Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:48, реферат
Самое раннее стремление человека совершенствовать тело, дисциплинировать дух и формировать характер молодёжи посредством отобранных форм физической активности и специального режима, несомненно, может быть датировано доисторическим периодом. Исследование древних обычаев Китая и Индии, Египта, Вавилона и Ассирии, финикийцев и карфагенян, персов и евреев привело к некоторым любопытным фактам. Но если цель состоит в том, чтобы исследовать развитие современных форм физкультуры в Европе и Америке и отметить существенные вклады и модификации, введенные на различных этапах, достаточно начать с Греции, с середины I века - Саламий и Фермопил (480 г. до н.э.).
Вступление……………………………………………………………….2
Древнегреческая гимнастика……………………………………………3
Спартанская система воспитания……………………………………….3
Афинская система воспитания………………………………………….6
Общеэллинские игры в Древней Греции……………………………….8
Список используемой литературы…………………………………….12
Содержание:
Самое раннее стремление человека совершенствовать тело, дисциплинировать дух и формировать характер молодёжи посредством отобранных форм физической активности и специального режима, несомненно, может быть датировано доисторическим периодом. Исследование древних обычаев Китая и Индии, Египта, Вавилона и Ассирии, финикийцев и карфагенян, персов и евреев привело к некоторым любопытным фактам. Но если цель состоит в том, чтобы исследовать развитие современных форм физкультуры в Европе и Америке и отметить существенные вклады и модификации, введенные на различных этапах, достаточно начать с Греции, с середины I века - Саламий и Фермопил (480 г. до н.э.). Там мы видим "гимнастику" общепринятой как необходимая часть образования, предоставляющая все для осуществления занятий молодых людей и взрослых мужчин, поддерживаемая и управляемая в государственных учреждениях. Также общепринятыми были большие фестивали, отличительной чертой которых были соревнования в физическом мастерстве. А в более позднее время величайшие скульпторы изображали идеальные фигуры спортивных людей. Всё это говорит о том, что физическая культура является самой древней культурой, и наибольшего развития получила именно в Греции.
Древнегреческая гимнастика. Возникновение греческой античной культуры имеет свою предысторию, и связана она с крито-микенским периодом, или ранним этапом античности. Центром этой культуры в конце III и середине II тысячелетий до н.э. был остров Крит в Эгейском море, а несколько позже та часть греческого материка, где находится город Микены. Культура этого периода получила название крито-микенской, или эгейской.
На Крите археологами найдены остатки обширных сооружений в Кносе и Фесте, представляющие собой комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь такого сооружения в Кносе достаточно велика и составляет 24 тыс. квадратных метров.
В этот период в Кносе получила развитие физическая культура, подобная древневосточной. Популярны были обряды посвящения в звание, в которых принимали участие несколько общин. Также устраивались ритуальные турниры ради получения хорошего урожая, в которых уже встречаются борьба, бег с оружием, метание копья, кулачный бой и состязания на колесницах.
Праздники устраивались в пещерах, на вершинах гор, а также и во дворцах, где было специально оборудовано просторное помещение с широкими лестницами по бокам, служившими одновременно и трибунами для публики.
Спартанская система воспитания. Особые формы физического воспитания были в Спарте - городе, который занимал обособленное положение среди других греческих полисов. Спартанское государство было образовано в Лаконике в результате покорения дорийцами местных племен. Это определило его социальную структуру: немногочисленный привилегированный класс рабовладельческой аристократии (спартиаты, приблизительно 10 000 человек) эксплуатировал полусвободное местное население периэков (приблизительно 30 000 человек) и абсолютно бесправных илотов (около 200 000 человек). Спарта часто вела войны с соседями. Порабощенное население - илоты - иногда восставало. Это требовало, чтобы все мужское население Спарты несло воинскую повинность в специальных воинских отрядах, где была суровая воинская дисциплина. В конечном итоге это привело к созданию в Спарте в VI в. до н.э. милитаристского режима.
Одновременно это послужило основанием к появлению в Спарте особой системы воспитания молодежи. Образование было привилегией спартиатов; периэки получали лишь навыки, необходимые для занятий ремеслами и торговлей, илоты не проходили никакого обучения - занимались земледелием. Начиналось воспитание со дня рождения младенца. Его отец обязан был показать новорожденного совету старейшин. И если совет старейшин определял младенца хилым, слабым, нежизнеспособным, то его сбрасывали, по преданию, в ущелье с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они закалялись с момента рождения.
До 7 лет дети воспитывались в семье. Уже здесь их приучали не бояться темноты, терпеть боль, питаться любой без разбора пищей. С 7 лет воспитание детей проходило в государственных интернатах. Все мальчики разделялись на отряды (имевшие свои названия) соответственно возрасту. Их воспитанием руководили представители государства, отбиравшиеся из свободных и уважаемых граждан. В обучении могли принимать участие и любые свободные спартиаты, которые приходили на тренировки, наблюдали, давали советы и имели право наказывать.
Основу физического воспитания составляли бег, борьба, метание диска и копья. Девочки также должны были выполнять эти упражнения, чтобы их будущие дети были крепки телом. Законы Спарты запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Физическое воспитание юношей дополнялось охотой и военными играми.
Главной целью спартанского воспитания было достижение полной физической закаленности. По словам древнегреческого историка Плутарха, спартанские мальчики грамоте учились лишь в том объеме, без которого нельзя обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В 12 лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год верхнее платье, грязные, запущенные; за весь год лишь несколько раз они ходили в баню. Спали они вместе, по отрядам, на подстилках, которые сами себе готовили из тростника на берегу Эврота.
Физическая подготовка вначале проводилась на открытой площадке за городом, которая называлась «дромос» (бег): очевидно, бег являлся основным видом подготовки. Позже учебная площадка была переведена в город и стала называться «палестрой» (от слова «пале» - борьба, т.е. место, где занимались борьбой).
Также возникли гимнасии, получившие свое название от слова «гимнос». Первоначально, у Гомера, это слово означало «без оружия», потом - «без верхней одежды» и окончательно стало употребляться в значении «обнаженный». Юноши в гимнасиях занимались физическими упражнениями, как правило на берегу реки, обнаженными, чтобы одежда не стесняла движения.
Уровень физической подготовки юношей проверялся во время празднеств, на которых они должны были доказать свое право на переход в общество взрослых мужчин.
В более позднее время юношей-спартиатов подвергали испытанию на мужество - их бичевали. Также одним из жестоких испытаний был обычай «криптий», когда 15-летние спартиаты во время ночных походов ловили находившихся вне дома илотов и убивали их.
С 16 до 20 лет юноши занимались в отрядах эйренов, где больше внимания уделялось уже упражнениям с оружием, строевой подготовке. Практиковали боевые танцы, во время которых имитировался поединок с противником, умение управляться со щитом и копьем.
С 20 лет юноши после успешных испытаний переходили в группу эфебов, где подготовка длилась до 30 лет. Вследствие такого воспитания воинов Спарта достигла большого могущества и являлась в VI в. до н. э. сильнейшим полисом Греции. Это проявлялось даже на олимпийских состязаниях эллинов. В течение VII в. до н.э. победителями игр постоянно становились спартиаты. Поэтому древнегреческие полисы заимствовали опыт спартанской системы воспитания. Систематическая физическая подготовка спартанцев практически вся являлась качественно новым явлением в истории физической культуры, так как здесь право на занятия физическими упражнениями было всеобщим для всех граждан, кроме рабов-илотов.
Однако пренебрежение духовным развитием личности явилось одной из причин застоя в общественном развитии Спарты. К тому же вследствие постоянных войн неуклонно снижалась численность спартиатов, что в итоге привело к ослаблению Спарты, которая в конце VI в. до н.э. начала утрачивать свое политическое и культурное значение среди греческих полисов, в том числе и в сфере физической культуры.
Афинская система воспитания. В конце VII - начале VI в. до н.э. в Греции доминирующее положение начало переходить к Афинам, которые избрали путь развития, прямо противоположный пути Спарты. После избрания в 594 г. до н.э. на высшую должность архонта Салона был проведен ряд политических реформ, направленных на ликвидацию основных прав родовой аристократии. Реформы Салона открыли путь новой общественной форме управления государством - афинской демократии. Проводимые реформы затронули и систему физического воспитания, право на которое получили все афиняне, кроме рабов.
В Афинах, в отличие от Спарты, воспитание детей было частным делом родителей, которые после достижения детьми 7-летнего возраста отправляли их в школу грамматиста, где они обучались чтению, письму и счету, а позже или одновременно - в школу кифариста, где занимались музыкой, пением, декламацией. Некоторые авторы эти школы называли мусическими (от слова «муза» - богиня-покровительница искусства, науки). С 12-14 лет они посещали палестры, частные школы, где под руководством педатриба в течение 2-3-х лет занимались гимнастикой. Здесь же велись беседы на политические и нравственные темы.
Наиболее богатые граждане Афин содержали свои палестры, где занимались их сыновья (девушки в Афинах не обязаны были заниматься физическими упражнениями).
Кроме палестр, в Афинах существовали общественные учебные заведения - «гимнасии», возглавляемые гимнасиархами, которые несли ответственность перед общиной. Гимнасии были трех типов - академии, ликеи, киносарги - и строились обычно вблизи храмов. В них, кроме физической подготовки, ученики развивали умственные способности, получали эстетическое и этическое воспитание. Гимнасии посещали ученики с 16-18 лет. После 18 лет дети наиболее имущих граждан обучались в группах эфебов, где они готовились управлять государством, изучали законы, учились командовать войсками, изучали тактику, строевую подготовку, различные виды воинской подготовки, а также философию.
В целом античную гимнастику древних греков можно разделить на три части: палестрику, орхестрику и игры. Палестрика включала в себя: а) главные упражнения (различные виды бега, прыжков, метаний копья и диска, борьбу, кулачный бой); б) военные упражнения (метание с помощью пращи, удары боевым копьем, стрельбу из лука); в) специальные упражнения (верховую езду, езду на колесницах, плавание); г) сферистику (игры в мяч).
В орхестрику входили акробатика, хореография, танцы в кругу, выполняемые под музыку. В раздел игр входили детские подвижные игры с палками, колесом, шаром, мячом и др.
В середине V в. до н.э. одновременно с допуском юношей на общегреческие соревнования в обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пентатлона (пятиборья) и панкратиона (соединение борьбы с кулачным боем).
К концу V в. до н.э. физическая
культура Афин несколько видоизменилась,
на первый план вышли оздоровительно-
В конце V - начале IV в. до н.э. в греческом обществе наблюдается кризис производственно-экономических отношений, который закономерно отразился и на сфере физической культуры. Связано это было в первую очередь с новыми требованиями воинской подготовки и тактики, а также изменением отношения господствовавшего слоя к труду, массовым использованием физической силы рабов. В военном деле возросла роль легковооруженных воинов и матросов. Наметился переход к профессиональной армии. Утомительные тренировки в беге и борьбе стали не востребованными аристократической верхушкой.
Общеэллинские игры в Древней Греции. Существует множество мифов и легенд об истории возникновения общеэллинских игр. Связаны они чаще всего с какими-то значительными фактами из жизни их устроителей, таких как завоевание трона, победа над врагом, бракосочетание, похороны.
Становление общеэллинских игр произошло от древних обрядов посвящений молодежи, подвергавшейся различным испытаниям в скорости, силе, выносливости, а также ритуальных магических церемоний, посвященных успехам в земледелии, или при погребении умерших знатных людей рода.
На территории Древней Греции в конечном итоге образовалось несколько центров, наиболее масштабных и популярных среди эллинов, по проведению состязаний.
Панафинейские игры включали в себя конные, гимнастические и мусические состязания. Победителей игр награждали оливковыми венками и амфорами с освященным оливковым маслом. В Афинах изготовляли специальные амфоры с изображением видов состязаний, позже получившие распространение и в других городах и колониях Древней Греции. Впоследствии, в I—II вв. н.э., амфоры стали заменять кубками.
Для игр в Афинах был построен подковообразный стадион со ступенчатыми трибунами примерно на 50 000 мест и ареной длиной 204 и шириной 33,4 м, где проводились состязания в беге, прыжках, метании, борьбе и кулачном бое. Здесь также выступали музыканты, поэты и певцы. Конные состязания проходили за чертой города у крепостных стен, которые превращались в зрительские трибуны.
Информация о работе История физической культуры Древней Греции