История физической культуры и спорта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

История физической культуры и спорта (История ФКиС) включает в себя три основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.
Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние говорили: «Historia est magistra vita» - «История - наставник жизни».

Содержание работы

1. Введение
2. Физическая культура и спорт в России
2.1 Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом
2.2 Создание Олимпийского комитета России
2.3 Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций
2.4 Развитие спортивной науки
2.5 Подготовка спортивных резервов
2.6 Спорт, соревнования, спартакиады
2.7 Развитие спорта инвалидов
2.8 Профессионализация спорта
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Департамент науки и профессионального образования ГОУСПО.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Съезд избрал Международную  конфедерацию спортивных организаций (МКСО) - «Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли 11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-спортивных объединений.

Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных государств, установить связи и сотрудничество с государственными, профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих организаций с Международным и Национальными олимпийскими комитетами.

За пять лет существования  МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО объединяла 13 спортивных организаций  из бывших союзных республик СССР.

Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и др.

Значительное место  в спортивном движении Российской Федерации  занимает физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической культуры и спорта».

Экономические трудности не мешают обществу регулярно проводить среди  занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам спорта.

МКСО и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими  в стране ведомственными спортивными  организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность  России» (бывшее ДСО «Трудовые резервы»), РОСТО (Российская оборонно-техническая организация) - правопреемник ДОСААФ.

Каждая из этих организаций активно  приобщает россиян к занятиям физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный  спортивный клуб армии, который в  мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.

Все спортивные организации России, в том числе физкультурно-спортивные общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.

Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и многие другие.

2.4 Развитие спортивной науки

К моменту распада  СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.

В основном научно-исследовательские  проблемы решались в четырёх научно-исследовательских  институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

К концу 80-х - началу 90-х  гг. результаты деятельности ведущих  научных коллективов страны в  области физиологии, биохимии, психологии, теории и практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры, педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.

После распада СССР положение  спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко  сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных на парламентских слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.

Трудности в госфинансировании  привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них  выехала за рубеж и трудится там  в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.

Кроме недофинансирования отрицательное влияние на развитие спортивной науки в стране имели  постоянные изменения в структуре  руководящих физкультурных органов  страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

Положение усугублялось ещё и тем, что большинство  российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.

И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л.П.Матвеев, В.М. Зациорский, И.П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В.А. Рогозкин, Р.Д. Сейфулла, Ф.А. Иорданская).

В 1996 г. на Всероссийском  совещании руководителей научных  организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены основные направления научных исследований в области спорта, туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.

Названные направления  научных исследований охватывают пять основных проблем:

* формирование физической  культуры и здорового стиля  жизни человека;

* человек в экстремальных  условиях двигательной деятельности;

* организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение  сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного  комплекса;

* теоретические и методические  основы развития и совершенствования  системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

* основные проблемы  спортивного и олимпийского движения.

То, что российская спортивная наука находится на правильном пути, было подтверждено международным форумом  «Молодёжь - Наука - Олимпизм», прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики десятка стран всех регионов мира.

2.5 Подготовка спортивных  резервов

Основной формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России является сложившаяся и проверенная система разнообразных детско-юношеских спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями в историю отечественной школы спорта 30-х гг. ХХ в.

Главным звеном этой системы  выступают спортивные школы разных профилей. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП).

Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов  по олимпийским и неолимпийским  видам спорта.

Несмотря на скудное  финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры на приз «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире в Канаде.

Успешно осуществлялось в те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской  спортивных организациях. И как результат  на Играх XXVI Олимпиады в Атланте  спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых - золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.

Для создания спортивного  резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского  комитета образования Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса.

Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских  игр 1998 г. под патронажем МОК функции  Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано более 46,7 тысяч спортсменов. Они являлись основным резервом сборных команд страны.

Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России. Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64 школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в сборные команды страны в качестве основного или резервного состава.

2.6 Спорт, соревнования, спартакиады

После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.

В стране ежегодно проводилось  значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта - хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних - плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях.

На чемпионате Европы по лёгкой атлетике в Хельсинки (август 1994) Россия среди 47 стран выиграла эти  состязания, завоевав 25 медалей, из которых 10 золотых, значительно опередив Германию, ставшую второй.

В 1995 г. сборная команда  России по тяжёлой атлетике выиграла в командном зачёте чемпионат мира в Гуаньчжоу. Среди супертяжеловесов лучшим стал А. Чемеркин.

В сезоне 1996 г. неплохо  выступили представители России в зимних видах спорта. Начало 1999 г. было удачным для юниоров: выступая в Канаде на чемпионате мира по хоккею с шайбой, они стали первыми. Хоккеистов поддержали наши фигуристы. На чемпионате Европы в Праге и чемпионате мира в Хельсинки они завоевали золотые медали во всех видах фигурного катания. На хельсинском льду Мария Бутырская (одиночное катание) впервые в российском спорте стала чемпионкой мира, а Алексей Ягудин (одиночное катание), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (парное катание), Анжелика Крылова и Олег Овсянников (танцевальные пары) подтвердили успех отечественной школы фигурного катания.

Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет стала Спартакиада  трудящихся (1997). Финалу Спартакиады  предшествовали широкие отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской Федерации В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли финальные соревнования уже второй Спартакиады.

Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994 серебряными призёрами  чемпионата мира в Торонто.

 

2.7 Развитие спорта  инвалидов

Учредительная конференция Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР состоялась в Таллине в июне 1988 г. Председателем Федерации был избран В.И. Дикуль. Уже в следующем году начинают повсеместно создаваться спортивные клубы инвалидов.

С распадом СССР резко  сократилось финансирование инвалидного спорта со стороны как государственных, так и профсоюзных организаций. Однако трудности эти не помешали Российской Федерации укомплектовать в 1992 г. команду СНГ инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для выступления в Барселоне в IX Летних Паралимпийских играх. Были показаны неплохие результаты в плавании, лёгкой атлетике и стрельбе из лука. В 1994 г. сборная Российской федерации впервые выступила самостоятельной командой в VI Зимних Паралимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия).

Результаты выступления  российских спортсменов-инвалидов  в значительной степени активизировали внимание общественности к проблемам  спорта. В регионах страны были созданы  комитеты, комиссии, ассоциации спортсменов-инвалидов. Разработаны первые учебные программы подготовки педагогов соответствующего профиля. Постепенно была налажена подготовка кадров по адаптивной физической культуре.

В последние годы в  стране удалось создать для инвалидов  специализированные юношеские школы, где культивируются отдельные виды спорта: в Москве - лёгкая атлетика и плавание, в Санкт-Петербурге - настольный теннис, в Саратове - плавание. По этим и другим видам спорта проводятся чемпионаты страны.

Значительную поддержку  инвалидному спорту оказывает Олимпийский комитет России, Международная и Российская конфедерации спортивных организаций «Профспорт». В 1998 г. Совет по делам инвалидного спорта при Президенте РФ рассмотрел вопрос «О состоянии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов в Российской Федерации». Совет отметил некоторые достижения и значительные трудности в развитии сорта среди инвалидов.

Информация о работе История физической культуры и спорта в России