Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 20:25, статья
Актуальность исследования: при определении концептуальных особенностей инновационных процессов в сфере физической культуры и спорта, следует акцентировать внимание на том, что физическая культура и спорт являются частью культуры общей, а также на том, что инновации, в определенной мере затрагивающие культуру общества, представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Сфера физической культуры и спорта сама по себе заведомо обладает большим инновационным потенциалом, в ее сущности заложена потребность в нововведениях
Терещенко А.В.
Научный руководитель: Егоров Дмитрий Евгеньевич
Белгородский государственный технологический
Университет им. В. Г. Шухова
ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Актуальность исследования: при определении концептуальных особенностей инновационных процессов в сфере физической культуры и спорта, следует акцентировать внимание на том, что физическая культура и спорт являются частью культуры общей, а также на том, что инновации, в определенной мере затрагивающие культуру общества, представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Сфера физической культуры и спорта сама по себе заведомо обладает большим инновационным потенциалом, в ее сущности заложена потребность в нововведениях [1].
Таким образом, нетрадиционные виды спорта, как все новое и неизученное, вызывают большой интерес у студентов. Кроме того, немаловажную роль играет реклама новых видов спорта, чаще всего родившихся за рубежом, способствующая возникновению моды, а иногда и бума – резко возрастающего интереса огромной аудитории. В настоящее время известно более 50 нетрадиционных видов спорта. Условно их можно разделить на следующие группы: гимнастика и танцы, единоборства, технические виды, игры. Некоторые из этих новых видов спорта появились на основе традиционных классических видов и в самом начале своего рождения не считались самостоятельными, а были лишь разновидностью того или иного вида спорта [2].
Многие нетрадиционные виды спорта дошли до нас из глубокой древности. Это так называемые восточные системы физических упражнений. Очень сильная сторона восточных систем – стремление к осознанию связи “внешнего” с “внутренним”, т.е. к осмыслению упражнения, пониманию того, что телодвижения являются видимым отражением процесса во всем организме. Подчеркивается роль мышления, воли человека в процессе познания самого себя через физические упражнения. Отсюда возникновение различных приемов саморегуляции психических состояний, концентрации внимания, расслабления, дошедших до нас в форме психорегулирующей, аутогенной тренировки, медитации.
Современная система высшего профессионального образования (переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, повышение уровня конкурентоспособности вузов, внедрение телекоммуникационных систем и широкое использование информационных сетей Интернет, Интернет-тестирования и образовательной диагностики) нацелена на качественно новый уровень подготовки будущих специалистов, способных к инновационным технологическим решениям, неординарно мыслящих и творчески ориентированных, у спортсменов имеется комплекс ряда общих личностных качеств, способствующих рациональной организации процесса их подготовки. Однако от специфики каждого вида спорта зависит формирование тех или иных профессионально важных качеств для достижения успеха в отдельно взятом виде спорта.
Йога – философско-религиозная система, в основе которой лежат умение и метод управления психикой и физиологическими проявлениями организма человека. Философы-материалисты трактуют этот термин как единение, гармонию полного физического здоровья и духовной красоты человека. Слово “гимнастика” привнесено в йогу в связи с тем, что при выполнении упражнений применяется гимнастический метод, характерный строгой регламентацией, дозированием телодвижений по амплитуде, направлению, степени мышечных усилий, точностью исходных и конечных положений. Занятия йогой соединяют в себе методы достижения искусства напряжения и расслабления мышц, основанные на формуле: растяжение, релаксация, глубокое дыхание, усиленная циркуляция крови и концентрация. Знаменитые “асаны” йоги – не просто принятие различных замысловатых поз и расслабления, а настоящая сложная техника контроля над телом и концентрация внимания на нем.
Стретчинг – система специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах. Считается, что предшественником современного стретчинга являются позы йоги и других восточных систем. Заниматься стретчингом можно не только в спортивном зале, но и в домашних условиях, учреждениях и т.п. Стретчинг развивает гибкость, подвижность в суставах, способствует улучшению жизненного тонуса. Стретчинг широко применяется как вспомогательное средство в различных видах спорта.
Каратэ – древнейшее военное искусство Востока – в наши дни стало одним из видов единоборства и получило широкое распространение во всем мире. Оно является лишь состязанием в демонстрации бойцовской техники. Это как бы фехтование на руках и ногах с имитацией ударов по жизненно важным точкам человеческого тела. Искусство бойца заключается в том, чтобы удар рукой или ногой максимальной быстроты и силы в одну из этих точек был остановлен в миллиметре от тела соперника, и чтобы боец, наносящий удар, мгновенно занял затем исходное положение. Главное – скорость и концентрация максимальной силы в момент удара. Малейшее касание тела соперника строжайше наказывается. Основа обучения каратэ – максимальная дисциплина, полный контроль спортсмена над своими движениями.
Акватлон - зародился в одном из московских вузов. Он включает в себя два раздела: спортивный и боевой. Спортивный раздел представляет собой плавание под водой на время в ластах, ориентирование под водой и т.п., боевой – борьбу под водой. Эти направления развивают выносливость, смелость, силу и другие качества.
Виндсерфинг – гонки по воде на доске или под парусом без руля. Вес доски 25 кг, парус свободно вращается вокруг своей оси, что придает сооружению большую маневренность при управлении одним человеком. Виндсерфинг изобретен в США, в настоящее время успешно развивается и в России.
Скейтбординг – катание на доске с роликами. Занятия проводятся на площадках с асфальтовым или другим ровным и твердым покрытием с участками, имеющими уклоны различной крутизны и препятствия. Занятия скейтбордингом укрепляют голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, способствуют совершенствованию равновесия, развивают ловкость, гибкость, силу, выносливость, быстроту движений.
Роллер-спорт - позволяет развивать гибкость, ловкость, координацию движений и в то же время не дает ударной нагрузки на суставы и сухожилия, как при беге трусцой.
Триатлон - включает в себя плавание, велосипедный кросс (велогонка) и бег. Соревнования проводятся в один день без перерыва между видами троеборья. Программа триатлона (величина дистанции) может быть различной, ее могут определять сами спортивные коллективы. Наиболее распространены среди студентов следующие программы: плавание – 1 км, велокросс – 50 км, бег – 25 км или: плавание – 1,5 км, велокросс – 40 км, бег – 10 км. Победителем считается тот, кто быстрее преодолел всю дистанцию троеборья. Триатлон позволяет развивать выносливость.
Снежный серфер (монолыжа) – спуски с гор по снегу на одной лыже с выполнением различных поворотов. Лыжа короткая и широкая, ее передняя часть круто загнута вверх, несколько загнут вверх и задник. Скользящая поверхность имеет десять металлических кантов. Стоять на монолыже на большой скорости помогают веревочные вожжи с деревянной ручкой, прикрепленные к носку лыжи и в ее центре.
Бейсбол - (в переводе с английского “бейс” – база, “бол” – мяч). Игра проводится на площадке, представляющей собой сектор, в котором имеется внутреннее поле в виде квадрата со сторонами длиной 27 м 45 см. По углам квадрата расположены базы, внутри квадрата размечен круг, откуда мяч вводится в игру. Игра напоминает русскую лапту, когда игрок после отбивания мяча пробегает по базам. Одновременно играют две команды, время игры не ограничено. Побеждает та команда, которой удается за девять иннингов (в ходе каждого иннинга соперники по одному разу играют в нападении и в обороне) совершить большее количество полных пробежек по базам и таким образом набрать большее количество очков. Играть в бейсбол можно практически в любом возрасте. Он развивает силовые и скоростные качества, глазомер, умение взаимодействовать в коллективе.
Сквош - напоминает бадминтон. Эта игра проводится в коробке с бортами более высокими, чем при игре в хоккей. Ракетки несколько более массивные, чем при игре в бадминтон, мяч диаметром 4 см изготовлен из черной резины. Счет ведется так же, как при игре в бадминтон. Сквош помогает развивать силу мышц, быстроту реакции, глазомер. В сквош играют более 10 млн. человек почти в ста странах мира.
Сепактакроу – волейбол без игры руками. В переводе с малайского языка – “игра ногой в мяч”. В игре участвуют две команды по пять человек, располагающиеся на площадке, равной по размеру корту для бадминтона, с сеткой. Мяч рукой набрасывается на ногу подающего игрока своей команды, а соперники принимают мяч ногой или головой (руками можно только подавать). Далее действуют волейбольные правила счета и трех передач мяча на своей площадке. Сепактакроу – наиболее популярный вид среди молодежи. Помогает развивать ловкость, точность удара, глазомер, равновесие [3].
Целью физического образования является удовлетворение объективной потребности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профессионально значимых умений и навыков. В круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании.
Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педагогическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критерием эффективности этого концептуального подхода является существенное сокращение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познавательной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента.
Студенческий спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.
Вывод: Внедрение и использование инновационных технологий способствует повышению эффективности системы физкультурного образования, обеспечению комфортных, бесконфликтных и безопасных условий, развитию основных физических качеств и способностей у обучающихся. Благодаря применению инновационных технологий мы воспитываем устойчивый интерес и положительное эмоционально-ценностное отношение к урокам физической культуры, к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, что в наш век высоких технологий, очень важно [4].
Список литературы:
Информация о работе Инновации в области физической культуры, спорта, физического воспитания