Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:17, реферат
Групповые тактические действия - это взаимодействия 2-5 игроков в отдельных моментах игры: при приеме подач и нападающих ударов, блокировании атаки соперника и страховке нападающего игрока. Основу групповых тактических действий у сетки составляет групповой (преимущественно двойной) блок Тройной блок применяется реже. Блокирующие разделяются на среднего и крайних игроков. При этом ведущую (основную) роль в организации двойного блока играет игрок, противодействующий основному направлению атаки. Отсюда, например, если удастся установить, что преимущественное направление атак соперника по диагонали, то в середине сетки должен находиться сильнейший блокирующий игрок
Групповые тактические действия
Групповые тактические действия - это взаимодействия 2-5 игроков в отдельных моментах игры: при приеме подач и нападающих ударов, блокировании атаки соперника и страховке нападающего игрока. Основу групповых тактических действий у сетки составляет групповой (преимущественно двойной) блок Тройной блок применяется реже. Блокирующие разделяются на среднего и крайних игроков. При этом ведущую (основную) роль в организации двойного блока играет игрок, противодействующий основному направлению атаки. Отсюда, например, если удастся установить, что преимущественное направление атак соперника по диагонали, то в середине сетки должен находиться сильнейший блокирующий игрок. При тройном блокировании, а оно чаще всего применяется в середине сетки, крайние игроки пристраиваются к среднему. Успех группового блока всецело зависит от согласованности действий игроков. Наиболее важные положения организации двойного блока:
• при блокировании ударов по ходу с высоких передач руки блокирующих соприкасаются друг с другом;
• при блокировании ударов с переводом вправо в зоне 4 средний игрок располагается левее мяча, выставляя руки под углом к сетке, а крайний блокирующий - напротив мяча и приближает руки к среднему;
• при блокировании ударов с переводом влево в этой зоне крайний игрок должен развернуть правую ладонь навстречу мячу, а левую напротив мяча, средний блокирующий приближает руки вплотную к крайнему. Групповые действия при приеме подач сводятся к следующему:
• страховка игрока, принимающего подачу;
• страховка игрока, слабо принимающего подачу;
• взаимодействие при полном выключении из приема определенного игрока (игроков);
• взаимодействие с выходящим (связующим) игроком.
Каждый игрок должен быть готов подстраховать партнера, принимающего подачу, особенно у боковых линий. Игрок, не владеющий приемом, в критические моменты игры выключается вообще. При этом зоны действий перераспределяются между другими игроками. Должна быть четкая согласованность игроков на приеме подачи и связующего, выходящего к сетке.
Групповые действия при приеме нападающего удара включают следующие взаимодействия игроков:
• защитников между собой, защитников со страхующими (первый и второй эшелон страховки);
• страхующих с блокирующими;
• страхующих между собой.
При взаимодействиях функции игроков детализируются и распределяются за конкретными волейболистами, контролируются игровой дисциплиной. Успешность взаимодействий в защите во многом обуславливают строгое определение функций игроков и их подготовленность с учетом принятых систем игры, а также особенностей и действий игроков команды соперника, коррекции спорных ситуаций путем предварительной договоренности между игроками и установками тренера.
Командные тактические действия
Содержание командных действий в защите обусловлено следующими основными факторами: особенностью нападающих и 1076 действий команды соперника, исполнительским мастерством своих игроков, характером
последующих действий команды, особенностью игровой ситуации. В этих условиях игроки команды должны уметь предвидеть действия соперника и подготовить способы противодействия.
При приеме подач команды используют, в основном, два варианта расположения игроков: в линию и уступами. Вариант в линию используется тогда, когда все игроки одинаково владеют мастерством приема подачи, а в нападении не применяется каких-либо сложных построений. Игровое пространство площадки при данном варианте расстановки игроков распределяется равномерно. Однако следует учитывать следующие основные особенности тактики подающего игрока соперника:
• выбор места при подаче;
• возможность чередования способов подач;
• возможность подач между игроками («вразрез»);
• возможность подачи на выходящего к сетке связующего. Расстановка игроков должна обеспечить использование положительных качеств игроков как при приеме подач, так и при организации атакующих действий. Так, если игрок зоны 3 не достаточно хорошо владеет техникой передачи мяча, а игрок зоны 4 нападающим ударом, то одним из вариантов расстановки может быть такой: игрок зоны 3 с хорошей техникой приема подачи, отходит в глубину площадки, но не далее игрока зоны 6. Часто встречающийся вариант расстановки команды при выходе связующего из зоны 5. Он особенно оправдывает себя, если команда использует в игре одного связующего (5+1).
При приеме нападающих ударов используется в основном три системы расстановки игроков защиты:
• в линию - при страховке блокирующих (блокирующего) свободным игроком передней линии;
• углом вперед - при страховке игроком зоны 6;
• углом назад - при страховке блокирующих игроками зон 5 или 1. При страховке игроками передней линии, игрок зоны б находится в середине площадки, куда зачастую направляется обманный удар в игре команд-новичков. При страховке игроком зоны 6, крайние защитники оттягиваются дальше к лицевой линии. И, наоборот, к лицевой линии отходит игрок зоны 6 в том случае, если страховку осуществляют крайние защитники. В командах высокой квалификации каждая из систем может не только корректироваться в зависимости от особенностей постановки блока и атакующих действий соперника, но и модифицироваться с учетом специализации игроков на блоке и в защитных действиях. В организации защитных действий команды во внимание принимаются главные характеристики и1089 систем: первая применяется на начальном освоении взаимодействия, вторая - при использовании соперником частых обманных ударов за блок, третья - при мощных атакующих действиях соперника. Отсюда понятно, что эффективность защитных действий обуславливается не достоинствами той или иной системы, а умением команды применять их в зави¬симости от характера атакующих действий соперника. В этом смысле оправдывают себя смешанные варианты защиты.
Страховка нападающего игрока - один из наиболее сложных аспектов командных защитных действий. Это объясняется высокой скоростью отскока мяча от рук блокирующих и вариативностью направления его полета. Здесь конкретные действия каждого игрока обусловлены применяемой системой защиты.
Первый (ближний) эшелон страховки составляют: связующий (если атакует ближний от него игрок), защитник (зоны 6 или 5,1) и ближайший нападающий, если он не занят в организации атакующих действий. Второй эшелон (дальний) составляют: оставшийся игрок передней линии (для страховки площади атаки) и задней (для страховки площади защиты). Как бы ни варьировались атакующие действия соперника, этот принцип организации страховки должен быть неизменным. При этом главным фактором высокой эффективности страховки является высокая готовность всех игроков команды. Чем ближе к нападающему располагается страхующий игрок, тем ниже должна быть его стойка и тем выше степень готовности.
Методика обучения
Групповые тактические действия – действия, представляющие собой взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть задачи, поставленной перед командой.
Принятое в процессе игры деление команды в момент расстановки на игроков передней и задней линии выражается во взаимодействии игроков внутри линий и между линиями.
Главная цель групповой тактической подготовки – добиться согласованности действий в атаке нескольких игроков по времени и месту действия для получения положительного результата.
Нападающие игроки по своим функциям в команде могут быть:
а) игроками 1-го темпа (перемещаются с максимальной скоростью к связующему игроку до передачи для нападающего удара и, опережая передачу, прыгают) или игроками 1-й очереди атаки;
б) игроками 2-го темпа (перемещение на удар после начала разбега нападающего 1-го темпа) или игроками 2-й очереди атаки.
По данным научных исследований признаками согласования для атакующего игрока 1-го темпа являются:
– для начала разбега
к нападающему удару –
– для окончания разбега и прыжка – момент касания мячом рук связующего игрока, выполняющего вторую передачу.
Для атакующих игроков 2-го темпа эти признаки такие:
– для начала разбега – после начала разбега игрока 1-го темпа;
– для окончания разбега – траектория полета мяча при второй передаче.
В современном волейболе используются различные комбинации (взаимодействия), основой которых является активная игра атакующего 1-го темпа (атакующего 1-й очереди).
Изучение и совершенствование групповых тактических действий в нападении проводится с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры.
Методические приемы обучения следующие:
– назвать тактическое взаимодействие;
– показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д.;
– показать место и путь игроков при выполнении тактического взаимодействия;
– выполнить имитацию этого взаимодействия;
– практическое выполнение взаимодействия с первой передачи атакующего игрока, затем с первой передачи игрока зоны 6.
При совершенствовании подключаются принимающие подачу игроки (или принимающие мяч после нападающего удара) и нападающие разных зон с использованием низких, быстрых и других передач и сопротивления блокирующих игроков.
Взаимодействия в групповой тактике нападения могут быть следующими:
– вариант I – между игроком, принимающим мяч после подачи (или нападающего удара), и связующим игроком передней линии;
– вариант II – между игроком, принимающим мяч после подачи (или нападающего удара), и связующим игроком, выходящим с задней линии;
– вариант III – между связующим игроком и нападающими игроками 1-го и 2-го темпа и наоборот;
– вариант IV – нападающих игроков между собой в своих зонах и зоне партнера.
В такой последовательности изучают и совершенствуют групповые тактические взаимодействия в нападении.
Примерные упражнения для обучения и совершенствования
Варианты I – II:
а) прием мяча, переброшенного через сетку на связующего игрока в зону 3 (2, 4);
б) то же, но в момент полета мяча к принимающему игроку связующий меняет месторасположение;
в) то же, но после приема подачи;
г) то же, что в п. А, Б, В, но прием мяча на связующего игрока, выходящего с задней линии из зоны 1 (6, 5);
Варианты III-IV:
д) то же, что в п. А, Б, В, Г, но передача одному из 2-3-х нападающих игроков без блока или с блоком.
Примерные упражнения для обучения и совершенствования нападающим ударам
с первых передач и откидок:
1. Первая передача из зоны 6 в зону 4 – игрок зоны 4 выполняет нападающий удар.
2. То же, но игрок
зоны 4 откидывает мяч для
3. То же, но первая передача после переброса мяча (или передачи) через сетку с другой стороны площадки.
4. То же, но действия
игроков атаки в зависимости
от действия блокирующего
5. То же, что в п. 1,2,3,4 (в такой же последовательности), но первая передача осуществляется в зону 2.
6. Первая передача для
7. Первая передача из зоны 3 в 4 – откидка за голову для удара игроком зоны 3.
8. То же, но первая передача из зоны 3 в 2 – откидка за голову для удара игроком зоны 3.
9. То же, но с блоком (блок есть – откидка, блока нет – удар).
10. То же, но первая передача мяча после его переброса (или передачи) с другой стороны площадки.
11. Первая передача направлена
игроку зоны 3 из зоны 2 или 1 –
откидка за голову для
12. То же, но первая передача из зоны 4 или 5 в 3 (целесообразно это выполнять, если в зоне 3 находится «левша») – откидка за голову в зону 2.
13. То же, что в п. 11 и 12, но с блоком (блок поставлен – откидка, блока нет – удар).
14. Тоже, но первая передача после переброса мяча (передачи) через сетку с другой стороны площадки.