1.Вступление.Основные понятия.
Важнейшая социальная задача современного
общества состоит в том, чтобы
вырастить поколение граждан, гармонически
сочетающих в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое
совершенство.
Исключительное значение при этом играет
физическое воспитание подрастающего
поколения.
Игровая деятельность, как форма и метод
обучения младших школьников, является
наиболее продуктивным направлением в
учебно-воспитательном процессе в современной
методике физического воспитания. Игровой
метод, в какой бы форме и объеме не выражался,
всегда привлекает и радует ребенка, а
целесообразное варьирование различных
его форм дает возможность успешного и
полного решения задач физического воспитания.
Игровой метод –использование упражнений
в игровой форме.
Физическое воспитание - органическая
часть общего воспитания; социально-педагогический
процесс, направленный на укрепление здоровья,
гармоничное развитие форм и функций организма
человека, его физических способностей
и качеств, на формирование и совершенствование
двигательных навыков и умений, необходимых
в быту и производит, деятельности, и в
конечном итоге на достижение физического
совершенства. Основные средства и пути
физического воспитания- занятия физическими
упражнениями (естественными и специально
подобранными движениями и их комплексами
- гимнастические, легкоатлетическими),
различные виды спорта и туризма, закаливание
организма (использование оздоровительных
сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение
гигиенического режима труда и быта, овладение
специальными знаниями и навыками в области
использования физических упражнений,
средств закаливания, личной и обществ,
гигиены в целях физического развития
и совершенствования (т. н. физическое
образование).
2.Основная часть.Игровой метод физического
воспитания.
В системе физического воспитания
игра используется для решения образовательных,
оздоровительных и воспитательных
задач.
Сущность игрового метода заключается
в том, что двигательная деятельность
занимающихся организуется на основе
содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями
игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает
всестороннее, комплексное развитие
физических качеств и совершенствование
двигательных умений и навыков,
так как в процессе игры
они проявляются не изолированно,
а в тесном взаимодействии; в
случае же педагогической необходимости
с помощью игрового метода
можно избирательно развивать
определенные физические качества
(подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов
соперничества требует от занимающихся
значительных физических усилий,
что делает ее эффективным
методом воспитания физических
способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов
достижения цели, импровизационный характер
действий в игре способствуют формированию
у человека самостоятельности, инициативы,
творчества, целеустремленности и других
ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил
игры в условиях противоборства
дает возможность педагогу целенаправленно
формировать у занимающихся нравственные
качества: чувство взаимопомощи
и сотрудничества, сознательную
дисциплинированность, волю, коллективизм
и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор
удовольствия, эмоциональности и
привлекательности способствует
формированию у занимающихся (особенно
у детей) устойчивого положительного
интереса и деятельного мотива
к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести
его ограниченные возможности при разучивании
новых движений, а также при дозировании
нагрузки на организм. Однако в то же время эффективность применения
игрового метода в физическом воспитании
является проверенным средством активизации
двигательной деятельности на занятиях
по физической подготовке за счет подключения
эмоций занимающихся. Фактор соперничества
в процессе состязаний создает особый
эмоциональный и физиологический фон,
который значительно усиливает воздействие
физических упражнений и способствует
максимальному проявлению функциональных
возможностей организма.Игровой метод
используется, чтобы комплексно совершенствовать
двигательную деятельность в усложненных
или облегченных условиях, развивать такие
качества и способности, как ловкость,
быстрота ,совершенствовать координацию
движений, развивать смекалку, изобретательность,
инициативность. При умелом руководстве
этот метод можно применять для воспитания
коллективизма, сознательной дисциплины
и других нравственных психических качеств.Поэтому
очевидно, что игры и эстафеты необходимы
для обеспечения гармоничного сочетания
умственных физических и эмоциональных
нагрузок, общего комфортного состояния.
Польза от них двойная. С одной стороны,
они активизируют память, внимание, быстроту
реакции, а с другой стороны, создают мощный
заряд положительных эмоций, хорошее настроение.
Игровой метод имеет большое оздоровительное
значение. Его отличает разнообразная
двигательная деятельность и положительные
эмоции, они эффективно снимают чувство
усталости, тонизируют нервную систему,
улучшают эмоциональное состояние.
Подвижные игры—важнейшее средство физического
воспитания детей в дошкольном и особенно
в школьном возрасте. Они всегда требуют
от играющих активных двигательных действий,
направленных на достижение условной
цели, оговоренной в правилах.Специалисты
отмечают, что основные особенности подвижных
игр школьников — их соревновательный,
творческий, коллективный характер. В
них проявляется умение действовать за
команду в непрерывно меняющихся условиях.Велико
значение подвижных игр в нравственном
воспитании. Они развивают чувство товарищеской
солидарности, взаимопомощи, ответственности
за действия друг друга.
3.Заключение.Значение игр в физическом
воспитании.
Игра поможет воспитателю сплотить
детский коллектив, включить в активную
деятельность детей замкнутых и
застенчивых. В играх воспитывается
сознательная дисциплина, дети приучаются
к соблюдению правил справедливости,
умению контролировать свои поступки,
правильно и объективно оценивать
поступки других. Игра для детей — важное
средство самовыражения, проба сил. В играх
воспитатель может лучше узнать своих
воспитанников, их характер, привычки,
организаторские способности, творческие
возможности, что позволит ему найти наиболее
правильные пути воздействия на каждого
из детей. И, что тоже очень важно, игры
сближают воспитателя с детьми, помогают
установить с ними более тесный контакт.
Игра- исторически сложившееся общественное
явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственной человеку. Игра может быть
средством самопознания, развлечения,
отдыха, средством физического и общего
социального воспитания, средством спорта.
Игры, используемые для физического воспитания,
очень разнообразны. Их можно разделить
на 2 большие группы: подвижные и спортивные.
Спортивные игры - высшая ступень развития
подвижных игр. Они отличаются от подвижных
едиными правилами, определяющими состав
участников, размеры и разметку площадки,
продолжительность игры, оборудование
и инвентарь и др., что позволяет проводить
соревнования различного масштаба. Соревнования
по спортивным играм носят характер спортивной
борьбы и требуют от участников большого
физического напряжения и волевых усилий.
Игра есть первая деятельность, которой
принадлежит большая роль в формировании
личности. В играх дети отражают
накопленный опыт, углубляют, закрепляют
своё представление об изображаемых
событиях, о жизни. Ребёнок, как и
взрослый, познаёт мир в процессе
деятельности. Занятие играми обогащают
участников новыми ощущениями, представлениями
и понятиями. Игры расширяют круг
представлений, развивают наблюдательность,
сообразительность, умение анализировать,
сопоставлять и обобщать виденное,
на основе чего делать выводы из наблюдаемых
явлений в окружающей среде. В
подвижных играх развиваются
способности правильно оценивать
пространственные и временные отношения,
быстро и правильно реагировать
на сложившуюся ситуацию в часто
меняющейся обстановке игры. Большое
образовательное значение имеют
подвижные игры, проводимые на местности
в летних и зимних условиях: в пионерских
лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях.
Игры на местности способствуют образованию
навыков, необходимых туристу, разведчику,
следопыту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!—М.,
1983.
2. Эльконин Д.Б. Психология игры.; М. 1978
3. Панфилова
М.А. Игротерапия общения. /Методическое
пособие для воспитателей и методистов
дошкольных учреждений/.; М., 1995