шиповника и др.) синтетических препаратов (“Аэровит”, “Ундевит” и др.).

В суточном режиме следует устанавливать и строго придерживаться определенного времени  для приема пищи, что способствует ее лучшему перевариванию и усвоению. Принимать пищу следует за 2-2.5 ч  до тренировки и спустя 30-40 мин. после ее окончания.

Питаться  лучше 4 раза в день: завтрак – 7 – 7.30, обед – 13.00 – 14.00, полдник – 16.00 – 17.00, ужин – 20.00 – 20.30. можно ограничиться и трехразовым питанием.

Примерное распределение  калорийности суточного рациона питания.

 

завтрак

обед

полдник

ужин

Четырехразовое  питание

35-40

30-35

5

25-30

Трехразовое питание

40

35

-

25


 

При приеме пищи все внимание стоит уделять еде.

Отвлечения  от еды приводят к нарушению пищеварения  и усвоения пищи. Во время еды  нельзя торопиться. Пища должна всегда хорошо пережевываться.

2.3. Закаливание.

 

Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма  к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, понижению атмосферного давления).

Систематическое применение закаливающих процедур снижает  число простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях  почти полностью исключает их. Закаливание способствует повышению  физической и умственной работоспособности, улучшает кровообращение, повышает тонус ЦНС, нормализует обмен веществ, помогает выработать рациональный гигиенический режим.

Приступать  к закаливанию можно практически  в любом возрасте, предварительно посоветовавшись с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет определить форму закаливающих процедур и их дозировку. Установлены следующие гигиенические принципы закаливания: систематичность требует регулярного, ежедневного выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно через 2 – 3 недели после прекращения процедур устойчивость организма к закаливающему фактору снижается; постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур. При выборе дозировки и форм проведения закаливания необходимо учитывать индивидуальные особенности человека (возраст, состояние здоровья и др.), поскольку реакция организма на закаливание у разных людей неодинаковая;

Разнообразие  средств и форм обеспечивает всестороннее закаливание. Как правило, устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, воздействию которого он многократно подвергался. Так, повторное воздействие холода вырабатывает устойчивость организма лишь к холоду, повторное действие тепла, наоборот к теплу.

Вот почему необходимо использование разнообразных форм закаливания.

Самоконтроль. Показателями правильного проводимого закаливания и его положительного эффекта являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и т.п. Бессонница, раздражительность, снижение аппетита и работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо обратиться к врачу и изменить форму проведения и дозировку процедур.

Заключение

 

Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. В настоящее время в стране существует целая система гигиенических учреждений разного типа: научно-исследовательские институты, санитарно-гигиенические лаборатории, санитарно-эпидемиологические станции.

Внедрение в  жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, т. е. направленного на оздоровление законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения.

По своей природе гигиена - наука предупредительная, главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Важным разделом гигиенической работы является диспансеризация. Так называется активное наблюдение медицинских работников за здоровьем различных групп практически здоровых людей с целью предупреждения или своевременного выявления у них заболеваний и направления их в случае необходимости на лечение, не дожидаясь, пока человек почувствует себя больным и обратится за медицинской помощью. В частности, диспансеризация проводится среди детей, готовящихся к поступлению в школу. Профилактический осмотр детей различными специалистами - педиатрами, окулистами, отоларингологами, психоневрологами и другими врачами проводится для того, чтобы своевременно выявить возможные отклонения в состоянии здоровья детей и к моменту поступления в школу полностью их вылечить, иначе нездоровье помешает им успешно учиться.

Государство заботится о здоровье граждан, о  создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Что из того, например, что человек работает в чистом, хорошо вентилируемом и хорошо освещенном помещении, что на этом предприятии правильно организовано питание работающих и т. д., если этот человек не считает необходимым чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды, соблюдать правильный режим труда и отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин.

Особенно  близки гигиене две другие науки  о человеке - анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология - жизнедеятельность организма в целом, а также отдельных органов и их систем.

При этом сведения, добываемые различными другими науками, гигиенисты оценивают в свете знаний о человеке, получаемых анатомией и физиологией.

 

Список литературы:

 

1. Волынская  Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во  ЛГПИ, 2000.

2. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984.

3. Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по  гигиене. - М.: ФиС, 1987.

4. Лаптев А.П., Полиевский  С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов  физич. культ. - М.: ФиС, 1990.

5. Минх А.А. Общая  гигиена. - М.: Медицина, 1984.

6. Полиевский С.А. Физическое  воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 1989.

7. Черноусов О.Г. Физическая  культура и здоровый образ  жизни: Учебное пособие. – Томск:  ТМЦДО, 2002.


Информация о работе Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы