Характеристика средств логопедической ритмики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 22.95 Кб (Скачать файл)

Средствами  логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые  упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство  музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство  музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных  инструментах; самостоятельная музыкальная  деятельность людей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для  развития творческой инициативы; заключительные упражнения. Логоритмические средства приобретают свои специфические  особенности в деле музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются  как лечебно-педагогический метод  в нервно-психиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.

Характеристика средств логопедической ритмики

Занятия включают такие средства логопедической ритмики.

 

Музыкально-двигательные:

 

 ходьба;

 

 упражнения на регуляцию  мышечного тонуса;

 

 упражнения на развитие  дыхания;

 

 упражнения на развитие  мелкой моторики;

 

 упражнения на развитие  чувства темпа;

 

 упражнение с элементами  танцев.

 

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях

Это «вводные упражнения». Они должны научить детей первоначальным навыкам  ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной  ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать  одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Ребенок учится ориентированию в пространстве и  коллективе, в право-левостороннем  направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом  к центру и т.п. Пространственная характеристика движения включает исходное положение, положение тела и его  частей в движении, траекторию движения.

Ходьба включается в каждое занятие.

У детей с нарушениями речи, особенно в младшем возрасте (до 4—5 лет), отмечается иногда отставание в координации  движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается  неустойчивость в ходьбе, замедленность  движений.

 

Педагог с первых же занятий  начинает формировать у детей  устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая тем самым боковые раскачивания, приподнимать ноги при ходьбе. Для  этого используются упражнения по перешагиванию  через предметы: палки, канат, кубики, рейки лестницы, положенной на пол, и т.п. Тренировка устойчивости позволяет  более направленно воспитывать  ориентировку в ходьбе между предметами, что необходимо в практической жизни.

 

Виды ходьбы:

1) отдельно по дорожке, обозначенной  двумя канатами;

2) группой;

3) группой под барабан к противоположной  стене зала;

4) группой вдоль зала;

5) «стайкой» вдоль каната, выложенного  по кругу: дети идут под четкие, редкие удары барабана (или звуки  марша), после остановки поворачиваются  лицом в круг и убирают канат;

6) группой к противоположной  стене зала с перешагиванием  через канат, положенный поперек  зала;

7) вдоль каната по кругу друг  за другом (это готовит детей  к ходьбе в колонну по одному);

8) друг за другом, держась левой  рукой за веревку. Под звуки  барабана педагог (затем ребенок)  ведет детей по кругу, движение  можно сопровождать звуками [«у-у-у»].

9) друг за другом, держась за  руки. Дети соединяются таким  образом, чтобы при ходьбе слева  направо были слегка повернуты  внутрь руга, правая рука у  каждого ребенка должна быть  впереди, левую руку он дает  идущему сзади;

10) подоске, положенной на пол.  Соскок с доски выполняется  мягко, на носки;

11) с перешагиванием через палки,  параллельно положенные на пол.  Пять или шесть палок раскладываются  на расстоянии 35—40 см одна от  другой. Педагог, показывая движение, перешагивает через палки, высоко  поднимая колени, затем это выполняют  дети.

Когда один ребенок заканчивает  перешагивание, второй уже начинает его. Педагог обращает внимание детей  на то, что нельзя наступать на палку  и сбивать ее;

12) боком, приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки (I или 2 раза). Ребенок встает ногами на нижнюю рейку, руками берется за рейку на уровне груди. Двигаясь вдоль гимнастической стенки, он переставляет ноги маленькими равно мерным шагами и одновременно перехватывает рейку на уровне груди руками в такт шагам;

13) друг за другом по кругу с остановками. Дети идут вслед за педагогом в строгом соответствии со звуковыми сигналами (под барабан, счет и т.д.). Временные отрезки ходьбы должны быть разными, чтобы занимающиеся реагировали на звук;

14) на носках. Дети держат руки  на поясе, головы подняты. Педагог  обращает внимание детей на  осанку), идут по кругу друг  за другом, после прохождения  одного круга останавливаются,  опускаются на полную ступню. На последующих занятиях можно  пройти 2 или 3 круга;

15) друг за другом с флажками в руках. Дети в такт шагам свободно и широко размахивают флажками;

16) друг за другом, держась рукой за веревку, с изменением направления. Педагог следит за тем, чтобы с изменением направления повороты детей были плавными, спокойными, а темп ходьбы — медленным;

17) по доске с приподнятым краем. Дети держат руки в стороны, спрыгивают в конце доски на носки, сначала держась за руки педагога, затем самостоятельно;

18) с перешагиванием через кубики. Пять или шесть кубиков кладутся на расстоянии 35—40 см один от другого. Дети перешагивают через кубики 2 или 3 раза по очереди;

19) друг за другом с попутным перешагиванием через рейки лестницы. Каждый ребенок делает как ему удобно;

20) по скамейке, держа руки в стороны. В конце скамейки дети опускают руки и соскакивают, держась за руки педагога;

21) по канату друг за другом боком, приставными шагами. Дистанция при ходьбе — около 3 м;

22) по качалке. Упражнение рассчитано на тренировку равновесия. Перед началом упражнения педагог наклоняет руками качалку в сторону ребенка, чтобы тот мог поставить на качалку ногу. Затем педагог, держа ребенка за руку, помогает ему пройти по качалке и тут же отводит в сторону и сажает на место. А в это время следующий ребенок стоит у качалки, но не слишком близко к ней ожидая своей очереди;

23) друг за другом с флажками в руках, сначала изменяя положения рук, а затем размахивая флажками. У каждого ребенка, по два флажка. Дети идут, размахивая флажками вдоль тела вперед — назад, после остановки помахивают флажками вверху движениями кистей (2 или 3 круга); потом широко скрестно размахивают флажками, опускают их на пол, постукивают ими об пол и т.д.;

24) друг за другом с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол;

25) друг за другом между стульями. Дети идут за педагогом (или водящим) по кругу, огибая 5 или 6 стульев, расставленных в середине зала на расстоянии около 1 м один от другого, проходят таким образом 2 или 3 раза;

26) друг за другом «змейкой», с перешагиванием через канат, положенный на пол. Канат кладется на пол прямо. Педагог (или водящий) ведет детей за собой вдоль каната, пересекая его «змейкой».

Во время перешагивания высоко поднимают колени и свободно размахивают  руками. В ходьбе «змейкой» пройти 2 или 3 круга;

27) на носках и на пятках с изменением положения рук. Дети поднимают руки вверх, следят за своей осанкой, идут на носках в течение 15 сек, затем останавливаются, руки опускают на пояс и идут на пятках в течение 10 сек;

28) по доске, положенной на пол. Дети идут, соблюдая осанку, с поднятой головой, руки разведены в стороны. В конце доски руки опускают, чуть сгибают колени и мягко спрыгивают на пол;

29) друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3 или 4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;

30) друг за другом с высоко поднятыми коленками (до 15сек.). Ходьба продолжается под редкие {более редкие, чем при обычной ходьбе) удары барабана. Дети держат руки на поясе, локти отведены назад, спина прямая, голова приподнята;

31) друг за другом с попутным перешагиванием через 5 или 6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2 или 3 круга);

32) вверх по наклонной доске, соскок. Упражнение повторяется 2 раза.

 

Различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и со словом.

Например, ходьба:

а) на внутренней, внешней сторонах ступни:

Лед да лед,

Лед да лед,

А по льду

Пингвин идет.

Скользкий лед,

Скользкий лед,

Но пингвин

Не упадет.

б) На равновесие:

Цапля важная, носатая.

Целый день стоит, как статуя.

в) На носках:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

Я ее не разбужу.

г) На пятках:

Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

Занятия включают такие средства логопедической ритмики.

 

Музыкально-двигательные:

 

 ходьба;

 

 упражнения на регуляцию  мышечного тонуса;

 

 упражнения на развитие  дыхания;

 

 упражнения на развитие  мелкой моторики;

 

 упражнения на развитие  чувства темпа;

 

 упражнение с элементами  танцев.

 

Анохин П.К. Системные механизмы  высшей нервной деятельности. –  М., 1979.

 

 Архипова Е.Ф. Коррекционная  работа с детьми с церебральным  параличом. Доречевой период. –  М.,1989.

 

 Архипова Е.Ф. Логопедическая  работа с детьми раннего возраста.: учебное пособие /Е.Ф. Архипова.- М.,2006.

 

 Архипова Е.Ф. Стертая  дизартрия у детей.: учебное пособие  /Е.Ф. Архипова.-М.,2006.

 

 Аскарина Н.М., Кистяковская  М.Ю., Лодыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие  и воспитание ребенка от рождения  до 3-х лет. – М.,1969.

 

 Бабина Г.В. Речевые  нарушения при детском церебральном  параличе // Вопросы логопедии. –  М., 1978.

 

 Бабушкина Р.Л., Кислякова  О.М. Логопедическая ритмика //Методика  работы с дошкольниками, страдающими  общим недоразвитием речи. /Под  ред. Г.В. Волковой. – СПб.,2005.

 

 Бельтюков В.И. Взаимодействие  анализаторов в процессе восприятия  и усвоения звуков речи. – М.,1977.

 

 Бельтюков В.И., Салахова  А.Д. Лепет слышащего ребенка  // Вопросы психологии. – 1973.

 

 Белякова Л.И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое  исследование дошкольников с  общим недоразвитием речи и  нормально развитой речью // Тиория  и практика коррекционного обучения  с речевыми нарушениями. –  М.,1991.

 

 Бернштейн Н.А. Очерки  по физиологии и активности. // Физиология движений и активности. / Под ред. Н.Н. Даниловой. –  М.,1990.

 

 Бортфельд С.А. Двигательные  нарушения и лечебная физкультура  при детском церебральном параличе. – Л.,1971.

 

 Волкова Г.А. Логопедическая  ритмика. – М.,1985.

 

 Волкова Г.А., Ярмакович  М.А. Принципы и содержание  логопедической работы с детьми  страдающими общим недоразвитием  речи, в условиях дошкольного  детского дома. // Речевые и нервно-психические  нарушения у детей и взрослых. – Л.,1987.

 

 Воронова А.Е. Логоритмика  в речевых группах ДОУ для  детей 5-7 лет. – М.,2006.

 

 Воронова А.Е. Развитие  и коррекция слухо-зрительно-двигательных  координаций у дошкольников с  нарушениями речи средствами  музыкально-ритмической деятельности. // Диагностика и коррекция трудностей  развития у детей. – Иркутск.,2002.

 

 Винарская Е.Н. Раннее  речевое развитие ребенка и  проблемы дефектологии. – М.,1987.

 

 Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое  обследование дошкольников. /Под  ред. О.Н. Усановой. – М.: НПЦ  «Коррекция». – 1992.

 

 Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. – М.,1961

 

 Глухов В.П. Формирование  связной речи детей дошкольного  возраста с общим речевым недоразвитием.  – М.,2002

 

 Городецкая Г.Ф. Сенсомоторные  нарушения и пути восстановления  произвольных движений руки при  детских церебральных параличах.  Авт. канд. дис. – Л.,1972.

 

 Диагностика речевого  развития дошкольников. /Под ред.  Ушаковой О.С. – РАО – М.,1997.

 

 Дудьев В.П. Особенности  произвольной двигательной деятельности  детей с общим недоразвитием  речи. // Дефектология. – 1995. - №4.

 

 Дошкольная логопедическая  служба. Книга 2. /Под ред. О.А.  Степановой. – М.,2008.

 

 Жинкин Н.И. Интеллект,  язык и речь. // Нарушения речи  у дошкольников. /сост. Белова-Давид  Р.А. – М.,1972.

 

 Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление  общего недоразвития речи у  дошкольников. – Екатеринбург. –  1998.

 

 Журба Л.Т. Мастюкова  Е.М. Нарушение психомоторного  развития детей первого года  жизни. – М.,1981.

 

 Запорожец А.В., Венгер  Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г.  Восприятие и действие. /Под ред.  Запорожца А.В. – М.,1967.

 

 Кольцова М.М. Двигательная  активность и развитие функций  мозга ребенка. //Роль двигательного  анализатора в формировании высшей  нервной деятельности ребенка.  – М.,1973.

 

 Кривояз И.С. Психолого-педагогическое  изучение детей младшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи и некоторые аспекты коррекционной  работы с ними. //Дефектология. –  1995. - №4.

Информация о работе Характеристика средств логопедической ритмики